Установление Советской власти. Судьба Учредительного собрания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:50, реферат

Краткое описание

На II съезде Советов, открывшемся в Смольном вечером 25 октября (из 650 делегатов 390 большевиков и 150 левых эсеров), после провала попытки избежать кровопролития и создать общедемократическое или однородное социалистическое правительство, Ю. Мартов и стоявшие за ним меньшевики, эсерыв и бундовцы (еврейская социал-демократическая организация), осудив «военный заговор, организованный за спиной Советов», в знак протеста ушли со съезда, провожаемые словами Троцкого: «Народ пошел за нами, мы одержали победу, а теперь нам говорят: откажитесь от вашей победы … примите компромисс.

Вложенные файлы: 1 файл

Установление Советской власти.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

1.3 Преобразования классовой  структуры общества

Коренные экономические  и политические изменения неизбежно  влекли за собой и кардинальную перестройку  классовой структуры общества.

Идея ликвидации частной  собственности способствовала упразднению  эксплуататорских классов. Это не означало их физического уничтожения, а понималось лишь как экспроприация, т.е. лишение  собственности на средства производства. Декрет о земле, отобравший имущество  у помещиков, юридически ликвидировал и сам класс. Поэтапная национализация промышленности влекла за собой поспешное  отмирание класса капиталистов. По-иному  сложилась судьба купечества, сельской буржуазии. Купечество было лишь потеснено, но не ликвидировано. Ликвидация кулачества как класса была осуществлена через  полтора десятка лет.

Непросто сложилась судьба интеллигенции. Большая ее часть  заняла выжидательную позицию, а  ее элита, тесно связанная с бывшей властью, проявила открытую враждебность и посчитала для себя наилучшим  выходом эмиграцию.

Советская власть, которая, как  и любая другая, конечно не могла  обойтись без интеллигенции, скоро  стала принимать меры к тому, чтобы  привлечь ее на свою сторону. Впрочем, и сама жизнь заставила интеллигенцию  идти на службу новой власти.

Октябрьская революция не только сломала старую социальную структуру, но и внесла принципиальные изменения  в нее, нашедшие отражение в праве. Новая власть уже г. ноябре 1917 г. издала декрет о ликвидации всех прежни сословий и введении единого наименования россиян — гражданин Российской республики. Ликвидация сословий не привела, однако, к полному равенству и  равноправию граждан нового государства. На смену прежнему делению пришло новое. Так, были лишены политических прав эксплуататоры и некоторые другие категории нетрудящихся. К этой категории  было отнесено и духовенство, не только «черное», но и «белое». Сложилось  определенное неравноправие, правда, только в избирательных правах, между  городским и сельским населением, т.е. практически между рабочими и, крестьянами.

Что же касается деления общества в национальном разрезе, то здесь  уже в первые дни советской  власти был решительно проведен принцип  полного равноправия граждан, ничем  не ограничиваемого. 2 ноября 1917 г. была подписанаДекларация прав народов России, провозгласившая наряду с другими и этот принцип.

Наконец, Советское государство  установило и равноправие полов. Хотя новая власть не издала какой-либо общей нормы, провозглашающей равноправие  женщины с мужчиной, этот принцип  стал последовательно проводиться  во всей системе законодательства —  в избирательном, семейном, земельном  и других отраслях права.

1.4 Государственная монополия  ВСНХ

Централизованная система  управления промышленностью, сосредоточенная  в ВСНХ, сложилась к концу 1918 г. и получила название «главкизм». Главные  управления ВСНХ сконцентрировали всю  работу по планированию, снабжению, распределению  заказов и перераспределению  готовой продукции в своих  руках. Сфера воздействия главков  распространялась даже на кустарную  промышленность (через Главкустпром ВСНХ). Составной частью «главкизма»  стала трудовая повинность как специфическая  форма привлечения к труду. Широко использовались трудовые армий, комплектующиеся  из резервистов и «нетрудовых  элементов». С ноября 1918 г. на военное  положение был переведен весь транспорт страны.

1.5 Продовольственная разверстка

В области сельского хозяйства  экономическая политика вылилась в  форму продовольственной разверстки, введенной декретом ВЦИК в январе 1919 г. Эта мера водилась на фоне полной государственной хлебной монополии  и запрета частной торговли продовольственными товарами. Размеры и пропорции  продразверстки между производящими  губерниями планировались централизованно. Внутри губерний разверстка осуществлялась по социальному принципу, с учетом экономического положения крестьянского  двора. Продразверстка оставляла необлагаемыми  потребительскую норму и семенной фонд двора, вовсе остальное в  качестве «излишков» изымалось по номинальным  ценам, под расписку или безвозмездно и принудительно (в случае отказа сдать продукцию). Наркомпрод, возглавлявший систему продразверстки, мог использовать в необходимых случаях вооруженные продотряды.

1.6 Политика «военного коммунизма»

Состоявшийся в марте 1919 г. VIII съезд PKП(б) сформулировал основные принципы системы, позже получившей наименование «военный коммунизма». Выдвигалась идея «военно-политического союза рабочих и крестьян». Экономическая политика военного времени была вызвана необходимостью мобилизовать все силы на борьбу с врагом. Однако и в коммунистической партии, и входящих кругах Советского государства существовали мнения, что «военный коммунизм» и есть нормальный путь обобществления средств производства, путь как социализму. В истории страны «военный коммунизм» явился крайней формой полного отрицания товарно-денежных, рыночных отношений.

Максимальная централизация  экономической политики (главкизм, продразверстка, трудовая повинность) сочеталась с рядом мер социального  характера: в октябре 1920 г. СНК отменил  плату за топливо, жилые помещения, воду, электричество, за пользование  почтой, телеграфом, телефоном.

1.7 Программа построения социалистического  общества

В ноябре 1918 г. СНК принял декрет «Об организации снабжения  населения всеми продуктами личного  потребления и домашнего хозяйства». При ликвидации частной торговли «мешочники» и «черный рынок» продолжали функционировать. Наркомпрод становился главным распределителем  продуктов, используя для этой цели кооперативный аппарат. Все население  было приписано к единым потребительским  обществам (ЕПО), от которых оно получало продовольствие и товарные пайки. Заработная плата выдавалась преимущественно  в натуральной форме. Происходившая  натурализация распределения предполагала замену товарно-денежных отношений  натуральным продуктообменом. Деньги должны были исчезнуть.

Программа построения социалистического  общества включала и Государственный  план электрификации России (план ГОЭЛРО), строительство ряда электростанций и реконструкцию сельского хозяйства. В феврале 1919 г. ВЦИК принял«Положение о социалистическом землеустройстве», закрепившее единый земельный государственный фонд. В качестве стратегической линии развития сельского хозяйства провозглашался переход от единоличных форм землепользования к товарищеским (совхозам, коммунам, элективным хозяйствам). «В основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство». В программу построения социализма входили также просветительско-культурные преобразования, в том числе система «ликбеза» (ликвидация безграмотности).

2. Формирование  советского права. Конституция  РСФСР 1918 г.

Формирование нового права  началось с изданием первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавших основные его принципы. Декрет о суде №1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых норм. В местных судах в качестве основного источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно складывается новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съездом, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий и даже местными советами.

Одной из первых сфер, в которой  было осуществлено законодательное  нормирование, были брачно-семейные от ношения. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК  приняли декреты, отменявшие всякие ограничения, узаконивавшие только гражданскую форму брака, устанавливавшие  свободу развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законен «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствии переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял постановление  «О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай болезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), обобщающий всё предшествующее Советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства. В кодексе закреплялись нормы труда и отдыха, устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике — сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.

Сфера нового гражданского права  формировалась в ходе процессов  национализации, которая охватила как  объекты промышленности, транспорта и финансов, так и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет «Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (всё остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения.

Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты национализированное имущество, ценные бумаги.

Государственная монополия  на хлеб, текстиль, нефть, спички и т.п. предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала  товарно-денежные отношения между  предприятиями, монополия внешней  торговли — из сферы экспортно-импортных  отношений частных лиц и частный  капитал. Натуральный продуктообмен  вытеснил денежные отношения, на правовом уровне происходило соответствующие  вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной  торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся  подпольный «чёрный рынок», где эти  отношения были деформированы и  искажены.

В декабре 1919 г. Наркомюст  принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

На этой идее базировалась структура Руководящих начал. Они  состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о  стадиях совершения преступления, о  соучастии, об условном осуждении. Законодатель отказывался от исчерпывающего и  полного нормирования всех отношений, полагаясь на «социальное чутьё  пролетарского суда». Кодекс понимал  под правом систему общественных отношений. Формы вины, необходимая  оборона, крайняя необходимость  не рассматривались в кодексе. Недостаточное  внимание к трактовке субъективной стороны преступления приводило  к усилению принципа объективного влияния, когда степень наказания связывалась  с результатом преступления, но не с его мотивами. На меру наказания  влияли социальная принадлежность преступника  и социальная направленность деяния. К смягчающим обстоятельствам относились принадлежность к «неимущим классам», состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

Практика судебного правотворчества  получила в Руководящих началах  поддержку в виде принципа аналогии при отсутствии конкретной нормы  в законе, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить  аналогичную норму и решить его  по аналогии с другим казусом, урегулированным  этой нормой. Свобода толкования на практике вела к произволу.

Система наказаний, предусмотренных  кодексом, включала: внушение, общественное порицание, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, конфискацию имущества. лишение политических прав, лишение  свободы, расстрел и др. Свободный  выбор наказаний предоставлялся ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918 г.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал  положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию». Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие.

Декреты Второго съезда Советов  рабочих и солдатских депутатов  были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических  преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать  как первый этап конституционного строительства. Заключительным этапом конституционного строительства стала Конституция 1918 г. Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля этого же года. В её состав вошли представители от партийных фракций и от ряда народных комиссариатов. Председателем комиссии стал Я. Ч. Свердлов.

Информация о работе Установление Советской власти. Судьба Учредительного собрания