Теория циклов и кризисов на примере ОАО «Автоваз». Виды, структура и факторы циклов в социально-экономической динамике. Взаимодействие цик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
раскрыть социально- экономическую сущность циклов;
рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
рассмотреть основные фазы делового цикла;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.История возникновения проблемы циклического развития экономики. Основные черты и фазы цикла ……….5
1.1 Основные теории цикличности экономики……………. …………………...5
1.2 Причины циклического развития экономики ……………………………….7
1.3 Характеристика и фазы цикла ………………………………………………16
ГЛАВА 2. Типы экономических циклов…………………………….25
2.1 Основные типы циклов…………………………………………………… ...25
2.2 Нециклические колебания…………………………………………………...27
2.3 Государственное антициклическое регулирование………………………..28
Глава 3. Общая характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ» в условиях кризиса………………………………………..32
3.1 Оценка и диагностика кризисного состояния предприятия……………….32
3.2 Анализ системы управления ………………………………………………...35
3.3 Обоснование стратегии вывода предприятия из кризиса………………….38
Заключение…………………………………………………………………..41
Список литературы……………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ПиП.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

I цикл с 1787 по 1814г.- повышательная волна, с 1814-1851г. – понижательная волна;

II цикл с 1844 по 1875г. - повышательная волна, с 1870 по 1896г.- понижательная волна;

III цикл с 1896 по 1920г. – повышательная волна.

Наряду с краткосрочными и среднесрочными экономическими циклами  существуют большие экономические  циклы. Большие экономические циклы не могут быть объяснены случайными причинами. Кондратьев объяснял существование больших экономических циклов тем, что длительность функционирования различных созданных хозяйственных благ неодинакова , Равным образом для их создания требуется различное время и различные средства. Как правило, наиболее длительный период функционирования имеют мосты, дороги, здания и другая инфраструктура. Они же требуют и наибольшего времени  и наибольших аккумулированных капиталов для их создания.  Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная причина их лежит в механизме накопления, аккумуляции и рассеяния капитала, достаточного для создания новых элементов инфраструктуры. Однако действие этой основной причины усиливается действием вторичных факторов.

Начало подъема («повышающая  волна») совпадает с моментом, когда  накопление достигает такого состояния, при котором становиться возможным  рентабельное инвестирование капитала для создания новых основных производственных фондов. Подъем сопровождается осложнениями, вызываемыми промышленным кризисом среднесрочного цикла.

Понижение темпа экономической  жизни  («понижающая волна»), вызванное  накапливающейся совокупностью  экономических факторов отрицательного характера, в свою очередь обусловливает усиление поисков в области создания совершенной техники и сосредоточение капитала в руках промышленно-финансовых групп. Все это создает предпосылки для нового подъема, и он повторяется вновь, хотя и на новой ступени развития производительных сил.

В соответствии с концепцией Кондратьева, начало подъема в новом  большом экономическом  цикле  приходилось на середину 40-х годов, а следующего - на середину 90-х годов.

 

 

 

2.2 Нециклические колебания

Не следует делать вывод, что все колебания деловой активности объясняются экономическими циклами. С одной стороны, существуют сезонные колебания деловой активности. Например, покупательский "бум" перед Рождеством и Пасхой ведет к значительным ежегодным колебаниям в темпах экономической активности, в особенности в розничной торговле. Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство в какой-то степени также подвержены сезонным колебаниям.

Деловая активность зависит  и от долговременной тенденции в экономике, то есть от повышения или снижения экономической активности в течение длительного периода, например 25, 50 или 100 лет. Отметим, что для американского капитализма долговременной тенденцией был значительный экономический рост. В настоящее время для экономического цикла характерны колебания деловой активности при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.

 

 

2.3 Государственное антициклическое регулирование

    

Существуют различные  взгляды на причины циклических  колебаний, однако несмотря на значительный разброс  взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и  неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на  регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы.

 

Таблица 1

            Признаки

Неокейнсианство

      Неоконсерватизм

  Ориентации         

  

   Цели

 

 

 

   Приоритеты

  регулирования

 

 

Оценка  роли государства

 На спрос

 

Регулирование хозяйства  в целом

(макроэкономика)

 

  1. Налогово-бюджетная

политика.

  1. Кредитно-денежная

политика

 

Поощрение

 На предложение

 

Создание стимулов деятельности

(микроэкономика)

  1. Кредитно-денежная

политика

  1. Налогово-бюджетная

политика

 

Ограничение


 

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному  решают проблемы сглаживания циклических  колебаний, по-разному оперируют  инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют  бюджетной политике (главным образом  это связано с увеличением  или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных  рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным  образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее  понимание этими концепциями  того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия  государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на  новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема  экономической конъюнктуры?  Государство  в целях предотвращения перегрева  экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности

В общем и целом  о политике, которую должно проводить  государство в целях сглаживания  циклических  колебаний, можно сказать, что в период  спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Общая характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ» в условиях кризиса

 

3.1 Оценка и диагностика кризисного состояния предприятия

 

ОАО "АвтоВАЗ" имеет  юридический и фактический адрес: 445633, Самарская обл., г. Тольятти, Южное  шоссе, 36. На предприятии работают около 102 000 человек. Полное и сокращенное  название предприятия. Открытое акционерное общество "Волжский автомобильный завод" или ОАО "АвтоВАЗ". Его годовой оборот примерно 3 млрд. долларов. В системе дочерних производств АВТОВАЗа – 121 предприятие. С учетом смежных предприятий, на АВТОВАЗ работает около 2 млн. человек. Совместно с АВТОВАЗом и за счет его заказов на территории Самарской области работает 262 предприятия. Уставный капитал ОАО "АВТОВАЗ" составил 9 250 270 100 руб. Полномочия исполнительного органа переданы управляющей компании - ООО "Группа АвтоВАЗ", президентом которой в настоящее время является И. Комаров.

 

 

Чистый убыток за 2008 год  составил 6684 млн. руб. (2007 год: прибыль 3951 млн. руб.). Получение убытка по сравнению с 2007 годом обусловлено увеличением операционных расходов по основной деятельности. Рентабельность продаж снизилась с 6,36% в 2007 году до 0,02% в 2008 году. Основным фактором снижения рентабельности продаж Общества является опережающий темп роста себестоимости и коммерческих расходов по реализованной продукции по сравнению с выручкой от продаж.

В настоящий момент предприятия  автомобильной промышленности наиболее остро ощутили последствия мирового финансового кризиса. Недавний рост спроса на автомобильном рынке в  России (по результатам 2008 года Россия заняла пятое место по продажам легковых автомобилей во многом благодаря результатам, достигнутым за первые три квартала 2008 года), сменился спадом продаж. Доля АвтоВАЗа на рынке постоянно сокращалась (23,5% по итогам первого квартала 2009 года против 68% в начале 2004-го). Замедление экономического роста в России, как результат влияния мирового финансового кризиса, приостановило рост продаж легковых автомобилей в стране. Замедление роста продаж в последнем квартале 2008 года привело к накоплению складских запасов готовой продукции. У дилеров возникли проблемы с недостаточностью средства на финансирование закупок (как собственных, так и заемных), у производителей понизился уровень ликвидности. Автопроизводители отреагировали на изменение ситуации путем корректировки производственных графиков (приостановлением конвейеров и сокращением продолжительности рабочих смен), чтобы снизить складские запасы. По данным комитета автопроизводителей АЕБ, за девять месяцев 2009 г. АвтоВАЗ продал 269 514 автомобилей, а на конец 2008 г. у него насчитывалось 101 550 нереализованных машин. Менеджмент прогнозирует в этом году убыток более 30 млрд. руб. АвтоВАЗ не может быть прибыльным при уровне производства ниже 600 000 машин в год », - говорил ранее « Ведомостям » директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов.

В презентации бизнес-плана  завода к комиссии господина Шувалова говорится, что заводу необходимо минимум 70 млрд руб., из которых 54 млрд руб.—  на погашение текущего долга (кредиты, облигации и векселя), 9,5 млрд руб.— на запуск инвестпрограммы, а еще 2,8 млрд руб.— «на компенсацию отрицательного денежного потока», который появится в 2010 году. Менеджмент «АвтоВАЗа» надеется снять с компании долговую нагрузку через выкуп её облигаций ВЭБом. На 1 января 2010 года долговая нагрузка «АвтоВАЗа» составит 76,3 млрд руб. без учета долга перед поставщиками (9,76 млрд руб.), говорит замминистра Андрей Дементьев.

«Менеджмент АвтоВАЗа видит  единственно возможный выход  из сложившейся негативной ситуации — капитализацию кредиторской задолженности в объеме не менее 60 миллиардов рублей через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком», — говорится в сообщении. Критику Минпромторга вызвал и бизнес-план компании. К 2014 году АвтоВАЗ планирует выпускать 670 000 автомобилей сегмента low cost на платформах Kalina и B0 и отказаться «классики», Priora и Samara. «Продуктовая стратегия крайне рискованна, так как построена на предложении небольшого количества моделей под одним брендом в одном ценовом сегменте, на сильно фрагментированном рынке, что делает заявленный объем продаж и доходность бизнеса труднодостижимыми»

Полученные от государства 25 млрд рублей помощи пошли не на инвестиции в новые модели, а на погашение  долгов - прежде всего перед поставщиками. Поставщики АвтоВАЗа - отдельная тема. Из материалов проверки Генпрокуратурой выяснилось, что из 553 поставщиков 299 - посредники. Вот выдержка из отчета прокуроров по АвтоВАЗу, попавшего в распоряжение Newsweek: «…Данные фирмы включены в цепочку производитель – конечный потребитель для удорожания продукции». Большие проблемы у АвтоВАЗа и со сбытом. Роль сбытовой сети в условиях кризиса возрастает многократно. Надо оперативно реагировать на запросы и стимулировать спрос.

Проблемы АвтоВАЗа приходится решать на самом высоком уровне. Вывести это предприятие из кризиса взялось Правительство. Владимир Путин заявил, что «хотел бы, чтобы все акционеры АвтоВАЗа» участвовали в докапитализации». Кроме Renault в состав акционеров завода входят «Тройка Диалог» и «Ростехнологии» (каждый владеет блокпакетом).

 

 

3.2 Анализ системы управления

 

Оставленная в наследие бюрократическая модель управления не является эффективной для крупномасштабных российских предприятий. Не избежало такой тенденции и ОАО "АвтоВАЗ". Функциональная департаментализация, существовавшая здесь на протяжении многих лет, начала претерпевать изменения в ходе создания структур на проектно-матричной основе. «Главное изменение, которое сейчас происходит на АВТОВАЗе – это переход от функционального управления компанией к проектному... Проектное управление меняет ситуацию в корне. Во-первых, проект становится жестко привязанным к экономическому обоснованию. Работа идет с конкретным продуктом, который имеет свою четко очерченную позицию на рынке. Проектом занимается изолированная команда администрирования. Это делает всю систему максимально прозрачной.

Информация о работе Теория циклов и кризисов на примере ОАО «Автоваз». Виды, структура и факторы циклов в социально-экономической динамике. Взаимодействие цик