Академическая портретная живопись XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении характерных особенностей портрета в русской академической живописи XIX века на примере творчества Брюллова и Крамского.
Задачи:
- охарактеризовать русскую культуру данной эпохи;
- рассмотреть историю портрета в русской живописи XIX века;
- определить характерные черты русской академической живописи;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика русской культуры XIX века……………............5
2. Русская живопись XIX века ……………………………………………….6
3. Развитие портрета в Русской живописи XIX века………………………..7
4. Российская Академия художеств …………………………………………11
5. Русские портретисты XIX века……………………………………………15
5.1. Карл Павлович Брюллов (1799-1852)…………………………………...15
5.2. Иван Николаевич Крамской (1837-1887)……………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ19 ВЕКА.docx

— 75.17 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова»

Художественно–графический факультет

Кафедра изобразительных искусств

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Теория и методика преподавания изобразительного искусства»

На тему: «Академическая портретная живопись XIX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Работу выполнила 

студентка 5 курса

                                                 специальности: учитель

                                                 изобразительного искусства 

                                                 заочной формы обучения

                                                 Сучкова Ольга Владимировна

                                                 Проверил доцент кафедры 

                                                 изобразительного искусства

                                                    Высоцкий Владимир Михайлович

 

 

Кострома 2014

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Краткая характеристика русской  культуры XIX века……………............5

2. Русская живопись XIX века ……………………………………………….6

3. Развитие портрета в Русской живописи XIX века………………………..7

4. Российская Академия художеств  …………………………………………11

5. Русские портретисты XIX века……………………………………………15

5.1. Карл Павлович Брюллов (1799-1852)…………………………………...15

5.2. Иван Николаевич Крамской (1837-1887)……………………………….17

Заключение…………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………..21

Приложения………………………………………………………………….22

 

Введение

Художественная культура XIX века - яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств.

Русская академическая живопись XIX века была важным фактором художественной жизни России. Рассматриваемый период развития академической живописи обладает определенным единством, отличаясь как от эпохи классицизма XVIII - начала XIX века, так и от искусства 20-40-х гг. XIX века, когда под воздействием Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова и его круга живопись в пределах Академии художеств переживала некоторый подъем. Академическая живопись составляла в XIX веке огромный по количеству и неоднородный в художественном отношении материал. Она оказывала в свое время влияние даже на реалистическую живопись, которая определила судьбу русского искусства, но которой не исчерпывалось его содержание.

Первая половина XIX в. – время сложения в русской живописи системы жанров. Выдающимися достижениями в русском искусстве 19 века характеризуется портретная живопись. Русский портрет в течение всего столетия будет являться тем жанром живописи, который наиболее непосредственно связывал художников с обществом, с выдающимися современниками. Ведь, как известно, большое количество заказов от отдельных лиц художники получали именно на портреты.

Крупнейшие исследователи русской живописи в целом, отмечают выдающуюся роль в высоком расцвете творчества великих русских художников и изобразительного искусства XIX века. Достижения и завоевания живописи XIX века, в котором проявили себя отечественные художники, имеют огромное значение и уникальную ценность в изобразительном искусстве, живописные произведения созданные русскими художниками навсегда обогатили русскую культуру.

Данная тема не перестает быть актуальной, так как, представляется очевидным то, что богатейшее портретное искусство XIX века может послужить неким ориентиром, для разнообразного современного искусства, и может стать основой для принципиально нового портрета. Тема уже довольно широко изучена, общепризнанность, и общедоступность сведений о специфике этого выдающегося периода в искусстве может сыграть важную роль в современном искусстве.

Цель данной работы заключается в выявлении характерных особенностей портрета в русской академической живописи XIX века на примере творчества Брюллова и Крамского.

Задачи:

- охарактеризовать русскую культуру данной эпохи;

- рассмотреть  историю портрета в русской  живописи XIX века;

- определить  характерные черты русской академической  живописи;

- изучить творческую биографию выдающихся портретистов XIX века.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

1. Краткая  характеристика русской культуры  XIX века

XIX столетие  в истории России явилось прямым  продолжение предыдущего. Россия  продолжала расширять свои территории. После присоединения Северного  Кавказа, Средней Азии и других земель она стала не просто огромной, но поистине необъятной страной - империей. Начатые Петром I преобразования также продолжались. Россия медленно и как бы нехотя выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в Новое время. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно.

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне всевозрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года. Консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 так же сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX в., были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., крепостничество и реформа 1861 г. по его отмене.

 

2. Русская  живопись XIX века

Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX в. представляют О.А. Кипренский и С.Ф. Щедрин. Первый известен главным образом как портретист, написавший «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин», «Е.П. Ростопчина» и др. Второй создал поэтические образы итальянской природы, в частности серию «Гавани в Сорренто».

В творчестве К.П. Брюллова романтизм сочетается с классицизмом. Его кисти принадлежат такие известнейшие картины, как «Последний день Помпеи», «Вирсавия» и др.

С середины XIX в. ведущим направлением в русской живописи становится реализм. Его утверждению и успешному развитию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество передвижников, куда вошли почти все лучшие русские художники того времени. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Первый создал такие шедевры, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», а также портреты «Протодиакон». «Мусоргский» и др. Второй известен полотнами «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове» и др.

Выдающимися художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Впечатляющие успехи и достижения русской культуры и сегодня кажутся удивительными и невероятными. Но они действительно были и позволили России занять достойное место в ряду передовых стран мира.

 

3. Развитие портрета в Русской  живописи XIX века

Написанный непосредственно с натуры, в живом общении с моделью, путем непосредственного ее изучения и наблюдения, портрет является основой реалистического искусства. Развитие реализма начинается именно с портрета. В России портрет появился позднее, чем в Европе. Русский портрет лишь к рубежу XVII и XVIII столетия окончательно оформился в самостоятельный жанр.

Русский портрет развивался удивительно быстро - от парсун конца XVII века к портретам Рокотова, Шубина, Левицкого, Боровиковского в XVIII веке, которые с полным правом можно поставить в один ряд с лучшими образцами современного им европейского портретного искусства. Это необычайно быстрое и плодотворное развитие объясняется в значительной мере тем, что русские художники хорошо знали западных мастеров, учились у них, никогда им слепо не подражая, сохраняя свое национальное своеобразие.

Гуманизм, особое внимание к человеку и сердечность составляют одну из главных особенностей русского портретного искусства. Русское просветительство, выработавшее высокое представление о ценности человеческой личности, оказало большое и плодотворное влияние на портретное искусство. Оно успешно развивается в первой половине XIX века, достигнув вершины в портретах Брюллова, поражающих эмоциональностью образов и красотой пластической формы.

Вторая половина XIX века была порой расцвета русского реалистического портретного искусства. В нем отчетливо отражено новое представление о ценности человеческой личности, деятельность и творческая сила которой направлены на служение народу. В это время решительно меняется круг моделей - преобладают портреты передовых деятелей национальной культуры. Художники всегда очень объективно давали оценку человеку, его общественной значимости и места в жизни русского общества. Но печать исторической эпохи и ясные черты национальности не заглушали яркости индивидуальной характеристики. Реалистическое портретное искусство художников-демократов решительно противостояло выхолощенным, льстиво салонным портретам академических и придворных живописцев. [10,с. 5]

В XIX столетии ни одна страна Европы не имела такого блестящего созвездия художников-портретистов, как Россия, где почти одновременно работали такие мастера, как Н. Ге, В. Перов, И. Крамской, Н. Ярошенко, И. Репин. К ним заслуженно должны быть присоединены имена В. Васнецова и В. Сурикова. Эти художники являются главными творцами и создателями не только ярчайших портретных характеристик выдающихся русских людей, но и типичных представителей самого народа. Именно они и прежде всего в портрете, поняли красоту и духовную ценность русского человека. Русское искусство всегда имело общую, главную основу своего бытия. И эта основа - высокий гуманизм, народность, пронизывающие русскую историческую и жанровую живопись и ярко проявившиеся в портрете. Русский портрет впечатляет своей эмоциональной силой, способностью глубоко выражать внутренний мир человека во всей его полноте и значительности.

Тенденция правдивого, непосредственного отражения в живописи современной жизни с ее социальными контрастами, интерес и стремление выразить глубокий внутренний мир человеческой души, раскрыть этические ценности с бесчеловечностью буржуазного общественного уклада - все это приобрело, основополагающий характер в творчестве художников демократической русской школы второй половины XIX века. [13,с. 250]

Вторая половина XIX столетия в русской живописи была временем блестящего расцвета демократического реализма. Решительная перемена, наступившая в литературе и искусстве в 40-60-х годах XIX века, состояла, прежде всего, в том, что русские писатели, поэты, музыканты и художники обратились к народу, его думам и чаяниям. Жизнь народа стала главным содержанием их произведений. Следствием этого было широкое и интенсивное развитие жанровой живописи с ее конкретными сюжетами из жизни города и деревни. Большинство художников-жанристов занималось и портретной живописью.

Никогда еще в живописи не появлялось такого значительного количества портретов выдающихся прогрессивных деятелей эпохи, причем в каждом из этих портретов можно видеть не только яркое выражение индивидуальною облика писателя или ученого, музыканта или художника, но печать исторической эпохи и ясные черты национальности. Это, бесспорно, русские люди. И в портретах простых людей художники отмечали наиболее ценные и яркие стороны национального характера.

Основным видом портретной живописи стал портрет станковый, но большей части полуфигурный: строение и положение рук, даже не жестикулирующих, всегда усиливает характеристику модели. В это время почти совершенно исчезли официальные парадные портреты, столь часто встречающиеся в XVIII и в первой половине XIX века, так же как и парные супружеские портреты (благодаря чему открывалась возможность выразительного контраста характеров). Теперь внимание художника сосредоточивалось только на одной индивидуальности. Кроме того, за всю вторую половину века не было создано ни одною группового портрета, за исключением немногих семейных портретов.

Информация о работе Академическая портретная живопись XIX века