Функциональные информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

В XVII веке Рене Декарт ввёл понятие сознания. Он трактовал его как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716).

Вложенные файлы: 1 файл

Функциональные информационные технологии.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

2.2 Бессознательное по Фрейду

Австрийский учёный Зигмунд  Фрейд создал модель личности, представленную комбинацией трёх элементов:

"Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;

"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;

"Сверх - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

Фрейд установил прямую связь  между невротическими симптомами и  воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Он представил бессознательное как могущественную силу, деятельность которой антагонистична деятельности сознания. За сознанием Фрейд открыл область человеческой психики, долгое время остававшуюся вне поля зрения психологии, мир вытесненных или попросту забытых переживаний, мир бессознательного. Это было нечто, не вписывающееся в «сознательное», поведенческие характеристики, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.

В общем плане психика  представлялась Фрейду, как некая  система, состоящая из нескольких компонентов, таких, как сознание, бессознательное  и предсознательное. Но Фрейд отнюдь не считал эти компоненты равнозначными. Центральной сферой психики он считал бессознательное. Именно оно определяло мотивы деятельности человека. А сознанию отводилась роль некой инстанции, надстраивающейся над бессознательным. Сознательное своим происхождением обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Следовательно, согласно Фрейду, сознательное является не сутью психики, а лишь таким её качеством, которое "может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам".

Фрейд трактовал бессознательное  как «глубинный слой бессознательных  влечений, психическую "самость", основу деятельного индивида, которая  руководствуется только "принципом  удовольствия" безотносительно к  социальной реальности, а порой и  вопреки ей».

Фрейд считал, что глубинный, природный слой психики ("Оно") функционирует по произвольно выбранной  программе получения наибольшего  удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, противостоящей "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные  влечения и направить их в русло  социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует  свои условия "Я".

Говоря о сведениях, полученных о бессознательном в ходе работы с пациентами, Зигмунд Фрейд подчёркивал, что эти сведения нося по большей части негативный характер, и что описывать бессознательное можно, только противопоставляя его сознательному: «Мы приближаемся к пониманию Оно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия». Также он говорил об отсутствии для бессознательного понятия времени: «Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения».

«Оно не знакомы никакие  оценки, никакое добро и зло, никакая  мораль. Экономический или, если хотите, количественный момент, тесно связанный  с принципом удовольствия, управляет  всеми процессами. Все эти инстинкты, требующие выхода, полагаем мы, находятся  в Оно. Кажется даже, что энергия этих инстинктивных импульсов находится в другом состоянии, чем в иных душевных областях, она более подвижна и способна к разрядке, потому что иначе не могли бы происходить те смещения и сгущения, которые характерны для Оно и совершенно не зависят от качества заряженного (Besetzte) - в Я мы назвали бы это представлением. Я является той частью Оно, которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции». Фрейд осознавал трудности, встающие на пути овладения бессознательным. Он долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений". «Первичными влечениями» Фрейд называл основные побудители человеческой деятельности, то, что заставляет людей действовать. В качестве основы "первичных влечений", движущей силы бессознательного Фрейд принял сексуальные влечения. За подтверждением своей гипотезы он обратился к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории. В древнегреческом мифе об Эдипе, по мнению Фрейда, содержатся не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные комплексы, которые с детства заложены в человеке. Согласно фрейдовскому "эдипову комплексу", мальчик постоянно испытывает влечение к своей матери и видит в отце реального соперника. В более поздних работах Фрейда понятие "сексуальные влечения" заменяется понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь и так далее. В конечном счете, он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных "влечений", где доминирующую роль играют так называемые "инстинкт жизни" (Эрос) и "инстинкт смерти" (Танатос).

Я считаю, что Фрейд преувеличивал  роль сексуальных влечений в поведении  человека, абсолютизируя их роль. Ведь по Фрейду, в конечном счете, вся  деятельность человека сводится к выполнению действий, совершению поступков, надиктованных  бессознательным, исходящих из стремления к удовлетворению самых низменных своих желаний. Фрейд буквально не оставлял людям ничего светлого и возвышенного в их стремлениях и побуждениях, вследствие чего человек должен был практически инстинктивно строить свою деятельность, направленную на потакание ненасытному ОНО, бурлящему котлу человеческих страстей, страхов и желаний.

2.3 Коллективное бессознательное по К.Г.Юнгу

У Зигмунда Фрейда был ученик - швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, который в 1913 году выступил оппонентом своего учителя. Сущность их расхождений  сводилась к пониманию природы  бессознательного. Юнг считал неверным сведение всей человеческой деятельности к биологически унаследованному сексуальному инстинкту. Он говорил, что инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер. Эти идеи составляют основу всех представлений человека. Они лишены внутреннего содержания и являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название "архетипы", которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду. Архетипы - формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. «В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие "изначальные" образы, как их удачно однажды назвал Якоб Буркхардт, т.е. унаследованные возможности человеческого представления в том его виде, каким оно было издавна. Факт этого наследования объясняет тот по сути дела странный феномен, что известные сказочные образы и мотивы повторяются на всей

Земле в одинаковых формах. Он объясняет далее, как, например, наши душевнобольные оказываются в состоянии  репродуцировать точно такие  же образы и взаимосвязи, которые  нам известны из старинных текстов». Но по наследству передаются представления, по наследству передается лишь возможность  представления, а это большая  разница.

Юнг проводит дифференциацию уровней развития психики. Наряду с  такими инстанциями, как "Я", "индивидуальное бессознательное" и "коллективное бессознательное", он выделяет:

"Персону" (Persona) - своеобразную маску, которую надевает личность в ответ на требования общества. Если "Я" тождественно "Персоне", то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего определенную социальную роль, навязанную ему обществом;

"Аниму" (Anima) - абстрактный образ, представляющий женский "архетип" в мужчине;

"Анимус" (Animus) - абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине;

"Тень" (der Schatten) - "архетип", состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием низменных, темных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления "Тени" могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской "Персоны" или вытесняются в "индивидуальное бессознательное";

"Самость" (der Selbst) - центральный "архетип" личности. Вокруг неё концентрируются все психические свойства человека. Сфера "Самости" - нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности.

Юнг различал личное и коллективное бессознательное, называя их двумя различными слоями бессознательного. «Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т.е. чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания. Оно соответствует часто встречающемуся в сновидениях образу Тени».

Изначальные образы - это  наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой  как чувство, так и мысль; они  даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни, вроде жизни  частичных душ, что мы легко можем  видеть в тех философских или  гностических системах, которые имеют  своим источником познания восприятие бессознательного».

Говоря об архетипах Юнг, показывал присутствие во многих религиях и философиях идеи чистой первородной энергии: Платоновский «вечный живущий огонь», «хаома» - божественную благодать персов, «мулунга» - дух, демоническая сущность, олицетворяющая примитивное понятие энергии у полинезийцев, Святой Дух, исходящий с неба огненным столпом в Евангелиях. Эти тождественные представления Юнг приводил в качестве примера архетипа. «Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. В соответствии с этим, таким образом, кажется, что дело обстоит так, как если бы то, что запечатлевается в бессознательном, было бы исключительно субъективным представлением фантазии, вызванным физическим процессом. Можно было бы поэтому предположить, что архетипы суть многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций. Такое допущение, естественно, лишь уводит от решения проблемы. Ничто не мешает нам предположить, что некоторые архетипы встречаются уже у животных и что они, следовательно, основываются на специфике живой системы вообще и, таким образом, суть лишь выражение жизни, чей статус уже не поддается дальнейшему объяснению. Как представляется, архетипы - это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов. Дело в том, что всегда, когда некоторый архетип являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда несет в себе некоторое особое "влияние" или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, т.е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер».

ГЛАВА III. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Какими различными ни казались бы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга. Их можно рассматривать только как единое целое, как сказал об этом Зигмунд Фрейд: "У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания".

Сущность диалектики сознательного и бессознательного рассматривал ещё Платон. У него есть миф о вознице и упряжке из двух коней. Этот образ олицетворяет человеческую душу. Один из коней в упряжке породистый, благородный, поддающийся управлению, другой - дикий, рвущийся идти собственным путём любой ценой. Возница символизирует разумную часть души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие побуждения. Разум, по мнению Платона, призван согласовать эти два мотива, в связи с чем он испытывает большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений.

О сложности взаимоотношений  Я и Оно говорил Зигмунд  Фрейд. «Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывать в следах своих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но между потребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха». Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно - неукротимые страсти.

Также Фрейд говорит о  точке зрения, по которой Я является частью Оно, которая «модифицировалась  благодаря близости и влиянию  внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может  быть сравнима с корковым слоем, которым  окружен комочек живой субстанции. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою энергию оно заимствовало у Оно, и мы имеем некоторое представление относительно методов, можно даже сказать, лазеек, благодаря которым оно продолжает отнимать, энергию у Оно».

Если у Оно есть притязания к какому - то объекту, Я идентифицирует себя с этим объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя.

Информация о работе Функциональные информационные технологии