Функциональные информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

В XVII веке Рене Декарт ввёл понятие сознания. Он трактовал его как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716).

Вложенные файлы: 1 файл

Функциональные информационные технологии.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений  были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных природа вынашивала все более и более совершенных  существ. Венцом её творения стал Человек. Отличительной его особенностью стала общественная трудовая деятельность, речь, а также сознание - как производное  от первых двух. Но это нисколько  не умаляло значимости биологического в человеке, и отсюда вытекает социально - биологический дуализм природы  человека. Поэтому проблемой сознания и бессознательного занимаются многие науки естественного и гуманитарного  циклов. И в связи с этим сегодняшние  понятия этих терминов крайне многогранны, особенно если учесть, что в некоторых  науках есть несколько точек зрения относительно данной проблемы. Однако существует всего несколько основополагающих наук, а именно: философия, психология и биология, - придерживаясь которых, можно создать наиболее общее  и относительно полное представление  об этой теме. В связи с этим рассуждением, уместно упомянуть слова Эриха  Фромма из книги «Кредо»: «Человек - продукт естественной эволюции, он - часть природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит её».

Одной из величайших загадок, над разгадкой, которой уже не одно столетие трудятся учёные мужи всего  мира, является тайна человеческого  разума. Этого прекрасного дара, которым обладает человек и благодаря которому он владеет полётом в мир мечты и фантазии, в прошлое и в грядущее, благодаря которому он достиг столь высокого уровня развития и может воплощать в жизнь самые дерзновенные свои замыслы.

В античном мире психика  получила название «души». Гераклит считал душу «искоркой вечно живого огня». Платон трактовал душу как «созерцательницу идей». Аристотель считал душу «формой, способом организации живого тела».

В XVII веке Рене Декарт ввёл понятие  сознания. Он трактовал его как  созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Представление  о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и  состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые  сформулировано в XVIII веке Готфридом  Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). Он говорил, что в душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» неосознаваемых восприятий. Так произошло  первое структурирование человеческой психики. Следовательно, целью моей работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов  человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

ГЛАВА I. СОЗНАНИЕ

1.1 Происхождение  сознания

Сознание современного человека является итогом многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Биологической  предпосылкой становления сознания человека была эволюция психики животных, без которой невозможно было бы формирование людской психики.

Сознание могло появиться  только как функция высокоразвитого  мозга, формировавшегося под влиянием труда и речи. Мозг как орган  сознания развивался параллельно развитию руки как органа труда. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, планирующей практические действия. Осязательные ощущения с развитием трудовой деятельности уточнялись и обогащались. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И теперь, прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его способ осуществления, и результат.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение  человека и его сознания заключается  в одном слове: труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал  лезвие своих умственных способностей.

С возникновением труда формировалось  человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей  и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между  его участниками. Но только при осмыслении участниками труда связи своих  действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением  конечной цели возможно разделение трудовых усилий. Сознание человека формировалось  вместе с возникновением общественных отношений, требующих подчинения жизни  индивида социально-фиксированной  системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев  и нравов.

“Революцией”, породившей человеческое сознание стало возникновение  речи.

Животные не обладают сознанием, равно как и не обладают речью. То немногое, что животные способны передать друг другу (предупреждение об опасности, призыв к совместным действиям  или выражение своего состояния, например голода или жажды) можно  передать и, не прибегая к помощи речи. Язык животных никогда не достигает  в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является конкретная ситуация, присутствующая в данный момент.

Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась потребность  сказать что-либо друг другу. Звуки, произносимые в той или иной ситуации, ассоциировались с возникающим  в мозгу тем или иным образом. Так человеческая речь приобрела  важнейшее своё качество - абстрактность.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить  средством общения и орудием  мышления. Сознание и язык образуют единство, они предполагают друг друга  в своём существовании так  же, как внутреннее идеально оформленное  содержание предполагает внешнюю материальную форму. Язык - непосредственная действительность сознания, мысли. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как её чувственная  основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с  помощью языка. Нельзя отделить сознание от языка, не разрушая их.

Посредством языка происходит процесс оперирования понятиями, протекает  переход от восприятий и представлений  к понятиям. Человек фиксирует  свои мысли и чувства в речи и благодаря этому имеет возможность  подвергать их анализу как лежащий  вне его идеальный объект. Человек более отчётливо уясняет свои мысли и чувства, выражая их через речь. Он понимает себя, только испытав понятность своих слов на других.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся  нормы, специфичные для каждого  народа, в одном и том же объекте  оттеняют различные признаки. Однако нельзя называть абсолютной зависимость  мышления от языка. Мышление детерминируется  главным образом своими связями  с действительностью, язык же может  лишь частично модифицировать стиль  и форму мышления.

1.2 Сущность сознания

Сознание - высшая форма отражения  действительного мира; свойственная только людям и связанная с  речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения  человека.

Ядро сознания, его основа, его способ существования - это знание. Сознание принадлежит субъективно, оно принадлежит не окружающему  миру, а человеку. Но содержанием  сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, его те или иные стороны, его связи, его законы. Поэтому сознание можно назвать субъективным образом объективного мира.

Сознание это, прежде всего  осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание  ограниченной связи с другими  лицами и вещами, находящимися вне  начинающего осознавать себя индивида. В то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи  следующие стороны: самосознание, самоанализ, самоконтроль. Они формируются лишь тогда, когда человек начинает выделять себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Сознание есть высшая интегрирующая  форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в  трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими  людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические  характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его названии: сознание - совокупность знаний об окружающем нас мире. Следовательно, в структуру  сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек  постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже  о полном распаде любого из познавательных психических процессов, неизбежно  становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания -- закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и того, что принадлежит его «не-я». Человек - единственное живое существо, способное осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование себя самого. Человек производит сознательную самооценку себя самого в целом и своих поступков. Отделение «я» от «не-я» -- путь, который проходит каждый человек в детстве. Это отделение осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания -- обеспечение целеполагающей деятельности человека. Когда человек приступает к какой-либо деятельности, он ставит перед собой те или иные цели, к достижению которых он стремится в процессе данной деятельности. При этом он складывает и взвешивает её мотивы, принимает волевые решения, учитывает ход выполнения действий и т. д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - наличие эмоциональных  оценок в межличностных отношениях.

Что же касается философских  характеристик сознания, то в современной  трактовке - это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться  на тех состояниях внутреннего духовного  опыта, которые сопровождают это  внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Сознание предполагает, что  акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу»  и т.д., вызванные взаимодействием  «я» человека с внешним миром, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек, не просто переживает, но отдает себе отчет в этом отчёт и наделяет переживание смыслом.

Другой пример: психическая  процедура «я мыслю» не является тождественной  сознанию. Для его возникновения  необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чём бы то ни было под  контроль самой мысли, т.е. занялся  процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, определил  цель его внимания к данному предмету и т.д. Направленность на внешние  предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как  состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей. Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

Человек отражает внешний  мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей  деятельности. Сознание характеризуется  не только как отражение мира, но и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно должно приобрести характер замысла, или идеи.

Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это  понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Под влиянием внешнего мира у человека возникают различные  потребности, которые человек удовлетворяет  в процессе практической деятельности. Отражаясь в голове человека, потребности  приобретают характер цели - это  идеализированная и нашедшая свой предмет  потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной  форме которого предвосхищается  результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного  опыта человечества и поднимаются  до высших форм своего проявления в  виде социальных, этических и эстетических идеалов.

ГЛАВА II. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

2.1 Понятие бессознательного

Кроме осмысленных, осознанных действий, человек порой совершает  поступки, о причине которых он может только смутно догадываться. Такие действия человек совершает под влиянием бессознательного.

Бессознательное образует низший уровень психики и является совокупностью психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль над совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят следующие психические явления: ответные реакции, которые вызываемые неощущаемыми, но реально воздействующими  раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, сновидения, оговорки, бред, галлюцинации.

Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен выполнить некоторые действия, например, подойти к одному из сотрудников и развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя он не мог объяснить причину столь странного поступка. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохо завязан, выглядели явно неубедительными не только для окружающих, но и для него самого. Тем не менее, в связи с тем, что всё происходившее с ним во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.

Информация о работе Функциональные информационные технологии