Шпаргалка по "История языкознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:06, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на экзаменационные вопросы

Вложенные файлы: 21 файл

46. Типологическое языкознание в СССР. Иван Иванович Мещанинов..docx

— 15.21 Кб (Скачать файл)

46. Типологическое  языкознание в СССР. Иван Иванович  Мещанинов.

 

Петербургская типологическая школа — направление в российском языкознании, нацеленное на масштабное типологическое описание грамматических категорий глагола; сформировалась в Ленинграде в 1960—70 гг. и продолжает активно развиваться там же в начале XXI в. Основатель — А. А. Холодович; тесно сотрудничали с Петербургской типологической школой и принимали участие в ряде её проектов также Ю. С. Маслов, И. А. Мельчук,  и другие российские лингвисты.

В основе деятельности школы  лежат идеи А. А. Холодовича о возможности единообразного описания грамматических категорий (грамм. категория - замкнутая система взаимоисключающих и противопоставленных друг другу грамматических значений, задающая разбиение обширной совокупности словоформ на непересекающиеся классы, различие между которыми существенно сказывается на степени грамматической правильности текста. Категория числа, рода, падежа, времени глагола и т.д.) в языках мира как формально различных средств выражения некоторого единого ограниченного множества значений. Каждый язык отбирает те универсальные значения, которые он выражает грамматическими средствами. Если несколько универсальных значений выражаются одним и тем же показателем, то это явление называется «совмещением значений»; типы совмещения значений не случайны и подлежат особенно тщательному изучению.

Методика описания – 1. исчисление всех возможных значений грамматической категории – сначала устанавливается множество всех возможных семантических комбинаций, а потом проверяется, какие из них действительно встречаются в естественных языках и каковы причины существующих ограничений и запретов на определённые комбинации. Впервые эта программа была реализована в серии совместных работ А. А. Холодовича и И. А. Мельчука о грамматической категории залога. 2. составление анкет – в практическом отношении реализация программы А. А. Холодовича обычно осуществляется с помощью предварительно составленных типологических анкет, позволяющих проверить существование средств для выражения нужных смыслов в произвольном языке. Вообще говоря, использование анкет характерно для любого типологического исследования, но именно в практике Петербургской типологической школы оно получило особенно большое развитие. Разработанные в процессе исследования анкеты имеют самостоятельное научное значение и обычно публикуются в приложении к исследованиям школы. Как правило, в сборниках работ представителей Петербургской типологической школы представлен сходный набор в 15-20 языков: русский, английский, немецкий и французский языки, литовский, армянский, финно-угорские, тюркские, монгольские, японский, вьетнамский, индонезийский, арабский, грузинский и ряд других.

Иван Иванович Мещанинов (1883 – 1967) — ученый исключительно широкого диапазона. С его именем связано возникновение и развитие целого ряда направлений в области общего и некоторых частных языкознании. Он был крупнейшим специалистом по археологии и истории Юга России и Закавказья, неоспоримы его заслуги в организации этнографических исследований. И. И. Мещанинов, пользуясь некоторыми идеями Николая Яковлевича Марра, исследовал основные этапы развития языков, создал синтаксическую типологию языков, сформулировал теорию членов предложения и синтаксических отношений в связи с частями речи. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ создается на основе одной черты языковой структуры, которая признается ведущей (работы советских типологов 20- 40-х г. г., содержательно ориентированная типология в работах И. И. Мещанинова), группирующая типологически релевантные признаки языков вокруг одного признака (структурной доминанты), например, противопоставление субъекта — объекта в номинативных языках, агентивности — инактивности в активных и т. п.


Информация о работе Шпаргалка по "История языкознания"