Аддаптивные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

Понятие адаптации как инструмента («орудия») целенаправленного воздействия на объект, столь распространенное в биологии и социологии (известны и широко используются феномены биологической и социальной адаптации), в последние 20 лет стало фигурировать в математической, технической и особенно в кибернетической литературе [4—11]. Трудно сказать определенно, с чем связано пристрастие математиков и инженеров к биологической терминологии. Может быть, это инерция давно начавшегося процесса «биологизации» терминов кибернетики, который идет одновременно с процессом обогащения биологии кибернетической терминологией. Но возможно, что причины здесь более глубокие: огромные возможности биологических систем, выгодно отличающие их от самых совершенных технических устройств и вызывающие пристальное внимание, восхищение и даже зависть инженеров.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие адаптации как инструмента.docx

— 84.92 Кб (Скачать файл)

Операторам предлагалось проанализировать состояние отдельных энергоблоков или системы в целом. В случае обнаружения отклонения от нормы  испытуемый должен был принять решение  о способе восстановления нормального  состояния. Проводилась параллельная запись показателей работы ряда физиологических систем. Оказалось, что по данным электроокулограммы можно выделить четыре фазы глазодвигательного поведения, отличающиеся амплитудой скачков и длительностью фиксаций. На первой фазе наблюдаются скачки большой амплитуды, на второй — малой. Длительность фиксаций на первых двух фазах сравнительно невелика и находится в пределах 0,3—1,0 с. Затем наступает третья фаза длительных фиксаций (до 5 с), перемежаемых скачками большой амплитуды, и, наконец, четвертая фаза, характеризующаяся отсутствием макродвижений глаз. Эта последняя фаза могла продолжаться десятки секунд. Депрессия а-ритма была наименьшей на первой и третьей фазах (до 40% от фона). Максимальная депрессия а-ритма наблюдалась на четвертой фазе решения (80% от фона). Артикуляционный аппарат по данным регистрации электромиограммы нижней губы включался на завершающих этапах решения задач. При решении самых сложных задач наблюдалось поочередное включение всех трех регистрируемых систем, однако и в этом случае удельный вес артикуляционной системы в процессе решения оставался небольшим. Данные, полученные при исследовании решения задач этого типа, не дают основания для выделения специальной фазы оперирования вербальным отображением проблемной ситуации.

Психологически обнаруженные фазы могут быть интерпретированы следующим  образом. На названных первых двух фазах  осуществляются ознакомление с элементами ситуации и анализ свойств и отношений  элементов. Иными словами, эти фазы ответственны за построение ОКМ и  модели проблемной ситуации. При решении  сравнительно простых задач наблюдается  переход к третьей фазе, которая  может рассматриваться как фаза опознания ситуации, направленная на формирование и оценку пригодности  программы действий. Последняя строится на основании ряда правил и способов деятельности, усвоенных в процессе обучения. На этой фазе осуществляется выбор варианта из ряда стандартных  вариантов решения. Наконец, в более  трудных случаях, когда регистрируется четвертая фаза, мы имеем дело с  деятельностью во внутреннем плане  в собственном смысле этого слова. Эта деятельность связана с построением  на основе манипулирования и преобразования ОКМ совершенно нового варианта решения.

Анализ взаимоотношений описанных  выше четырех фаз показал, что  процесс решения сложных задач  имеет рекурсивный характер. Возможны переходы от первой фазы сразу к  четвертой, возвраты от четвертой к  первой или второй и т. д. Наиболее вероятны переходы от первых фаз к  третьей и четвертой. Между последними фазами вероятность переходов близка к нулю. Вместе с тем от третьей или четвертой фазы максимальна вероятность перехода к завершающей стадии — стадии подготовки решения в плане внутренней речи и формирования ответа.

Таким образом, регистрация параметров работы отдельных физиологических  систем дает основание для объективной  оценки функциональной структуры сложной  познавательной деятельности и характеристики преобразований, которые совершаются  оператором в 'проблемной ситуации.

Исследования функциональной структуры  микроструктуры деятельности необходимы для оптимизации существующих вариантов  информационных моделей. Информационная модель должна соединять оператора  с объектами управления, а не быть преградой, отделяющей его от них.

 


Информация о работе Аддаптивные системы