Установление Советской власти. Судьба Учредительного собрания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:50, реферат

Краткое описание

На II съезде Советов, открывшемся в Смольном вечером 25 октября (из 650 делегатов 390 большевиков и 150 левых эсеров), после провала попытки избежать кровопролития и создать общедемократическое или однородное социалистическое правительство, Ю. Мартов и стоявшие за ним меньшевики, эсерыв и бундовцы (еврейская социал-демократическая организация), осудив «военный заговор, организованный за спиной Советов», в знак протеста ушли со съезда, провожаемые словами Троцкого: «Народ пошел за нами, мы одержали победу, а теперь нам говорят: откажитесь от вашей победы … примите компромисс.

Вложенные файлы: 1 файл

Установление Советской власти.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

Работа над проектом Конституции  заняла четыре месяца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями  различных фракций. Обсуждались следующие вопросы:

О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства. Предлагалось предоставлять каждому субъекту федерации самые широкие права по самоопределению своей территории.

О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций.

О Совете Народных Комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии его с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК.

О социально-экономических  преобразованиях. Радикалы настаивали на тотальной специализации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т.п.

Все предложения оппозиции  были отвергнуты созданной в июле 1918 г. специальной комиссией во главе  с В.И. Лениным. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

10 июля 1918 г. на Пятом  съезде Советов была принята  первая Советская Конституция  и избран новый состав ВЦИК  в основном большевистский. Основные  принципы Конституции были сформулированы  в ее шести разделах: 1. Декларация  прав трудящегося и эксплуатируемого  народа. 2. Общее положения Конституции  РСФСР. 3. Конституция Coветской власти. 4. Активное и пассивное избирательное  право. 5. Бюджетное право. 6. О гербе  и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности  — диктатура пролетариата и её политическая основа — система Советов  рабочих, крестьян солдатских депутатов. Государственное устройство РСФСР  носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Высшим органом власти Конституция  провозглашала Всероссийский съезд  Советов рабочих, крестьянских и  солдатских депутатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, у и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. Компетенция центральных  органов власти определялась следующим  образом. Всероссийский съезд Советов  и ВЦИК утверждали: изменения в  Конституцию; принятие в состав РСФСР; объявление войны и заключение мира; общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой; устанавливали  общегосударственные налоги и повинности и т.д. Всероссийский съезд Советов  обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную  власть в РСФСР осуществляли сразу  три высших органа: Всероссийский  съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Избирательная система, закреплённая Конституцией, отражала сложившуюся  социально-политическую ситуацию в  стране. К выборам допускались  лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признаку полу, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Комплекс провозглашённых  конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями  и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.

Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было её воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в  стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с  тем она закрепила реальные механизмы  власти и формирования её структур, поло-основания новую идеологию.

3. Создание и  развитие системы правоохранительных  и репрессивных органов.

Слом старой судебной системы  начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, административные суды и т.д. В своих решениях эти  суды руководствовались «революционным правосознанием», «революционной совестью»  и обычаями.

Первым государственным  актом, положившим начал формированию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. декрет СНК РСФСР - Декрет о суде № 1. Он 1 упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами.

Обвинителями, защитниками  и поверенными в суде могли  быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное  следствие осуществляли судьи единолично.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих  местных судов, были уездные и  столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло  вести к отмене приговора или  решения нижестоящего суда, если вышестоящий  суд устанавливал неполноту или  неправильность проведенного предварительного следствия, процессуальных, уголовных  норм, несправедливость приговора или  отсутствие состава преступления в  деянии осужденного. Дело мог быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону  смягчения наказания.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами  ВЦИК, СНК, положениями политических программ, «революционным правосознанием»  и «законами свергнутых правительств», если они не противоречили вышеперечисленным  нормам и принципам. Однако уже в  ноябре 1918 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В силу политических обстоятельств (борьба с левыми эсерами, имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверие к старым юристам) осенью 1918 г. были ликвидированы окружные суды.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширявший компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную 1 систему Республики. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными нравами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами светской власти и «социалистическим правосознанием». 

Защиту и обвинение  осуществляли коллегии при уездных  и губернских исполкомах, избираемые их Советами. Члены коллегий были должностными лицами. Предварительное следствие  проводили следственные комиссии, милиция  либо сами суды.

Принципами нового судебного  права стали: коллегиальность в  принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение  в судопроизводство социальных и  политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности (советов). Вместе с тем в 1918 г. существуют частичные попытки вернуться  к некоторым институтам и принципам  старого судебного права.

Декрет о суде №1 учреждал параллельно с местными судами особые суды «для борьбы против контрреволюционных сил» — революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернскими и городскими Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918 г., когда были созданы специальные революционные трибуналы печати.

С марта по май 1918 г. Наркомат юстиции разрабатывал проект декрета  «О революционных трибуналах», который  был принят СНК в мае 1918 г. Предписывалось сохранение ревтрибуналов только в  крупных центрах и их упразднение  в иных местах. Деление трибуналов по направлениям деятельности также  упразднялось. Была сделана попытка  укрупнить и централизовать деятельность этих органов. Одновременно принимались  меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов. Вместе с тем  ревтрибуналам была оставлена полная свобода в выборе мер «борьбы  с контрреволюцией».

В период гражданской войны  система ревтрибуналов была подвергнута  существенным изменениям. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных  городах. В их состав входят три члена, избираемые исполкомами Советов. Трибуналы  проверяли следственные действия ЧК, которые наряду со следственными  комиссиями осуществляли предварительное  следствие. Судебное рассмотрение в  трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с  момента окончания следствия.

Положение о ревтрибуналах (1919 г.) закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.

В марте 1920 г. новое «Положение о ревтрибуналах», принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав трибуналов стали входить представители губернской ЧК.

Особенности судебного процесса, характерные для ревтрибуналов, объяснялись условиями гражданской  войны. Ускоренное судопроизводство, применение высшей меры наказания, свобода в  выборе мер уголовной репрессии, использование в качестве защитников и обвинителей только штатных  членов коллегии при Советах, ярко выраженные гениальные критерии при назначении наказаний - все это придавало  характер чрезвычайности этим судебным органам. Поэтому при переходе к  нэпу (1921—1923 гг.) система ревтрибуналов  была существенно реорганизована и  большая часть ревтрибуналов  упразднена.

Сохранились военные трибуналы  высшего звена, военно-Транспортные трибуналы в ряде крупных городов. В качестве органов чрезвычайной юстиции сохранились также особые трудовые сессии народных судов, земельные  и арбитражные комиссии, выпадавшие из общей судебной системы. К органам  чрезвычайной юстиции относились также  внесудебные органы репрессии.

С марта 1918 г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных  ВЧК. Им предоставляюсь исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались  в губерниях и уездах и к  июлю 1918 г. существовали повсеместно.

В июне 1918 г. прошла Первая Всероссийская  конференция ЧК, разработавшая общие  принципы организации и деятельности ЧК и подготовившая «Положение о местных Ч К. по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности», утвержденное В ЦИК в октябре 1918 г. ВЧК являлась органом СНК, работала в тесном контакте с Наркоматом юстиции и Наркоматом внутренних дел. Местные органы ВЧК образовывались местными Советами на правах их отделов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК.

Система чрезвычайных органов  включала специализированные органы: летом 1918 г. были созданы пограничные  ЧК, в ноябре 1920 г. на особый отдел  ВЧК была возложена функция по охране границ, ему были переданы пограничные  воинские части. В армии и на флоте  в конце 1918 г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК.

При наличии разветвленной  сети местных органов ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали  их по существу и определяли меры наказания, «общественно опасные элементы»  могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном  порядке. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в  период с сентября 1918 г. до февраля 1919 г., известный как период «красного  террора». В феврале 1919 г. ВЦИК принимает Положение о ВЧК, в котором право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам, на них же возлагалась обязанность проверять следственные действия ЧК. Однако в особых случаях органы ВЧК по-прежнему могли применять внесудебную расправу.

Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности  в хозяйственных и распределительных  органах в октябре 1919 г. ВЧК создается Особый Революционный Трибунал, состоявший из председателя и двух назначенных ВЧК членов.

В марте 1920 г. ВЦИК своим декретом вовсе отменяет право ЧК применять  внесудебные репрессии, обязывая их передавать дела на рассмотрение ревтрибуналов. Однако уже в мае 1920 г., в связи  с обострившейся военной и  политической ситуацией, ВЦИК вновь  расширяет права органов ВЧК  на применение особых репрессивных мер.

Информация о работе Установление Советской власти. Судьба Учредительного собрания