Анализ угроз и разработка предложений по обеспечению безопасности российской федерации в области развития отечественной индустрии инфор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому необходимо выявить все возможные угрозы информационной безопасности Российской Федерации, их источники, а также их последствия для предотвращения нанесения непоправимого ущерба различным объектам Российской Федерации.
В данной курсовой работе проводится анализ угроз информационной безопасности на основании Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и составляется полное описание угроз на основе модели ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408.

Вложенные файлы: 1 файл

Korobov_11pt1_Oib_kursavaya_konechny_variant.doc

— 5.20 Мб (Скачать файл)

На основании Доктрины ИБ РФ можно  выделить следующие объекты обеспечения ИБ РФ в области развития отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечения потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечения накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Для выявленных  угроз выделены  их возможные источники, представленные в таблице 3

Таблица 3 —Источники угроз в области  развития отечественной индустрии информации

№ источника угрозы

Источники угроз

1

Отечественная индустрия информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи

2

Зарубежные политические, экономические и информационные структуры

3

Иностранные государства

4

Органы государственной власти РФ


На основании Доктрины ИБ РФ можно  выделить следующие нападения в  области развития отечественной  индустрии информации, включая индустрию  средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечения потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечения накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Нападения представлены в таблице 4.

 

 

Таблица 4 —Методы нападений в  области развития отечественной индустрии информации

№ нападения

Нападение

1

Внедрение в средства информации, телекоммуникации и связи

дестабилизирующих и деструктивных, вредоносных программ, направленных на затруднение развития отечественной индустрии информации  Российской Федерации

2

Противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и  равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов

3

Уничтожение, повреждение, хищение  отечественных информационных ресурсов

4

Привлечение высококвалифицированных  специалистов за рубеж


Уязвимость – это слабость одного или нескольких активов, которая  может быть использована одной или несколькими угрозами. На основании Доктрины ИБ РФ можно выделить уязвимости.

 Уязвимости представлены в таблице 5.

Таблица 5 —Уязвимости в области  развития отечественной индустрии информации

№ уязвимости

Уязвимость

1

Отсутствие конкурентоспособной продукции

2

Нарушение правильности работы аппаратных и программных средств  телекоммуникаций и связи или сбои в их работе

3

Недостаточная разработанность нормативной  правовой базы, регулирующей отношения  в информационной сфере, а также  недостаточная правоприменительная практика

4

Недостаточная защита информационных ресурсов

5

Критическое состояние отечественных  отраслей промышленности


В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации выделены задачи, которые нужно выполнить, чтобы  обеспечить информационную безопасность Российской Федерации.

Сложившееся положение дел в  области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  требует безотлагательного решения  таких задач, как:

  • разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;
  • развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам;
  • разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств;
  • совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;
  • установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;
  • координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения информационного оружия;;
  • разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
  • обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;
  • разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
  • развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;
  • создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
  • расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;
  • обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;
  • создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

В доктрине информационной безопасности Российской Федерации описаны общие  методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:

Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические. К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

  • внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
  • разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;
  • сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
  • совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;
  • контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:
  • разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;
  • уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;
  • законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
  • определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций;
  • создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

  • создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;
  • совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

На основании Доктрины информационной безопасности выявлены меры и методы по обеспечению информационной безопасности, которые могут предотвратить появление угроз в области развития отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечения потребностей внутреннего  рынка в ее продукции  и выходу этой продукции  на мировой рынок, а также обеспечения накопления, сохранности  и эффективного  использования отечественных информационных ресурсов, представленные в таблице 6.

Таблица 6 — Меры по обеспечению  информационной безопасности Российской Федерации в области развития отечественной индустрии информации

№ основной меры по обеспечению ИБ

Основная мера по обеспечению ИБ

1

Создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении


 

Продолжение таблицы 6

2

Разработка, использование и совершенствование  средств защиты информации и методов  контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения

3

Установка и использование средств  криптографической защиты при передаче конфиденциальной информации при ее передаче по каналам связи.

4

Разработка  программ обеспечения информационной безопасности РФ и определение порядка их финансирования

5

Лицензирование деятельности организаций  в области защиты информации

6

Подготовка кадров в области  развития отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи

7

Сертификация средств защиты информации и контроля эффективности их использования, а также защищенности информации от утечки по техническим каналам  систем и средств информатизации и связи

8

Введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и  временных ограничений в режимах  использования технических средств, подлежащих защите

9

Повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции/ продвижение  её на рынке.

10

Создание выгодных условий труда  в данной области 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Определение отношений элементов модели информационной безопасности в области развития отечественной индустрии информации

2.1 Определение отношений между угрозами и источниками угроз в области развития отечественной индустрии информации

На данном этапе работы необходимо экспертным методом установить отношения  между следующими видами элементов  :

  • «источники угроз» - «угрозы», то есть установлено, какой источник какие угрозы инициирует;
  • «угрозы» - «нападения», то есть установлено, какая угроза через какие нападения реализуется;
  • «нападения» - «уязвимости», то есть, установлено какое нападение какие уязвимости использует;
  • «уязвимости» - «объекты защиты», то есть установлено, какая уязвимость какому объекту принадлежит;
  • «меры обеспечения ИБ» - «угрозы», то есть установлено, какие защитные меры какой угрозе противостоят.

Установлены связи угроз и источники угроз:

  • угроза вытеснения отечественной продукции на отечественном и/или мировом рынке, в отдельных его секторах обусловлена влиянием зарубежных политических, экономических и информационных структур;
  • угроза утечки, потери или нерационального использования информационных ресурсов обусловлена влиянием отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, а так же органами государственной власти РФ;
  • угроза оттока высококвалифицированных специалистов за рубеж может быть осуществлена под влиянием иностранных государств.

Матрица отношений между угрозами и их источниками приведена в  таблице 7, связь между элементами в таблице отмечены «1», а ее отсутствие «0».

 

Таблица 7 — Матрица соотношений  «источники угроз» - «угрозы» в области  развития отечественной индустрии информации

 

Угрозы

1

2

3

 

Источники

угроз

1

0

1

0

2

1

1

1

3

1

1

1

4

0

1

0

Информация о работе Анализ угроз и разработка предложений по обеспечению безопасности российской федерации в области развития отечественной индустрии инфор