Администрирование баз данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

Многопользовательские базы данных, являясь весьма ценным инструментом для организаций, в то же время вызывают ряд трудностей. Во-первых, они сложны в проектировании и разработке, поскольку предполагают наличие множества перекрывающихся пользовательских представлений. Кроме того, требования со временем меняются, а изменение требований обусловливает необходимость изменений в структуре базы данных. Такие структурные изменения должны тщательно планироваться и контролироваться, чтобы изменение, сделанное для одной группы, не вызвало проблем в другой. Вдобавок при параллельной обработке запросов от нескольких пользователей необходимо принимать специальные меры, чтобы действия одного пользователя не оказывали непредусмотренного влияния на действия другого пользователя. Это весьма важная и сложная тема.

Вложенные файлы: 1 файл

администрирование_баз_данных.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Среди программ семейства Microsoft Office программа для разработки и управления базами данных Access всегда стояла особняком. Ведь в отличие от других программ этого пакета, применение Access в домашних условиях найти крайне сложно. По своим возможностям и, соответственно, сложности интерфейса Access ближе к профессиональным, а не к домашним программам, масштаб дома или даже маленького офиса для этой программы слишком мал. Но жизнь показывает, что шансов преуспеть в сегодняшнем мире гораздо больше у того, кто дружит с этой программой, четко знает все ее возможности и сферы применения. [22, 135]

При установке Access параметры среды получают значения, определенные по умолчанию, но впоследствии их можно изменить в соответствии с особенностями прикладной области. При этом можно задать действия, выполняемые Access при открытии конкретной базы данных, посредством установки параметров запуска в специальном окне, открываемом из меню Сервис .Параметры запуска:

    • назначить значок и заголовок базы данных, которые будут отображаться в главном окне Access и на панели задач вместо стандартного значка и заголовка;
    • выбрать меню, заменяющее стандартного меню Access;
    • выбрать контекстные меню, которыми будут заменяться встроенные контекстные меню;
    • задать форму или страницу, которая будет выводиться на экран при открытии базы данных;
    • скрыть окно базы данных и строку состояния;
    • запретить пользователям доступ к средствам разработки.

Для запуска Access в разных режимах можно создать несколько ярлыков и поместить их на рабочий стол или в папку, либо добавить в меню Windows Пуск.

Защиту базы данных полезно  предварять ее анализом, который удобно провести на основе словаря базы данных и с помощью специальной программы-архиватора. Меню Сервис. Анализ. Архивариус создает словарь данных в виде отчета, который затем экспортируется, публикуется в MS Office или выводится в печать.

Меню Сервис. Анализ. Быстродействие открывает окно советов, предложений и мыслей по улучшению и ускорению работы программы. При выделении элемента в списке Результаты анализа сведения о предлагаемом решении выводятся в области Примечания, расположенной под списком. Операции оптимизации, как правило, подразумевают определенные компромиссы, которые следует иметь в виду, приступая к оптимизации. Для получения дополнительных сведений о рекомендации ее следует выбрать в списке и просмотреть информацию в области Примечания.

Access может автоматически выполнять рекомендации типа «совет» и «предложение». Для этого надо выделить одну или несколько предлагаемых рекомендаций типа «совет» или «предложение» и нажать кнопку Оптимизировать. Анализатор быстродействия выполнит оптимизацию, после чего выбранные рекомендации будут помечены как исправленные. Таким образом, можно выполнить все нужные рекомендации по оптимизации.

Чтобы уменьшить вероятность  потери данных, рекомендуется создавать резервные копии баз данных. Для экономии места на диске создаются сжатые копии с помощью утилит архивирования.

При удалении записей  и объектов файлы баз данных становятся фрагментированными. Сжатие позволяет  экономить дисковое пространство и  повысить эффективность обработки данных.

В большинстве случаев Access определяет, что база данных повреждена, при попытке открыть, зашифровать или дешифровать ее. Тогда пользователю предоставляется возможность восстановить базу данных, выполнив ее сжатие. При серьезных проблемах, приводящих к вынужденному завершению работы Access, Access перезапускается и автоматически создается резервная копия открытой базы данных с тем же именем, дополненным суффиксом _Backup.

После шифрования базы данных не только сжимаются, но и становится невозможным просмотр их с помощью текстовых редакторов и специальных программ. Отменить результаты шифрования можно дешифрованием баз данных.

 

Глава 2. Администратор базы данных

2.1. Понятие администратора базы данных

Администратор базы данных (АБД) есть лицо или группа лиц, отвечающих за выработку требований к БД, ее проектирование, создание, эффективное использование и сопровождение. В процессе эксплуатации АБД обычно следит за функционированием информационной системы, обеспечивает защиту от несанкционированного доступа, контролирует избыточность, непротиворечивость, сохранность и достоверность хранимой в БД информации. Для однопользовательских информационных систем функции АБД обычно возлагаются на лиц, непосредственно работающих с приложением БД. [12, 11]

В вычислительной сети АБД, как правило, взаимодействует с  администратором сети, в обязанности которого входят контроль за функционированием аппаратно-программных средств сети, реконфигурация сети, восстановление программного обеспечения после сбоев и отказов оборудования, профилактические мероприятия и обеспечение разграничения доступа.

АБД имеет код специальности  по общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) – 40064 и код 2139 по Общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ). Код 2139 ОКЗ расшифровывается следующим образом: 2 – Специалисты высшего уровня квалификации, 21 - Специалисты в области естественных и инженерных наук, 213 - Специалисты по компьютерам, 2139 - Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы.

Типы администраторов  и их обязанности могут отличаться в зависимости от конфигурации СУБД и от конкретной организации. В крупных  системах обязанности администратора БД могут распределяться среди нескольких специалистов. В то же время в небольших системах один человек может выполнять функции нескольких типов одновременно.

Среди администраторов баз данных нет строгого документального разграничения по типам. Но можно выделить несколько общих видов АБД, в зависимости от возложенных на них обязанностей:

    • Системный администратор.
    • Архитектор БД.
    • Аналитик БД.
    • Разработчик моделей данных.
    • Администратор приложении.
    • Проблемно-ориентированный администратор БД.
    • Аналитик производительности.
    • Администратор хранилища данных.

Администратор БД отвечает за целостность информационных ресурсов компании. Он должен очень подробно изучить существующие механизмы восстановления программного обеспечения БД и уметь ими пользоваться. Возможны ситуации, при которых администратору БД потребуется на основе прикладных моделей создавать элементы физической схемы, а также поддерживать связь пользователей с системой и обеспечивать соответствующий уровень информационной безопасности, следя за тем, чтобы доступ к данным имели только те люди, которые в нем нуждаются. Администратор БД должен уметь определять узкие места системы, ограничивающие ее производительность, настраивать SQL и программное обеспечение СУБД и обладать знаниями, необходимыми для решения вопросов оптимизации быстродействия БД.

2.2. Функции администратора базы данных

Основные функции администратора базы данных:

Анализ предметной области: описание предметной области, выявление  ограничений целостности, определение статуса (доступности, секретности) информации, определение потребностей пользователей, определение соответствия «данные – пользователь», определение объемно-временных характеристик обработки данных.[3, 256]

Проектирование структуры  БД: определение состава и структуры объектов базы данных и связей между ними, выбор методов упорядочения данных и методов доступа к информации в соответствии с используемой БД, описание БД на языке описания данных.

Задание ограничений  целостности при описании структуры  БД и процедур обработки БД:

    • задание декларативных ограничений целостности, присущих предметной области;
    • определение динамических ограничений целостности, присущих предметной области в процессе изменения информации, хранящейся в БД;
    • определение ограничений целостности, вызванных структурой БД;
    • разработка процедур обеспечения целостности БД при вводе и корректировке данных;
    • определение ограничений целостности при параллельной работе пользователей в многопользовательском режиме.

Первоначальная загрузка и ведение БД:

    • разработка технологии первоначальной загрузки БД, разработка технологии проверки соответствия введенных данных реальному состоянию предметной области. База данных моделирует реальные объекты некоторой предметной области и взаимосвязи между ними, и на момент начала штатной эксплуатации эта модель должна полностью соответствовать состоянию объектов предметной области на данный момент времени;
    • в соответствии с разработанной технологией первоначальной загрузки может понадобиться проектирование системы первоначального ввода данных.

Защита данных:

    • определение системы паролей, принципов регистрации пользователей, создание групп пользователей, обладающих одинаковыми правами доступа к данным; разработка принципов защиты конкретных данных и объектов проектирования; разработка специализированных методов кодирования информации при ее циркуляции в локальной и глобальной информационных сетях; разработка средств фиксации доступа к данным и попыток нарушения системы защиты;
    • тестирование системы защиты; исследование случаев нарушения системы защиты и развитие динамических методов защиты информации в БД.

Обеспечение восстановления БД:

    • разработка организационных средств архивирования и принципов восстановления БД;
    • разработка дополнительных программных средств и технологических процессов восстановления БД после сбоев.

Анализ обращений пользователей  БД: сбор статистики по характеру запросов, по времени их выполнения, по требуемым выходным документам.

Анализ эффективности  функционирования БД: 

    • анализ показателей функционирования БД;
    • планирование реструктуризации (изменение структуры) БД.

Работа с конечными  пользователями: 

    • сбор информации об изменении предметной области; сбор информации об оценке работы БД;
    • обучение пользователей, консультирование пользователей; разработка необходимой методической и учебной документации по работе конечных пользователей.

 

Подготовка и поддержание системных  средств:

    • анализ существующих на рынке программных средств и анализ возможности и необходимости их использования в рамках БД; разработка требуемых организационных и программно-технических мероприятий по развитию БД;
    • проверка работоспособности закупаемых программных средств перед подключением их к БД; курирование подключения новых программных средств к БД.

Организационно-методическая работа по проектированию БД:

    • выбор или создание методики проектирования БД;
    • определение целей и направления развития системы в целом;
    • планирование этапов развития БД;
    • разработка общих словарей-справочников проекта БД и концептуальной модели;
    • стыковка внешних моделей разрабатываемых приложений;
    • курирование подключения нового приложения к действующей БД;
    • обеспечение возможности комплексной отладки множества приложений, взаимодействующих с одной БД.

2.3. Обязанности администратора современных систем управления базами данных

В обязанности администратора системы управления базами данных (СУБД) входит:

    • инсталляция и обновление версий сервера и прикладных инструментов;
    • распределение дисковой памяти и планирование будущих требований системы к памяти;
    • создание первичных структур памяти в базе данных (табличных пространств) по мере проектирования приложений разработчиками приложений;
    • создание первичных объектов (таблиц, представлений, индексов) по мере проектирования приложений разработчиками;
    • модификация структуры базы данных в соответствии с потребностями приложений;
    • зачисление пользователей и поддержание защиты системы;
    • управление и отслеживание доступа пользователей к базе данных;
    • отслеживание и оптимизация производительности базы данных;
    • планирование и выполнение качественного резервного копирования и стратегии восстановления;
    • поддержание архивных данных на устройствах хранения информации;
    • обращение за техническим сопровождением;
    • установка нового программного обеспечения (очень важно протестировать все программы перед введением их в рабочую среду);
    • конфигурация программного и аппаратного обеспечения (вместе с системным администратором);
    • периодическая проверка производительности системы и произведение изменений для поддержки необходимого уровня производительности;
    • поддержка целостности данных БД;
    • обеспечение безопасности;
    • процедура планового обслуживания (в обслуживание входят архивирование, тестирование и настройка);
    • локализация неисправностей;
    • восстановление системы после сбоя.

Информация о работе Администрирование баз данных