Влияние цвета на восприятие информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2015 в 18:15, реферат

Краткое описание

Древние мудрецы естественно и разумно использовали цветовую информацию, находя в ней различные эффекты на человека, тем самым могли влиять на ум и сознание с помощью цвета. Любой цвет может иметь свой специальный эффект, который меняет настроение человека в ту или иную сторону. Даже астрологи утверждали, что людям свойственны вполне определенные цвета, а также свои драгоценные камни и металлы. Если перенести всю эту чудодейственную силу камней в наше время, то можно сказать, что каждый подбирает свой собственный интерьер в своей цветовой гамме, свою отличную от других одежду, причем сам не замечает, как цвета управляют эмоциями. От нашего настроения зависит, какой цвет мы сегодня предпочтем.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние цвета на восприятие информации.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Часто белый цвет определяется как «некраска». Он есть, как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей.

Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего.

Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое – беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.

Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.

Фиолетовый цвет – это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером (см. рис. 4) и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.

Рис.  4. Зависимость выбора предпочтительного цвета от темперамента

 

§ 3. цвет в компьютерных технологиях

п.1. Система представления цвета в компьютерной графике

Человеческий глаз способен различать около 350 000 различных цветов. Это число получено в результате многочисленных опытов. Четко различимы примерно 128 цветовых тонов.

В компьютерной графике применяются две системы смешивания основных цветов: аддитивная – красный, зеленый, синий (RGB) и субтрактивная – голубой, пурпурный, желтый (CMY).

С экрана монитора человек воспринимает цвет как сумму излучения трёх базовых цветов: красного (Red), зеленого (Green), синего (Blue). Такая цветовая модель называется RGB (по первым буквам) (см. рис. 5). Она служит основой при создании и обработке компьютерной графики, предназначенной для электронного воспроизведения (на мониторе, телевизоре).

На поверхности экрана компьютера расположены тысячи фосфоресцирующих цветовых точек. Цветовые точки излучают свет под воздействием электронного луча. Так как размеры точек малы (на экране монитора - 0,0118 дюйма в диаметре), соседние разноцветные точки сливаются, формируя все другие цвета и оттенки.

Цвет на экране получается при суммировании лучей трех основных цветов – красного, зеленого и синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100%, то получается белый цвет. Минимальная интенсивность  трех базовых цветов дает черный цвет.

Рис. 5. Модель RGB

Если представить RGB-модель как куб, по осям которого расположены значения трех цветов, то любая точка внутри куба определяется «координатами» RGB и представляет собой один оттенок, получаемый при смешении трех основных цветов.

Таким образом, можно высчитать, что внутри куба содержится 256 * 256 * 256 = 16777216 точек с различными оттенками, а значит, модель RGB имеет приблизительно 16, 7 миллионов различных цветов. Таким количеством цветов определяется, в основном, палитра современного монитора.

Для описания каждого составляющего цвета требуется 1 байт (8 бит) памяти, а чтобы описать один цвет (сложение 3-х), требуется 3 байта, т.е. 24 бита, памяти.

При печати изображений на принтерах используется цветовая модель, основными красками в которой являются голубая (Cyan), пурпурная (Magenta) и желтая (Yellow). Чтобы получить черный цвет, в цветовую модель был включен компонент чистого черного цвета (BlacK). Так получается четырехцветная модель, называемая CMYK (рис. 6).

Система CMYK в отличие от RGB основана на восприятии не излучаемого, а отражаемого цвета.

Рис 6. Модель CMYK

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. 2. Использование цвета в текстовых документах

Большинство людей инстинктивно понимают цветовую психологию. Цветные документы в среднем получают на 60-70 процентов больше откликов, чем такие же чёрно-белые. Причина этих результатов кроется в способе их использования. Простое включение красного и жёлтого в чёрно-белый документ без обдумывания конкретного тона красного или жёлтого относительно чёрного и белого, или яркости цвета, которую надо использовать, снижает положительный эффект.

А вот применение оранжевого (особенно в сочетании с голубым) невольно привлекает внимание рассматривающего изображение. Свойство оранжевого цвета оттягивать внимание на себя успешно используют многие дизайнеры.

Однако очень важно иметь ввиду, что применение многих цветов только ради цвета как такового зачастую полностью непродуктивно.

 Большинство людей считают, что чёрный и белый являются нейтральными, в то время как добавление чёрного в документ может быть весьма губительным для тёплых, богатых цветов. Даже серый может быть правильным тоном, а может оказывать негативный эффект на картину в целом, несмотря на то, что сам по себе он ничего не «говорит». Возможно, это происходит из-за традиций, ведь люди начинают процесс творчества с карандаша и бумаги – рисуют чёрным по белому фону. В большинстве случаев чёрный текст на белой основе является правильным сочетанием, но это не значит, что так будет всегда. Что касается традиций, здесь они, безусловно правы. Первые печатные книги печатались с деревянных досок в чёрном цвете, и только после печати подвергались ручной раскраске. При этом цвет использовался, в первую очередь, для расцвечивания гравированных иллюстраций, а также для выделения буквиц и раскраски орнаментов. Тем не менее, книга была сугубо графичной. При изобретении печатного станка цвет всё реже стал присутствовать в книге. Цветная печать в книжном деле стала активно применяться значительно позже. А ведь наши представления о виде страницы (в том числе, и внешнем виде документа) теснейшим образом связаны именно с книгой. Многочисленные «книжные» правила формировались не то, что годами – веками, и выводились они эмпирическим путем, исходя из психологических (восприятие) и анатомических (формат книг и бумаг) особенностей человека.

Что же до деловых документов – многие годы простая печатная машинка была единственным средством изготовления различной бюрократической макулатуры. С появлением компьютерной техники и бурным ростом прогресса наши возможности создать поистине красивый документ значительно расширились. Единственное, о чём не следует забывать, так это о чувстве меры и грамотном использовании цвета в «работе» бизнес-бумаг. Специалисты призывают пользователей открыть для себя возможности использования цветной бумаги или цветных шрифтов (см. Приложение 2. 20 преимуществ использования цветных документов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.3. Использование цвета при создании презентаций

Цвет – это символ, причем, символ наглядный. В зависимости от того, какой символ вы выберете, аудитория будет испытывать те или иные эмоции. Вплоть до внезапного «Я не могу без этого жить!» к предлагаемым вами товарам. Однако возможен и прямо противоположный вариант.

 Сочетания «холодных» цветов, к примеру, зеленого и голубого, призваны показать свежесть продукта. Такие цвета считаются цветами майского утра и выстраивают вполне понятную ассоциативную цепочку, начинающуюся от нежного восхода солнца и заканчивающуюся яркими, блестящими листьями, еще не припорошенными жаркой летней пылью. Недаром в молочной промышленности используются зеленые цвета, а для морепродуктов обычно выбираются голубые.

Есть цвета, которые категорически нельзя сочетать друг с другом, особенно, если вы хотите положительного эффекта от презентации. Соединение фиолетового с оранжевым сообщает о безысходности и является прямым призывом к суициду. Тот же эффект производит надпись белым на непробиваемо-черном фоне. Необходимо знать не только воздействие на психику человека какого-либо цвета, но и воздействие цветосочетаний.

Представьте, что вы оформляете зал для презентаций или выставочный стенд в зелено-фиолетовой гамме. Сам по себе зеленый цвет выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений и высокую самооценку. Фиолетовый – мечта, ставшая явью, такое состояние души, когда исполняются фантазии. Хорошо, правда?

 Но в результате  сочетания этих цветов, ваши потенциальные покупатели увидят сигнал о том, что вы стремитесь завоевать их расположение, но не желаете связывать себя никакими обязательствами, и не хотите нести ни малейшей ответственности – именно такова символика данного цветосочетания.

Сколько придется потратить слов, чтобы переломить то мнение, которое создастся из-за неблагоприятной ассоциативной цепочки цветов? Да и возымеют ли воздействия слова? Первое впечатление вырубается на мозгах чуть не топором. Попробуйте потом зашлифовать такую зарубку! А ведь только стоит добавить в зелено-фиолетовую гамму немного золотого, и представляемый товар сразу приобретает статус элитного, а основная мысль, вкладываемая в подсознание подобными цветами – новизна, свежесть и исполнение мечты.

Помните: хорошо подобранные цвета способствуют лучшему пониманию презентационного доклада.

Сила цвета заключается в том, что он способен обойти все барьеры сознания и воздействует непосредственно на подсознание.

 Цвет:

  • вызывает психологическую реакцию;
  • подчеркивает качество, настроение, чувство;
  • создает либо теплую, либо холодную среду, отражает времена года;
  • имеет физиологическое влияние на человека;
  • придает объемность среде и предметам.

 

   Был проведен интересный  эксперимент с цветами. Домохозяйкам предложили продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, о чем дегустаторы не знали. В результате 75 % дегустаторов заявили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, слишком крепкий, около 85 % решили, что кофе, стоящий рядом с красной коробкой – самый ароматный и вкусный. А кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, почти все сочли мягким, кофе же, находившийся рядом с желтой – слабым. То есть, цветовая символика изменила вкусовое восприятие. 

 Готовясь к презентации, учитывайте национальный состав аудитории. Потому что в разных странах – различны наиболее популярные цвета.

Учитывайте, что лучшие цвета для стран:

  • красный – для России, Ирака, Мексики и Норвегии;
  • оранжевый – для Голландии;
  • желтый – для Китая;
  • зеленый – для Австрии, Болгарии и Мексики;
  • голубой – для Индии;
  • белый – для Мексики;
  • коричневый – для Болгарии.

 

   Специалисты утверждают, что если цвета, наиболее часто  встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на покупателей, то распределение их по эффективности будет следующим:

  • сине-фиолетовый – 100 %;
  • темно-синий – 90 %;
  • бирюзовый – 85 %;
  • лимонный – 60 %;
  • черный – 47 %;
  • темно-фиолетовый – 42 %;
  • желтый – 22 %;
  • голубой – 17,5 %;
  • синий – 14,5 %;
  • коричневый – 9,5 %;
  • рубиновый – 7,5 %;
  • красно-розовый – 3,5 %.

 

   Как видите, российский  покупатель тяготеет к нежности, тонкости и романтике.

Исследованиями установлено, что количество используемых цветов влияет на эффективность рекламного сообщения. Если за 100 % принять черно-белое изображение, то при добавлении еще одного цвета его эффективность возрастает на 20 %, а для многоцветного изображения – на 40 %.

Существенным фактором является также температура цвета. Так теплый белый цвет (до 500 Люкс) создает атмосферу спокойную, вялую, а более  холодный и нейтральный белый цвет – подчеркивает активный настрой.

 Создавая презентацию, не забывайте, что цвет должен  соответствовать тому настроению, которое вы хотите создать у аудитории, чтобы не было дисгармонии между цветовой гаммой и целью вашей презентации.

Относитесь к цветам с почтительной осторожностью. Верно составленная цветовая гамма может усилить воздействие слов многократно, а плохо подобранные цвета – уничтожить все благие намерения безвозвратно.

 Если вы сомневаетесь  в эмоциональном, психологическом  воздействии выбранной цветовой гаммы – проведите эксперимент. Обкатайте эту гамму на «подопытных кроликах», набранных в семье, среди сотрудников на работе, среди друзей и знакомых. Если же их мнения расходятся, и вы продолжаете пребывать в неуверенности – откажитесь от подобранных цветов, выберете что-нибудь более нейтральное и спокойное. Лучше, если цветовая гамма несет нейтральное сообщение, чем отрицательное.

Информация о работе Влияние цвета на восприятие информации