Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:48, лабораторная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить основные положения Федерального закона "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года № 149-
ФЗ

Вложенные файлы: 1 файл

Лабораторная работа № 001.pdf

— 333.45 Кб (Скачать файл)
Page 1
© Буров И.П., 2014
1
Лабораторная работа № 1
«Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации
Цель работы: изучить основные положения Федерального закона "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года № 149-
ФЗ
1. Краткие теоретические сведения
Информация существовала всегда. Независимо ни от чего, она была отражением
объективно существующей действительности. Но пришло время, когда информации
выпало играть первостепенную роль не только в простом человеческом общении, но и
во всех сферах жизнедеятельности общества. Постепенно эта роль обрела
коммерческое содержание.
Развитие науки и техники, особенно в эпоху рыночных отношений, показывает,
насколько важной может быть информация. Ее достоверность и оперативное
получение сегодня являются залогом правильности и своевременности принятия
любого решения. Это позволило услугам по доставке отдельных видов информации
стать очень прибыльным бизнесом и в определенной степени привело к
отождествлению таких, казалось бы, несовместимых по содержанию понятий, как
"информация" и "товар".
Перефразируя слова выдающегося цивилиста В.А. Дозорцева, отметим, что
появление системы коммерческого распространения сведений, данных как таковых,
опирающейся на появившуюся для удовлетворения общественных потребностей
систему специализированных для этой деятельности организаций, образующих
особую отрасль экономики (которая по праву может именоваться "информационной
индустрией"), привело к появлению особой ветви общественных отношений,
получившей название информационные отношения.
Объектом информационных отношений являются нематериальный результат
труда, сведения, знания как таковые, независимо от их использования. При этом, как
отмечает В.А. Дозорцев, потребность в получении информации существует не только
в отношении конфиденциальных сведений, но и в отношении сведений
общедоступных, доступ к которым затруднен в силу фактических обстоятельств.
Обзоры рынка, новости политики и экономики, прогнозы погоды, сводки по
пожарам, дорожно-транспортным и другим происшествиям, различные статистические
показатели и многое другое - сегодня существует великое множество различных
информационных продуктов и услуг. В сфере их создания (предоставления
потребителям) уже заняты десятки миллионов людей, основная цель деятельности
которых - обеспечить потребителю информации комфорт в ее получении.

Page 2

© Буров И.П., 2014
2
Процесс формирования новых общественных отношений зачастую связан с
необходимостью переосмысления действующих юридических норм. Это может
привести к сужению или, наоборот, расширению сферы их применения, а также к
возникновению новых правовых институтов. На определенной стадии развития
общества сбор, обработка и предоставление информации становятся настолько
важным элементом общественной жизни, что возникает необходимость предусмотреть
специальные правовые меры, обеспечивающие интересы лиц, занятых в этой сфере.
Тем более что несоизмеримые объемы и разновидности потребляемой обществом
информации обусловили не только возникновение новых видов деятельности и
профессий, которые непосредственно связаны с поиском, сбором, обработкой и
другими действиями в отношении информации. Постоянно растущая потребность
общества в информации послужила причиной именовать современное общество
информационным.
Формирование законодательства в области информационного права в России
началось, в основном, со времени появления "Концепции правовой информатизации
России", утвержденной Указом Президента РФ от 28.06.93 г. № 966.
В основе информационного законодательства находится свобода информации и
запретительный принцип права (все, что не запрещено законом - разрешено). Это
закреплено в основных как международных так и российских правовых документах,
например, в ст. 3 Всеобщей декларация прав человека от 10.12.48 г. и в ст. 29
Конституции РФ, принятой 12.12.93 г.
В целях реализации этих прав и свобод принимаемые законодательные акты
устанавливают:
гарантии;
обязанности;
механизмы защиты;
ответственность.
За минувшие пятнадцать лет в России было принято значительное число
нормативных актов, в том числе федеральных законов, указов Президента и
постановлений Правительства Российской Федерации, как всецело посвященных
вопросам регулирования отношений, возникающих в процессе создания,
преобразования и потребления информации, так и затрагивающих информационные
отношения отдельными нормами. Совокупность юридических норм, регулирующих
информационные отношения, образует сравнительно новую и активно развивающуюся
отрасль российского законодательства, получившую в литературе название
федерального информационного права.
Информационное законодательство - это совокупность норм права,
регулирующих
общественные
отношения
в
информационной
сфере.

Page 3

© Буров И.П., 2014
3
Предмет информационного законодательства составляют следующие
вопросы:
права граждан и других субъектов права на информацию;
правовой режим информации и информационных ресурсов;
государственная политика и управление в сфере информации и
информатизации;
правовое положение информационных центров и автоматизированных
систем;
вопросы собственности, владения и распоряжения;
правовые вопросы, возникающие при оказании информационных услуг;
информация в условиях рынка и развития предпринимательства;
индустрия информатизации, информационные ресурсы;
международно-правовое
сотрудничество
в
сфере
информации
и
информатизации.
Следует также выделить некоторые отрасли законодательства, нормы
которых в значительной степени посвящены вопросам, связанным с информацией:
законодательство об информационной безопасности;
законодательство об информационных ресурсах, которое, в свою очередь,
можно условно разделить на:
законодательство о правовой информации;
законодательство о международном обмене информацией;
законодательство о связи;
законодательство о персональных данных;
законодательство об архивном фонде и архивах;
законодательство о библиотечном деле;
законодательство о статистической информации;
законодательство о служебной и коммерческой тайне;
законодательство о государственной тайне;
законодательство о средствах массовой информации.
Нормы об информации также содержатся в законодательстве об
интеллектуальной собственности (исключительных правах), которое включает в
себя:
законодательство об авторском праве и смежных правах;
патентное законодательство;
законодательство о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров;
законодательство о фирменных наименованиях;
законодательство об открытиях.

Page 4

© Буров И.П., 2014
4
В настоящее время законодательная база в информационной сфере включает
пакет Федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства
РФ, обеспечивающих нормативное регулирование как процессов информационного
обмена, так и формирования информационного общества, т.е. информатизации.
Следует заметить, что работа по созданию нормативной базы предусматривает
разработку новых или корректировку существующих законов, положений,
постановлений и инструкций, а также создание действенной системы контроля за
исполнением указанных документов. Такая работа в последнее время ведется
практически непрерывно, поскольку сфера информационных технологий развивается
стремительно, соответственно
появляются новые формы информационных
отношений, существование которых должно быть определено законодательно.
В настоящее время в стране действуют следующие нормативные акты,
регулирующие отношения в информационной сфере:
Конституция РФ.
Гражданский кодекс РФ;
Уголовный кодекс РФ;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Кодекс об административных правонарушениях;
Федеральные законы, основной из которых – «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» (2006) и др. (всего
более 100 законов);
Указы и Распоряжения Президента РФ;
Постановления Правительства РФ.
Одним из важнейших законодательных актов в системе федерального
информационного права России является Федеральный закон "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года № 149-
ФЗ, который подлежит изучению в настоящей лабораторной работе.
2. Порядок выполнения работы
Задание 1. Изучить содержание
Федерального закона "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года №
149-ФЗ.
Задание 2. Подготовить протокол выполнения лабораторной работы, в котором
отразить: название работы, цель работы, пояснения по ходу выполнения работы,
ответы на контрольные вопросы.

Page 5

© Буров И.П., 2014
5
3. Контрольные вопросы
1) Термины, используемые в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ,
их определения.
2) Принципы правового регулирования отношений в сфере информации,
информационных технологий и защиты информации.
3) Информация как объект правовых отношений.
4) Права и обязанности обладателя информации.
5) Доступ к информации.
6) Государственное регулирование в сфере применения информационных
технологий.
7) Использование информационно-телекоммуникационных сетей.
8) Защита информации.

Page 6

© Буров И.П., 2014
6
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27 ИЮЛЯ 2006 Г. N 149-ФЗ
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ
ИНФОРМАЦИИ"
С изменениями и дополнениями от:
27 июля 2010 г., 6 апреля, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г.
Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и
распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения,
возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и
приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их
представления;
2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения,
обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления
таких процессов и методов;
3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации
и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система,
предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой
осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо
получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать
доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом,
получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую
информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

Page 7

© Буров И.П., 2014
7
8) предоставление информации - действия, направленные на получение информации
определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
9) распространение информации - действия, направленные на получение информации
неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
10) электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем
информационно-телекоммуникационной сети;
11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе
путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить
такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации
случаях ее материальный носитель;
11.1) электронный документ - документированная информация, представленная в
электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с
использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по
информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных
системах;
12) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо,
осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том
числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;
13) сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных
машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к
которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым
адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";
14) страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в
сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из
доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";
15) доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в
сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети
"Интернет";
16) сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при
оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи,
входящие в информационную систему;
17) владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению
определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок
размещения информации на таком сайте;
18) провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению
вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе,
постоянно подключенной к сети "Интернет";
19) единая система идентификации и аутентификации - федеральная государственная
информационная система, порядок использования которой устанавливается
Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный
доступ к информации, содержащейся в информационных системах.

Page 8

© Буров И.П., 2014
8
Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации,
информационных технологий и защиты информации
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации,
информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих
принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации
любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев,
установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных
систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных
систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения,
использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо
преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если
только обязательность применения определенных информационных технологий для
создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена
федеральными законами.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных
технологиях и о защите информации
1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных
технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской
Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по
использованию информации федеральных законов.
2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью
средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации о средствах массовой информации.
3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов
документированной информации устанавливается законодательством об архивном
деле в Российской Федерации.
Статья 5. Информация как объект правовых отношений
1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых
отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и

Page 9

© Буров И.П., 2014
9
передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не
установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее
предоставления или распространения.
2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на
общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен
федеральными законами (информация ограниченного доступа).
3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения
подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в
соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит
предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается
или запрещается.
4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды
информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
Статья 6. Обладатель информации
1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое
лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное
образование.
2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно
государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их
полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами,
вправе:
1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия
такого доступа;
2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном
законом основании;
4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного
получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких
действий.
4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;
2) принимать меры по защите информации;
3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена
федеральными законами.

Page 10

© Буров И.П., 2014
10
Статья 7. Общедоступная информация
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная
информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их
усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в
отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе
требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве
источника такой информации.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате,
допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений
человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной
информацией, размещаемой в форме открытых данных.
5. Информация в форме открытых данных размещается в сети "Интернет" с учетом
требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В
случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к
распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение
указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по
требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.
6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь
за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в
соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных
данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть
прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме
открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от
27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", размещение информации в
форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию
уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Статья 8. Право на доступ к информации
1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее -
организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых
формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных
настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных
органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке,
установленном
законодательством
Российской
Федерации,
информации,
непосредственно затрагивающей его права и свободы.
3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов
местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и
обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с

Page 11

© Буров И.П., 2014
11
взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей
уставной деятельности.
4. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности
человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и
полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением
сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а
также в государственных, муниципальных и иных информационных системах,
созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и
организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена
федеральными законами.
5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать
доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей,
в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и
государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации
в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации
и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо,
желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать
необходимость ее получения.
6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного
самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право
на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или
вышестоящему должностному лицу либо в суд.
7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации,
несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не
соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие
убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
8. Предоставляется бесплатно информация:
1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления,
размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации
обязанности заинтересованного лица;
3) иная установленная законом информация.
9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом
местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в
случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Page 12

© Буров И.П., 2014
12
Статья 9. Ограничение доступа к информации
1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к
которой ограничен федеральными законами.
3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к
сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну,
обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также
ответственность за ее разглашение.
5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими
профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими
определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в
случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по
соблюдению конфиденциальности такой информации.
6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена
третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации,
составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия
гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления
информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную
или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина
(физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц)
устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Статья 10. Распространение информации или предоставление информации
1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно
при соблюдении требований, установленных законодательством Российской
Федерации.
2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации,
должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице,
распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для
идентификации такого лица.
3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих
определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и
электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить
получателю информации возможность отказа от такой информации.

Page 13

© Буров И.П., 2014
13
4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается
соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления
информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов,
устанавливаются федеральными законами.
6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду
войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а
также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или
административная ответственность.
Статья 11. Документирование информации
1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть
установлены требования к документированию информации.
2. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации
осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Правила
делопроизводства
и
документооборота,
установленные
иными
государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их
компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством
Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для
федеральных органов исполнительной власти.
3. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных
правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными
сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано
электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя
такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как
обмен документами.
4. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие
документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.
Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных
технологий
1. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий
предусматривает:
1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей,
производством и распространением информации с применением информационных
технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим
Федеральным законом;
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан
(физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного
самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

Page 14

© Буров И.П., 2014
14
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации
информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных
подобных информационно-телекоммуникационных сетей;
4) обеспечение информационной безопасности детей.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со
своими полномочиями:
1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения
информационных технологий;
2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них
информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики
в составе Российской Федерации.
Статья 13. Информационные системы
1. Информационные системы включают в себя:
1) государственные информационные системы - федеральные информационные
системы и региональные информационные системы, созданные на основании
соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на
основании правовых актов государственных органов;
2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения
органа местного самоуправления;
3) иные информационные системы.
2. Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной
системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах
данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими
базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об
эксплуатации информационной системы. В случаях и в порядке, установленных
федеральными законами, оператор информационной системы должен обеспечить
возможность размещения информации в сети "Интернет" в форме открытых данных.
3. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной
системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы
данных.
4. Установленные настоящим Федеральным законом требования к государственным
информационным системам распространяются на муниципальные информационные
системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о
местном самоуправлении.
5. Особенности эксплуатации государственных информационных систем и
муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с
техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных
органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,
принимающих решения о создании таких информационных систем.
6. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся
государственными
информационными
системами
или
муниципальными
информационными системами, определяется операторами таких информационных

Page 15

© Буров И.П., 2014
15
систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным
законом или другими федеральными законами.
Статья 14. Государственные информационные системы
1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации
полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между
этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
2. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются с учетом
требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд.
3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на
основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой
гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами,
органами местного самоуправления.
4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке,
устанавливаются
федеральными
законами,
условия
ее
предоставления
-
Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными
органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если при
создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается
осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации,
предусмотренной перечнями, утверждаемыми в соответствии со статьей 14
Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления", государственные информационные системы должны обеспечивать
размещение такой информации в сети "Интернет" в форме открытых данных.
4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с
использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных
информационных
системах,
предоставляется
исключительно
пользователям
информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и
аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и
аутентификации.
5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной
системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим
государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом
ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в
порядке, установленном указанным заказчиком.
6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требования к порядку
создания и ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных
систем.
7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без
надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся
объектами интеллектуальной собственности.

Page 16

© Буров И.П., 2014
16
8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся
в государственных информационных системах, в том числе программно-технические
средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям
законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также
иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы
являются
государственными
информационными
ресурсами.
Информация,
содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым
актом, регламентирующим функционирование государственной информационной
системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации,
содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в
случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной
информации
от
неправомерных
доступа,
уничтожения,
модифицирования,
блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных
действий.
Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей
1. На территории Российской Федерации использование информационно-
телекоммуникационных
сетей
осуществляется
с
соблюдением
требований
законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального
закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей,
доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в
Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики
деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования
иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких
сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.
3. Использование на территории Российской Федерации информационно-
телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может
служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений,
касающихся
регулирования
указанной
деятельности,
осуществляемой
без
использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных
федеральными законами.
4. Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация
личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть
при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель
электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе
провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а
в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан
провести такую проверку.
5.
Передача
информации
посредством
использования
информационно-
телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии

Page 17

© Буров И.П., 2014
17
соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению
информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача
информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые
установлены федеральными законами.
6. Особенности подключения государственных информационных систем к
информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным
правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым
актом Правительства Российской Федерации.
Статья 15.1. Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети
"Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети
"Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской
Федерации запрещено
1. В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим
информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается
единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен,
указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих
идентифицировать
сайты
в
сети
"Интернет",
содержащие
информацию,
распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
2. В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих
информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет",
содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации
запрещено.
3. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере
средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных
технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи, в порядке и в соответствии с критериями,
которые определяются Правительством Российской Федерации, может привлечь к
формированию
и
ведению
реестра
оператора
реестра
-
организацию,
зарегистрированную на территории Российской Федерации.
5. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей
статьи, являются:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных
органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении
распространяемых посредством сети "Интернет":

Page 18

© Буров И.П., 2014
18
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или)
объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия
в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах
приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах
культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению
самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных
действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации,
распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение
которой в Российской Федерации запрещено.
6. Решение о включении в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети
"Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети
"Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской
Федерации запрещено, может быть обжаловано владельцем сайта в сети "Интернет",
провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению
доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в суд в течение
трех месяцев со дня принятия такого решения.
7. В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о
включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в
реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им
владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости
незамедлительного
удаления
интернет-страницы,
содержащей
информацию,
распространение которой в Российской Федерации запрещено.
8. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о
включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в
реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу,
содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации
запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет"
провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в
течение суток.
9. В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети
"Интернет" мер, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, сетевой адрес,
позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию,
распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр.
10. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего
идентифицировать
сайт
в
сети
"Интернет",
содержащий
информацию,
распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи,
оказывающий
услуги
по
предоставлению
доступа
к
информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в
сети "Интернет".

Page 19

© Буров И.П., 2014
19
11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4
настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель
страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать
сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет",
провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению
доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем в
течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению
информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на
основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю
и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени,
указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса, позволяющего
идентифицировать сайт в сети "Интернет".
12. Порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок
получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи,
оказывающим
услуги
по
предоставлению
доступа
к
информационно-
телекоммуникационной
сети
"Интернет",
устанавливаются
уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти.
13. Порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", предусмотренный
настоящей статьей, не применяется к информации, порядок ограничения доступа к
которой предусмотрен статьей 15.3 настоящего Федерального закона.
Статья 15.2. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с
нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы
1. Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных
сетях, в том числе в сети "Интернет", фильмов, в том числе кинофильмов,
телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его
разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере
средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных
технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к
информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на
основании вступившего в силу судебного акта. Форма указанного заявления
утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых
коммуникаций, информационных технологий и связи.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,

Page 20

© Буров И.П., 2014
20
информационных технологий и связи, на основании вступившего в силу судебного
акта в течение трех рабочих дней:
1) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в
информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет",
указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети
"Интернет", на котором размещена информация, содержащая фильмы, в том числе
кинофильмы, телефильмы, или информация, необходимая для их получения с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения
правообладателя или иного законного основания;
2) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей
части лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о
нарушении исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, с
указанием наименования произведения, его автора, правообладателя, доменного имени
и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на
котором размещена информация, содержащая фильмы, в том числе кинофильмы,
телефильмы, или информация, необходимая для их получения с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или
иного законного основания, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет",
позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры
по удалению такой информации;
3) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному
указанному в пункте 1 настоящей части лицу в соответствующей информационной
системе.
3. В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления, указанного в
пункте 2 части 2 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1
части 2 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого
ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости
незамедлительно удалить незаконно размещенную информацию и (или) принять меры
по ограничению доступа к ней.
4. В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или
иного указанного в пункте 1 части 2 настоящей статьи лица уведомления о
необходимости
удалить
незаконно
размещенную
информацию
владелец
информационного ресурса обязан удалить такую информацию. В случае отказа или
бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное
указанное в пункте 1 части 2 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к
соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих
дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 2 настоящей
статьи.
5. В случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 2
настоящей статьи лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных
в частях 3 и 4 настоящей статьи, доменное имя сайта в сети "Интернет", его сетевой
адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать
информацию, содержащую фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, или
информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-

Page 21

© Буров И.П., 2014
21
телекоммуникационных сетей, и размещенную без разрешения правообладателя или
иного законного основания, а также иные сведения об этом сайте и информация
направляются по системе взаимодействия операторам связи для принятия мер по
ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети
"Интернет", или к размещенной на нем информации.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи, на основании вступившего в силу судебного
акта в течение трех рабочих дней со дня получения судебного акта об отмене
ограничения доступа к информационному ресурсу, содержащему фильмы, в том числе
кинофильмы, телефильмы, или информацию, необходимую для их получения с
использованием
информационно-телекоммуникационных
сетей,
которые
распространяются без разрешения правообладателя или иного законного основания,
уведомляет провайдера хостинга или иное указанное в пункте 1 части 2 настоящей
статьи лицо и операторов связи об отмене мер по ограничению доступа к данному
информационному ресурсу.
7. В течение суток с момента получения по системе взаимодействия сведений об
информационном ресурсе, содержащем фильмы, в том числе кинофильмы,
телефильмы, или информацию, необходимую для их получения с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без
разрешения правообладателя или иного законного основания, оператор связи,
оказывающий
услуги
по
предоставлению
доступа
к
информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому
информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", или к странице
сайта.
8.
Порядок
функционирования
информационной
системы
взаимодействия
устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых
коммуникаций, информационных технологий и связи.
9. Предусмотренный настоящей статьей порядок не применяется к информации,
подлежащей включению в реестр в соответствии со статьей 15.1 настоящего
Федерального закона.
Статья 15.3. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с
нарушением закона
1. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе
в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам,
осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных)
мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай
поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан,
Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют

Page 22

© Буров И.П., 2014
22
требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции
по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых
коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению
доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1
настоящей статьи, незамедлительно:
1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии
мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети
"Интернет", или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к
массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в
массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного
порядка. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет",
сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие
идентифицировать такую информацию;
2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в
информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет",
указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети
"Интернет", на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым
беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых
(публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
3) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей
части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о
нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и
сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором
размещена информация,
содержащая призывы к массовым беспорядкам,
осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных)
мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также указателей
страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую
информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;
4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному
указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной
системе.
3. После получения по системе взаимодействия требования федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере
средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных
технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи,
оказывающий
услуги
по
предоставлению
доступа
к
информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет", обязан незамедлительно ограничить доступ к
информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", или к информации,
размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению
экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях,
проводимых с нарушением установленного порядка.

Page 23

© Буров И.П., 2014
23
4. В течение суток с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 2
настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 2 части 2
настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими
владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости
незамедлительно удалить информацию, содержащую призывы к массовым
беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых
(публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
5. В случае, если владелец информационного ресурса удалил информацию,
содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской
деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с
нарушением установленного порядка, он направляет уведомление об этом в
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и
надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи. Такое уведомление может быть направлено
также в электронном виде.
6. После получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, и проверки
его достоверности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых
коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан незамедлительно
уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по
предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о
возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети
"Интернет".
7. После получения уведомления, указанного в части 6 настоящей статьи, оператор
связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе
к сайту в сети "Интернет".
Статья 16. Защита информации
1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и
технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения,
модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а
также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации
осуществляется путем установления требований о защите информации, а также
ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об
информации, информационных технологиях и о защите информации.
3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только
для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.
4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

Page 24

© Буров И.П., 2014
24
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее
лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка
доступа к информации;
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в
результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной
или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных
информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и
технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и
эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях
защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным
требованиям.
6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования
определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов
деятельности в области защиты информации.
Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации,
информационных технологий и защиты информации
1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой
дисциплинарную,
гражданско-правовую,
административную
или
уголовную
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением
информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой
информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих
прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда,
защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не
может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по
соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные
законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если
принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного
лица.
3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или
запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за
распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:
1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее
передачи без изменений и исправлений;

Page 25

© Буров И.П., 2014
25
2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это
лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
4. Провайдер хостинга и владелец сайта в сети "Интернет" не несут ответственность
перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации
и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями настоящего
Федерального закона.
Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими
силу:
1) Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 8, ст. 609);
2) Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в международном
информационном обмене" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
N 28, ст. 3347);
3) статью 16 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);
4) статью 21 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации,
признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской
Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних
дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с
осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700);
5) статью 39 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ "О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).
Президент Российской Федерации
В. В. Путин
Москва, Кремль
27 июля 2006 г.
N 149-ФЗ

Page 26

© Буров И.П., 2014
26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 6 марта 1997 г. N 188
ПЕРЕЧЕНЬ
СВЕДЕНИЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина,
позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за
исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой
информации в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной
власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и
федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым
ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных
переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными
законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца
до официальной публикации информации о них.

Page 27

© Буров И.П., 2014
27
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
21 октября 1994 года
Статья 139. Служебная и коммерческая тайна
1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда
информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в
силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном
основании
и
обладатель
информации
принимает
меры
к
охране
ее
конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или
коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается
способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет
служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая
же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или
коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на
контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Page 28

© Буров И.П., 2014
28
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные
понятия:
1) персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или
определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту
персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и
место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение,
образование, профессия, доходы, другая информация;
2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или
физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных
данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;
3) обработка персональных данных - действия (операции) с персональными
данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение
(обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу),
обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;
4) распространение персональных данных - действия, направленные на передачу
персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или
на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе
обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение
в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к
персональным данным каким-либо иным способом;
5) использование персональных данных - действия (операции) с персональными
данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных
действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта
персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и
свободы субъекта персональных данных или других лиц;
6) блокирование персональных данных - временное прекращение сбора,
систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных,
в том числе их передачи;
7) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно
восстановить содержание персональных данных в информационной системе
персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные
носители персональных данных;

Page 29

© Буров И.П., 2014
29
8) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно
определить
принадлежность
персональных
данных
конкретному
субъекту
персональных данных;
9) информационная система персональных данных - информационная система,
представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе
данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих
осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств
автоматизации или без использования таких средств;
10) конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения
оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование
не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или
наличия иного законного основания;
11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных
данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу
власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного
государства;
12) общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ
неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных
данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется
требование соблюдения конфиденциальности.

Информация о работе Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"