Электронная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 16:11, дипломная работа

Краткое описание

Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие.

Содержание

Оглавление 3
Введение. 4
1. Сущность и перспективы электронной торговли 5
2. Формы и виды электронной торговли 8
3. Организация электронной торговли в современных условиях 11
3.1 Состояние и перспективы электронной торговли типа бизнес-покупатель. 16
3.2 Состояние и перспективы электронной торговли типа бизнес-бизнес. 25
3.3 Электронная торговля: нормы, правила, международный опыт 32
Заключение 36
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Электронная торговля Д.docx

— 85.33 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим общую схему  работы бизнес модели B2C, применяемую  большинством предприятий.

Принципиальная схема  работы модели B2C. Через сеть Интернет покупатель при помощи броузера заходит на web-сайт интернет-магазина. Web-сайт содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров (с возможностью поиска) и необходимые интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через Интернет, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и on- line помощи.

Регистрация покупателя производится либо при оформлении заказа, либо при  входе в магазин. После выбора товара от покупателя требуется заполнить  форму, в которой указывается, каким  образом будет осуществлена оплата и доставка. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная  информация о покупателе поступает  из электронной витрины в торговую систему интернет-магазина. В торговой системе осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки.

В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю (курьером или наложенным платежом), необходимо подтверждение  факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты  или по телефону. При возможности  оплаты через Интернет, подключается платежная система. Подробное описание всех возможных способов, применимых для электронных платежей в России будет приведено ниже. После сообщения  о проведении on-line платежа торговой системой формируется заказ для службы доставки.

В настоящее время в  Рунете существует 700-800 магазинов, большинство  из которых было создано в последние  полтора-два года (на начало 1999 года существовало менее сотни магазинов). Наиболее популярными товарами, представленными  в интернет-магазинах, являются книги, видео, CD, DVD, компьютеры и комплектующие, продукты, бытовые товары. (по данным исследований на компьютерный ассортимент приходится более 50% оборота, при том, что доля заключенных сделок по товарам данной группы не превышает 10 % от общего объема, на книги, видео, CD приходится более 70% всех заключаемых сделок и лишь 30% оборота ).

Как показывает практика, большинство  созданных интернет-магазинов не испытывают ажиотажного наплыва посетителей, и это, несмотря на широко рекламируемые "преимущества" интернет-торговли, а уж покупателей у подобного рода торговых точек и того меньше. На сегодняшний день чуть более десятка интернет магазинов преодолели планку в 1000 посетителей в день (заметим, посетителей, а не покупателей). У одного из самых популярных магазинов Рунета - магазина "Озон" количество посетителей чуть более 4-5 тысяч, а заказов не более двух-трех сотен в день. Несмотря на явное лидерство по количеству посетителей, по словам руководства "Озона" "магазин пока еще не достиг прибыльности". Что тогда говорить об остальных участниках интернет-торговли Рунета. Ведь подавляющую часть интернет-магазинов составляют магазины с посещаемостью 200-300 посетителей в день (от 5-15 заказов). Сегодня, реальной торговли в Рунете нет. Причин, объясняющих данное положение дел, находят множество: это и недостаточное количество пользователей интернет, низкий доход населения, и не развитость платежных систем в России, отсутствие систем доставки и пр. Оправданий плохой работе интернет-проектов находится много.

Но, если объективно рассматривать  данное положение дел в секторе B2C, можно отметить, что до последнего времени торговлей как таковой  никто заниматься не стремился. Действия большинства игроков в секторе  электронной коммерции были направлены не на создание эффективной модели бизнеса, а на раздувание спекулятивных  ожиданий на рынке интернет. Копирование  опыта западного рынка высоких  технологий (который многими российскими  специалистами считается "единственно  правильным, а поэтому верным") привело к тому, что большинство  компаний участвующих в становлении  интернет-рынка России видели единственное решение - выпуск акций компаний. А по этому, активно стремились создать Русский NASDAQ, но не успели. Сначала на американском рынке акций технологических компаний произошел весенний спад, а в декабре 2000 пузырь сдулся. И теперь, когда надежды заработать на выпуске акций канули в небытие, перед руководством многих компаний с роковой необходимостью встанет вопрос - или закрывать проект, либо стремиться сделать его, по крайней мере, безубыточным.

В третьем квартале 2000 года затраты интернет- предприятий достигли $2 млрд. При этом прибыли в этом бизнесе оказались значительно меньше. С учетом того, что в этом году ожидается дальнейший спад в области электронной коммерции, многие компании не сумеют найти средств к существованию. В результате превышение затрат над доходами станет основой проблемой, которую придется решать интернет-проектам.

По данным компании Webmergers.com, в течение 2000 года прекратили свое существование 210 интернет-фирм, при этом 60% из них были закрыты в течение четвертого квартала ушедшего года.[15]

Низкий уровень компьютеризации  и сравнительно незначительное количество индивидуальных пользователей Интернет не позволяют России повторить динамику развития, характерную для промышленно  развитых стран Запада, когда объемы сделок типа В2С увеличивались из года в год в разы. Кроме того, темпы развития этого сектора  электронного бизнеса в России в существенной мере зависят от темпов развития экономики в целом. Однако, несмотря на ограничивающие электронную торговлю потребительскими товарами факторы, этот вид бизнеса весьма перспективен и будет особенно быстро развиваться в крупных относительно хорошо компьютеризированных и охваченных сетью Интернет городах России.

По состоянию на середину 2000 года в России было зарегистрировано свыше 500 Интернет-магазинов, из которых реально функционировало лишь 80. Их совокупный доход за 1999 год составил всего 1-1,5 млн. долл. Роль Интернет- торговли для бизнеса, как правило, сводилась к размещению информации о компаниях и их услугах на страницах Рунета (часть сети Интернет, в которой преобладающим языком общения является русский) и документообороту через Интернет.

Одним из главных препятствий  широкому распространению электронной  коммерции в России, особенно по направлению В2С (потребитель-бизнес), является отсутствие адекватных современных  систем безналичного расчета. Начавшееся распространение системы пластиковых  карт резко затормозилось после  августовского 1998 года финансового  кризиса. В настоящее время лишь в крупных Интернет-магазинах можно расплатиться с помощью недебетовых карт. В более мелких - наличными с курьером или через систему CyberPlat (для чего нужен счет в соответствующем банке) наложенным платежом, через Сбербанк, почтовым переводом. Осваиваются и более прогрессивные технологии расчетов в Интернет. Так, некоторые российские банки уже в 1999 году начали осваивать системы электронных платежей, позволяющие приобретать товары в Интернет-магазинах. В основу таких систем закладывается технология "цифровых наличных" или электронных кошельков.

Электронный кошелек представляет собой клиентскую программу, позволяющую  переводить и получать деньги, хранить  их в Интернет-банке, конвертировать, выводить из системы на обычные банковские счета, проводить ряд других операций. В настоящее время с помощью этой технологии расчетов можно купить такие товары и услуги, как доступ в Интернет или услуги компьютерной телефонии, справки о прогнозе погоды, адреса служб знакомств, пейджинговую связь. Технология цифровых наличных имеет высокую степень конфиденциальности информации и защиты от подделок, фальсификаций и копирования.

Следует отметить, что в  России успех развития электронного бизнеса типа В2С будет существенно  зависеть от возможности завоевания необходимого уровня доверия населения  к компаниям, продающим товар  через виртуальный магазин. Косвенным  признаком перспективности розничного сектора электронного рынка России, а также приближающейся острой конкуренции  в российской части Интернет является оживление инвестиционной активности в этом направлении.

Все чаще стала появляться информация о заинтересованности западных инвесторов в приобретении российских Интернет-компаний и Интернет- магазинов. Еще в конце 1999 года Холдинг Golden Telecom объявил о покупке своей дочерней структурой, компанией "ТелеРосс", двух петербургских Интернет- компаний - "Невалинк" и "Нева Телеком". В начале 2000 года инвестиционная группа "Русские фонды" и компания Orion Capital Advisors приобрели контрольный пакет "Компании Стек", владельца одного из самых популярных сайтов в российской Сети - информационно-поисковой системы Rambler. Кроме того, участники этой сделки не скрывали своих намерений инвестировать в ближайшее время и в другие проекты русскоязычной части Интернета несколько десятков миллионов долларов.

Об обострении конкуренции  свидетельствует почти одновременное  появление и второго крупного инвестора: о создании совместного  предприятия ru-Net Holdings для вложения средств в российский Интернет объявили компания Baring Vostok Capital Partners (дочерняя фирма инвестиционного фонда Baring Private Equity Partners, входящего в ING Group) и российский банк "Объединенная финансовая группа". Кроме двух главных партнеров, в фирме ru-Net Holdings еще около 15 акционеров. Общий капитал холдинга составляет сегодня около 20 млн. долл. Первым проектом ru-Net стало приобретение контрольного пакета крупнейшего отечественного Интернет- магазина "Озон" за 1,8 млн. долл. Еще 1,2 млн. долл. новый владелец должен вложить в магазин до конца 2000 года. В 2001 году компания обещала инвестировать средства еще в 4-6 крупных проектов. Возможно, повышенная заинтересованность иностранных инвесторов в российских компаниях, занимающихся электронной торговлей, подогревается их надеждами в перспективах развития фондового рынка России. Зарубежный, особенно американский, опыт свидетельствует о поразительной динамике компаний электронного бизнеса и Интернет-компаний. Так, по данным на ноябрь 1999 года, отношение рыночной стоимости ряда компаний к их обороту выглядело следующим образом:

электронный бизнес

  • Amazon.com - 35;
  • CDNOW - 7,3;
  • Charles Schwab - 9;

традиционный бизнес

  • Borders - 0,4;
  • Musicland - 0,2;
  • Merill Lynch - 0,8.

Капитализация Интернет-компании Amazon.com за три года достигла 27 млрд. долларов, что заметно превышает рыночную стоимость инвестиционного банка J.P. Morgan (21 млрд.) и более чем в три раза выше стоимости одной из ведущих авиастроительных компаний мира - Lockheed Martin. Еще контрастнее выглядит отношение капитализации к объему полученной прибыли (коэффициент - Е/Р). Этот показатель для электронных компаний, занятых в потребительском секторе экономики, составил 1038. Для сравнения: для крупнейших федеральных банков США этот коэффициент на уровне 20, для крупнейших региональных банков США - 18. В США очень скоро из-за чрезвычайно высоких темпов роста капитализации компании электронного бизнеса станут недосягаемыми для корпораций реального сектора экономики. Уже сейчас чаще наблюдается обратная ситуация: электронный бизнес приобретает компании реального сектора. Этот факт должны иметь в виду и российские компании, решившие создать современную структуру в области Интернет-технологий и электронного бизнеса.[13]

 

3.2 Состояние и  перспективы электронной торговли  типа бизнес-бизнес.

В последнее время эйфория  в сфере электронной коммерции  не то чтобы прошла, а скорее сместилась из области близких и понятных каждому обывателю B2C-проектов в область B2B-проектов. Как ни странно, но проекты последнего типа должны найти в россии плодородную почву. Например, в центральной отрасли "старой" экономики - машиностроении.

В России с учетом ее специфики  наибольшие перспективы имеет распространение  В2В направления электронного бизнеса. Следует отметить, что и в странах, где электронная коммерция получила наиболее широкое распространение, на этот вид электронного бизнеса  приходится около 80% его общего объема. Но даже и в этих странах с дальнейшим продвижением в Интернет-бизнес крупных  компаний реального сектора эксперты связывают новый этап развития электронной  коммерции. По оценкам "Гига информэйшн груп", в 1998 году общая сумма экономии за счет электронной торговли по всему миру составила 15,2 млрд. долл. Ожидается, что к 2002 году будет сэкономлено 1,25 трлн. долл., причем половина этой суммы придется на американские компании. В России налицо объективные предпосылки для развития электронной торговли В2В. Крупные российские корпорации имеют достаточно высокий уровень компьютеризации, освоили сетевые Интернет/интранет технологии, обладают высокопрофессиональными специалистами, способными поддерживать эти технологии. Наконец, Интернет-бизнес в России - область информационно-технологического развития, отставание в которой может привести в будущем к неизмеримо большим, по сравнению с затратами на освоение этих технологий, потерям. И, действительно, в России все чаще распространяется информация о намерениях крупных предприятий осуществлять проекты в сфере электронного бизнеса. Основные выгоды от участия в электронной коммерции предприятия реального сектора получают в результате:

  • увеличения объемов реализации производимой продукции;
  • повышения эффективности вследствие снижения коммерческих расходов (благодаря Интернет-коммерции продавцы получают полную информацию о запросах клиентов. Это позволяет отказаться от дорогостоящего складского хранения товара);
  • снижения затрат на приобретение материально-технических ресурсов.

В результате произошедшей в начале 90-х годов структурной  перестройки экономики, были кардинально  нарушены экономические связи между  предприятиями и их потребителями. Ситуация осложняется следующими специфическими особенностями российских предприятий:

  • расходы на транспортировку чрезвычайно велики из-за того, что предприятия разнесены на огромные расстояния, а коммуникации и транспортные средства характеризуются высокой степенью износа и энергоемкостью;
  • многие крупные предприятия, в особенности предприятия военно- промышленного комплекса, частично поменяли ассортимент выпускаемой продукции вследствие снижения объема государственного заказа;
  • взаимодействие продавцов и покупателей обеспечивается длинными цепочками посредников;

Информация о работе Электронная торговля