Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:23, реферат
Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, Языкознание входит (в качестве одной из центральных наук) в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.
Наиболее тесные связи у языка с наукой об общей теории знаков, с семиотикой. Семиотика как общая дисциплина не связана со специфическими средствами и возможностями языка, обозначения системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приёмы морской и воздушной сигнализации, знаки регулировки для такси), так и более сложные (сигнализация животных, различные приёмы письменности и шифров, знаковую природу географических карт, чертежей, а также пальцевую технику глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.
Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различительных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей» и их членимости на звенья, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках. Разработка общих положений семиотики во многом может облегчить работу языковедов по установлению знаковых закономерностей языка.
Наука о языке
связана с рядом общественных
наук, и прежде всего с социологией.
Учение о строении общества, его
функционировании и его эволюции
и развитии может дать лингвистике
многое в связи с тем, как тот
или иной язык используется различными
социальными объединениями (классами,
представителями различных
Речь связана с
высшей нервной деятельностью, её нормальной
физиологией и патологией, то есть
нарушением речи, афазиями, то речью
занимаются представители медицины:
психиатры, дефектологи, логопеды. В
частности, изучение речи глухонемых и
глухослепонемых, а также всевозможных
афазий
(расстройств речи) очень много даёт лингвистам
не только для понимания нормальной речи,
но и для изучения структуры языка и его
функционирования.
Звуковые явления изучает раздел физики – акустика.
Для правильного
понимания того. Что из звукового
континуума
(беспрерывного множества) язык отбирается
для организации своей знаковой системы,
лингвисту нужны сведения об акустических
характеристиках, связанных с высотой,
силой, длительностью звука, с соотношением
явлений тона и шума, с пониманием звукового
спектра и явлений резонанса. Изучение
вымерших древних языков и определение
их носителей, их ареала, то есть области
их распространения, их миграций (переселений)
и тому подобное связывает лингвистику
с археологией, наукой, изучающей историческое
прошлое человеческого общества по обнаруженным
при раскопках памятникам материальной
культуры. Особо следует остановиться
на взаимоотношениях языковедения и филологии.
Эти связи очень древние, так как языковедение
как отдельная наука вышла из недр филологии.
Филология – это буквально
«словолюбие», то есть изучение всего,
что связано со словом и первоначально
с письменным словом.
Языковая политика, совокупность мер,
принимаемых государством, классом, партией,
этносом для изменения или сохранения
существенного функционального распределения
языковых образований, для введения новых
и консервации употребляемых языковых
норм. Характер и способы разрешения языковых
(выбор языка) и лингвистических (выбор
языковой нормы) проблем, составляющих
содержание Языкознания, определяются
интересами определяющих классов, этнических
общностей, политическими и идеологическими
целями в области культуры. В соответствии
с этим Языкознание может быть перспективной
(такую политику в современной научной
литературе называют языковым строительством,
а в западной европе – языковым планированием)
и ретроспективной (культура языка или
речи). Эффективность Языкознания при
этом зависит от социально – политических,
идеологических, психологических, эстетических
факторов.
Языковые контакты,
взаимодействия и взаимовлияние
языков, возникающие в результате
контактирования коллективов, говорящих
на этих языках.
Языкознание которое происходит обычно
в пределах географических ареалах и обусловлены
этническими и историческими и социальными
факторами.
Результатом Языкознания которое на уровне
идиолекта является интерференция, на
уровне языков в целом – конвергенция.
При интенсивных и длительных
Языкознаниях которых конвергентное развитие
может привести к образованию языковых
союзов. В условиях Языкознания которого
складываются также различные койне и
языки – посредники.
Особенности общенаучных
понятий в Языкознании. Специфика
объекта
Языкознания и его методов, перекрещивание
в Языкознании черт общественных, дедуктивных
и естественных наук, создают большоё
своеобразие в нём таких понятий, как закон,
закономерность, тип, эволюция, детерминизм,
доказательство и другое. Различаются
два рода понятий закона
(закономерности) в зависимости от того,
формулируются ли они применительно к
языку вообще или к различным языкам. В
первом случае они констатируют общие,
панхронические принципы знаковых систем,
общие принципы семантики, синтаксиса,
фонетики, называемые обычно универсалиями.
Они используются как исходные данные,
аксиомы, при построении различных теорий
и моделей, в частности формализованных,
с помощью которых изучается язык. Общие
законы
(в том числе изложенные в формализованном
виде) допускают проверку и опровержение
опытными данными наблюдений над конкретными
языками. Однако для доказательства общего
положения недостаточно эмпирического
подбора примеров, а необходима соответствующая
хорошо построенная теория.
Законы относятся
к тем или иным конкретным языкам.
Поскольку каждый язык изменяется во
времени, эти законы формулируются
как исторические, действующие на
определённой территории в определённую
эпоху (например условия исчезновения
носовых звуков в славянских языках и
появления их во французском языке; правила
глагольного или предложного управления
в русском языке и тому подобное). Индуктивное
общение этих закономерностей приводит
не к законам первого рода, а к вероятностным
формулировкам. Каждый язык характеризуется
некоторой совокупностью своих исторических
законов. На основании сходства последних
языки могут быть сгруппированы в типы,
независимые от генетического родства,
например "активный" тип (некоторые
языки американских индейцев; эргативный
тип, номинативный тип. Вместе с тем в современном
Языкознании исторический закон иногда
формулируется как частный случай панхронического
закона. В связи с существованием законов
двух типов в Языкознании своеобразно
выделяется принцип детерминизма: какая
– либо общая закономерность языка детерминирует
закономерность конкретного языка, но
не однозначно; в другом конкретном языке
в зависимости от его частной системы
та же общая закономерность может вызвать
иное следствие.
Указанное разделение законов стало возможным после осознания двойственности предмета Языкознания (язык вообще и конкретные языки). До этого в истории Языкознания законы понимались различно и противоречиво, например представители младограмматизма первоначально определили звуковые законы как исторические, всеобщие (для данного диалекта) и императивные, то есть подобные законам природы. Затем,признав единственной реальностью лишь язык индивида, они стали рассматривать как звуковой закон только закон изменения отдельных слов в индивидуальной речи, а распространение законов на весь данный язык – как распространение привычек, норм.
Исторический очерк.
Древний этап Языкознания ( Древняя
Греция и Индия) характеризуется господством
логического направления. Анализ языка
– лишь подсобное средство логики; язык
рассматривается как средство формирования
и выражения мысли. Диалог Платона (5-4 вв.
до. н.э.) «Кратил» – первое специальное
сочинение по Языкознанию в европейской
науке, содержащие некоторую систему представлений
(«модель») о преобразовании идеи в текст.
Платон утверждал что сущности вещей («объективные
идеи») отражаются в субъективном человеческом
сознании различными сторонами и соответственно
различными именами. В высказывании каждое
имя ещё более уточняется и становится
доступно сообщению другому человеку.
Значение Платона для
Языкознания, однако, заключается не столько
в его специальных рассуждениях, сколько
в конструктивном способе построения
егофилосовской системы, связанном с лингвистическим
моделированием (диалоги «Софист» и «Парменид»).
Аристотель (4 в. до н.э.),
как и Платон, считал исследование
языка лишь вспомогательной частью
логики, однако придавал ему ему большее
значение. В работах «Категории», «Об истолковании»,
«Топика» изложена цельная логико – языковая
концепция. Исходной точкой этой концепции
является система понятий – слов, «логосов»,
разбитых на категории, а конечной - анализ
разнообразных типов высказываний – суждений
и их связей.
В филосовскую систему Аристотель ввёл
10 категорий (сущность, количество, качество,
отношение и другое), представляющих собой,
по его мнению, высшие роды объективного
бытия. Эти категории – построенный в
строгой иерархии список всех форм сказуемого
(от именных форм к глагольным и от более
независимых к более зависимым), которые
могут встретиться в простом предложении
древне – греческого языка. Аристотель
первый из античных мыслителей подошёл
к проблеме грамматической формы, развивал
учение о частях речи как грамматически
различающихся классах слов. Основным
типом суждения он считал высказывание:
«Существительное – субъект – существительное
– предикат» (например, Лошадь – животное»);
другие типы суждений – высказываний
он рассматривал как преобразование (трансформации)
основного типа. Концепция Аристотеля
развивалась в европейской логике и грамматике
средневековья. Его логическая грамматика
не потеряла значения до
20 века, особенно в школьной практике.
Некоторые грамматические термины в русской
грамматике – кальки введённых Аристотелем
терминов.
Логическое направление в Языкознание поддерживалось (хотя и с забвением многих идей Аристотель) до конца 17-1-й половины 18 вв. Оно получило завершение в логике и грамматике Пор – Рояля во Франции. Учёные древности исходили из форм родного языка (древне – греческого или древне – индийского). Учёные Пор – Рояля стали считать логические формы языка, установленные ещё на греко – латинском материале, - понятие, суждение и 9 частей речи – универсальными формами всех языков. В рамках логического направления в целом был сделан важный шаг к исследованию языка как универсальной принадлежности человека, к созданию универсальной грамматики, к выработке общего метода таких исследований. В 20 веке это направление находит отражение в школьных грамматиках.
И наконец – кибернетика,
«наука об управлении», новая научная
дисциплина, подлинное детище 20 века.
Кибернетику нельзя мыслить себе
как отдельную замкнутую науку.
Это особое действенное устремление
многих наук, призванных реально воплотит
слова Маркса: «Философы лишь различным
образом объясняли мир, но дело заключается
в том, чтобы изменит его». Для
того чтобы переделать и преобразовать,
необходимо прежде всего описать
и опознать. Однако познание и описание
отдельного, изолированного не даёт ещё
ключа к кибернетическому преобразованию.
Для этого необходимо сознание целого
в его структуре и системе.
Поэтому развитие кибернетики неизбежно
вовлекает и объединяет в одно
целое различные отрасли
Задача кибернетики
– приспособить данные всевозможных
наук так, чтобы можно было использовать
машину, переложить на неё различные
формы человеческого труда, в
том числе и умственного. Отсюда
возникли различные вычислительные
машины, которые в условиях использования
электронной техники позволяют
в тысячи раз ускорять всевозможные
человеческие операции. Кроме того
машины не ошибаются и даже способны
обнаруживать человеческую ошибку, так
как «человеку свойственно
Список использованной литературы.
1. Балли. Ш., Общая лингвистика и вопросы
французского языка, М., издание иностранной
литературы, 1995.
2. Лемман. У., Примственность языкознания,
«Вопросы языкознания», 1996, №1.
3. Бодуэн-де-Куртенэ. И. А., Избранные труды
по языкознанию., М.,1995.
4. Моррис. Ч., Основание теории знаков//
сб. Семиотика., М.,1983.
5. Лингвистическая энциклопедия., М., 1999.
6. История языкознания 19-20 в. в очерках
и извлечениях 3 изд. кн 1-2, м,
1964-65 г.
7. Теоретические проблемы советского
языкознания сб. ст., м., 1968 г.