Аппликация в детском саду: материалы, виды, приёмы и способы вырезания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:56, реферат

Краткое описание

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр.

Вложенные файлы: 1 файл

Аппликация в детском саду РЕФЕРАТ.docx

— 749.78 Кб (Скачать файл)

При работе с клеем необходимо иметь влажную и сухую тряпочки: влажная – для протирания рук от клея; сухая – для придавливания наклеиваемых изображений и снятия лишнего клея.

В процессе работы над аппликацией вырезанные из бумаги изображения промазывают клеем на листе бумаги или клеенке. Новое промазывание рекомендуется делать на чистом участке листа, чтобы на цветную сторону не попадал клей, так как от него остаются следы.

Чтобы вырезанные фигурки не потерялись, а обрезки не валялись на полу, раскладывайте их сразу в две разные коробочки – это гораздо удобнее, чем искать нужную фигурку среди обрезков.              

Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т. д.

 Наиболее сложными  для детей являются действия, связанные с процессом вырезания  ножницами определенных форм  и конфигураций для получения  красивого изображения предметов  и явлений окружающей действительности. Для этого ребенок должен усвоить  логику движений правой руки  с ножницами, согласовать их с  действиями левой руки, которая  подводит бумагу под лезвия  ножниц. От координации движений  обеих рук зависит качество  процесса вырезания. Здесь важную  роль играет толщина бумаги, положение  ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны резать, а не  мять ее).

 Приемы работы с  ножницами дети усваивают, подражая  способам действий взрослого. Поэтому  педагог должен показать правильные  способы работы ножницами, учитывая  те трудности, которые обычно  испытывают дети. Например, воспитателю  надо следить, чтобы ребенок не  заносил вперед локоть руки  с ножницами, контролировал движения  обеих рук, зная, что широко раскрытыми  ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями  — маленькие детали.

 Рассмотрим подробнее основные приемы вырезания, исходя из принципа постепенного нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп:

а) вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации;

 б) симметричное вырезание  предметов и элементов узора;

 в) вырезание на глаз  сложного контура предметов асимметричного  строения.

1. Вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации;

Разнообразие содержания занятий по аппликации основано на необходимости научить детей дифференцировать, называть и изображать геометрические формы разной конфигурации, которые они должны целесообразно применять в узорной деятельности, при изображении предметов и создании сюжетно-тематических композиций. Сюда включается умение группировать и дифференцировать фигуры прямоугольные (квадрат, прямоугольник), косоугольные (треугольник, ромб, трапеция, многоугольник), а также округлые (круг, овал, эллипс). В процессе вырезания дети должны научиться достаточно точно передавать особенности этих фигур.

 

 

Разные приемы их изображения представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Приемы вырезания из бумаги геометрических фигур

Здесь показано вырезание разных геометрических форм на глаз, приемом складывания из различного вида заготовок, а также приемы тиражирования фигур (приемы тиражирования геометрических фигур путем сгибания заготовок на несколько частей используются на занятиях с детьми только старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет.) для узорных композиций. Так можно вырезать и два прямоугольника, и восемь. В первом случае заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез (рис. 1, 1). Во втором примере для получения восьми прямоугольников-полосок заготовку сгибают пополам трижды и разрезают по сгибам семь раз (рис. 1, 2). Такое тиражирование позволяет получить несколько одинаковых фигур. Это могут быть окна для многоэтажного дома или автобуса, флажки для составления гирлянды и т. д.

 Квадрат вырезают также  из полоски, предварительно рассчитав  соотношение ширины и длины. Например, для получения двух фигур берут  заготовку 4X8 или 3x6 см. Когда же требуется  вырезать большее количество  квадратов, то заготовку увеличивают  по длине. Так, из полоски 4X16 см  получают четыре фигуры, а из  заготовки 4X32 см — вдвое больше (рис. 1, 3, 4).

 Треугольник можно  вырезать по-разному. Самым простым  приемом  является разрезание квадрата пополам по диагонали косым срезом от одного угла к противоположному (рис. 1, 5). Для тиражирования треугольников применяют тот же прием складывания полоски бумаги, но по-другому: сначала заготовку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой за сгиб, делают диагональный разрез, как и в первом случае (рис. 1, 6). Так, из полоски 4X16 см сразу получают семь треугольников.

 Для изображения трапециевидной  формы противоположные узкие  стороны полоски соединяют друг  с другом и по косой линии  срезают угол (рис. 1, 7). А ромб можно  вырезать двумя способами: сгибая  прямоугольник пополам вдоль и поперек и отрезая после сгиба каждый угол с одного конца к другому (рис. 1, 8) или на полоске на одинаковом расстоянии друг от друга на глаз делают косые параллельные срезы по длине (рис. 1,9).

 Чтобы более точно  вырезать многоугольник (шести- и  восьмиугольник), квадрат складывают  пополам два раза по вертикали  и горизонтали, затем, отступя от  центра сгиба, отрезают угол (восьмиугольник  — рис. 1,10). Для изображения шестиугольника  квадрат складывают сначала пополам, а затем еще на три части. После складывания косым срезом  от одного конца к другому снимают угол (рис. 1,11).

 Округлые формы (круг, овал, эллипс) вырезают из квадрата, прямоугольника и полоски, плавно  закругляя все четыре угла (рис. 1, 12—14).

Описанные приемы вырезания геометрических фигур используются как при составлении геометрических орнаментов, так и при изображении предметов простой и сложной формы, части которых являются близкими к очертаниям тех или иных эталонных форм (к предметам простой формы относят такие, основу которых составляет какая-то одна фигура, близкая к квадрату, кругу, прямоугольнику и т. д., допускающая небольшие отклонения. Предметы же сложной или комбинированной формы состоят из сочетаний нескольких форм, отражающих специфику их строения, пропорциональную взаимосвязь и пространственное расположение частей.). Так, правильную форму имеют шар, мяч, арбуз, апельсин, дыня, слива, ягоды смородины, рябины, полотнище флага, бусинки и др. При их изображении в аппликации используют приемы вырезания геометрических фигур соответствующей формы. Конкретные признаки предмета в аппликациях передают подбором окраски бумаги (зеленый арбуз, желтая дыня, оранжевый апельсин, красный флаг, разноцветные шары и мячи).

Величинные соотношения предметов ярко выступают при их сопоставлении: например, арбуз и апельсин, дыня и слива, большие и маленькие шары, кубики, флажки. Для этого детям дают заготовку разного цвета и размера, а задание оговаривают в соответствующей формулировке: «Вырежьте и наклейте мячи большие и маленькие, красные, синие, зеленые».

 Сопоставление в аппликации  предметов по форме, окраске, величине, расположению предметов (рядом, на  одной линии, друг за другом, ближе, дальше) помогает детям закрепить  усвоенные приемы работы с  бумагой, использовать их в разных  видах заданий, что в итоге  способствует развитию у дошкольников  эстетических чувств, пространственных  ориентировок и глазомера.

 От занятия к занятию  ребенок упражняется в правильном  отображении прямоугольной, треугольной, округлой формы предметов, закрепляя знание этих особенностей при передаче очертаний знакомых предметов.

Какими же способами можно получить изображения в аппликации?

  • Обрывная аппликация. Этот способ доступен самым маленьким детям, так как не требуем специальных технических умений. Но и старшие дети с удовольствием пользуется этой техникой для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыпленок, лохматый медвежонок). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок более тонкими и целенаправленными движениями.
  • Симметричная аппликация. Этот способ хорош для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или же для получения двух совершенно одинаковых изображений. «Заготовку» – квадрат или прямоугольник подходящего размера - складываем пополам; держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения (для одинарных симметричных образов) или весь силуэт (для двойных изображений).
  • Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или мысленно представляемому контуру.
  • Ленточная аппликация. Этот способ сходен с симметричной аппликацией. Отличие в том, что он позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или соединенных между собой. Полосу или прямоугольник бумаги складываем несколько раз пополам или гармошкой и получаем изображение так же, как при симметричном вырезывании. Выходят целые «хороводы» елочек, зайчиков, игрушек, петрушек.
  • Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру.
  • Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм - любых рваных кусочков или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников, трапеций…

Любая тема, любой предмет может быть исполнен в аппликации любой техникой.

 

 

 

 

 

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

Полученный детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а так же формирования предпосылок сюжетного рисунка и развития речи на более поздних возрастных этапах.

Занятия аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М., 1988.
  2. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.. 2006.
  3. ИЛыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду/ И.А. Лыкова. М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.
  4. Малышева, А.Н., Ермолаева, Н.В. Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. М: Академия развития, 2002.- 145 с.
  5. Русакова М.А. Аппликация. - М.. 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный    университет               имени П. М. Машерова»

 

 

 

 

 

 

            Реферат

  В ДЕТСКОМ САДУ: МАТЕРИАЛЫ, ВИДЫ, ПРИЁМЫ

                        И СПОСОБЫ ВЫРЕЗАНИЯ

 

 

 

 

 

 

                                                         ВЫПОЛНИЛА:

                                                      студентка гр.ДО -7

                                                                        Вотякова Елена Анатольевна

 

2015 г.

 

 

 

 


Информация о работе Аппликация в детском саду: материалы, виды, приёмы и способы вырезания