Фонетическая характеристика звуков в русском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Изучение любого языка обычно начинается с фонетики. Без знакомства с фонетической системой невозможно дальнейшее изучение лексики и грамматики, практическое освоение языка. Без материального воплощения звуков речи невозможно представить себе язык в целом как средство общения людей. На основе данных фонетики создается письменность языков и совершенствуются письменные системы, фонетика лежит в основе обучения чтению и письму.

Содержание

Введение 2
Глава I. Звуковой строй языка 3
1.1 Фонетика как раздел языкознания. Ценность фонетики 4
1.2 Признаки и особенности звуков 5
Глава II. Характеристика звуков речи 10
2.1 Общая характеристика 10
2.2. Согласные звуки 12
2.3. Гласные звуки 16
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольно-курсовая работа.docx

— 55.51 Кб (Скачать файл)

В современном русском  языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных. Для обозначения звуков (транскрипции) часто используют символы, обозначающие буквы алфавита. При этом для обозначения мягкого согласного символ соответствующего звука дополняют знаком “ь” (мягкий знак) или апострофом, звук “й” иногда также обозначают символом “j”, звук [ч] из-за отсутствия твердой пары может обозначаться [ч] или [чь], звук [щ] обозначают [щ] или [шь].

Гласные звуки: [а] [и] [о] [у] [ы] [э]. Согласные звуки: [б] [бь] [в] [вь] [г] [гь] [д] [дь] [ж] [й] [з] [зь] [к] [кь] [л] [ль] [м] [мь] [н] [нь] [п] [пь] [р] [рь] [с] [сь] [т] [ть] [ф] [фь] [х] [хь] [ц] [чь] [ш] [щ].

 

 

 

 

2.2. Согласные звуки

 

Согласные звуки можно  классифицировать по двум критериям:

1) в зависимости от  того, какой из активных органов  речи, следовательно, в каком месте  образует преграду для струи выдыхаемого воздуха, т. е. по месту образования;

2) в зависимости от  характера преграды и способа ее преодоления, т. е. по способу образования.

По месту образования  согласные звуки делятся на губные и язычные. В некоторых языках выделяются еще так называемые за язычные согласные.

Губными или лабиальными (от лат. labiаlis— ‘губной’) называются согласные, при произнесении которых преграда образуется с помощью губ. В одних случаях, когда участвуют только губы (нижняя губа сближается с верхней), образуются губно-губные согласные (или лабио-лабиальные, билабиальные): например, рус. [б], [п], [м]. В других случаях, когда нижняя губа сближается с верхними зубами, образуются губно-зубные [или лабио-дентальные, денто-лабиальные (ср. лат. dentis— ‘зуб’)] согласные: например, рус.[в], [ф].

Язычными называются согласные, при произнесении которых преграда образуется с помощью разных частей языка, в разных местах полости рта. Язычными являются все согласные русского языка, кроме губных. В зависимости от того, какая часть языка и в какой части полости рта образует преграду, различаются согласные переднеязычные, заднеязычные и среднеязычные.

Переднеязычными называются согласные, при образовании которых преграда создается в передней части полости рта путем сближения передней части спинки языка и его кончика с зубами (нижними или верхними), альвеолами или перед ним нёбом. К ним относится большинство язычных согласных: например, рус. [д], [т], [з], [с], [ж], [ш], [ц], [ч], [н], [р].

Заднеязычными или задненёбными, велярными (от лат. velum— ‘завеса’) являются согласные, при образовании которых преграда возникает в задней части полости рта в результате сближения задней части спинки языка с нёбом. Это, например, рус. [г], [к], [х].

К среднеязычным или средненёбным, палатальным (от лат. palatum— ‘нёбо’) относятся согласные, при образовании которых преграда создается в средней части полости рта, где средняя часть спинки языка сближается с нёбом. Среднеязычными являются, например, русский звук [j], немецкий согласный, обозначаемый сочетанием букв ch и произносимый в словах ich (‘я’), Recht (‘право’) и др.

По способу образования  согласные звуки можно разделить на смычные, щелевые и дрожащие. Смычными называются согласные, при образовании которых органами речи создается преграда в виде полной смычки (затвора). В зависимости от способа преодоления преграды воздушной струей среди смычных согласных различаются взрывные, смычно-щелевые и смычно-проходные.

Взрывные(или смычно-взрывные, собственно смычные, чистые смычные, мгновенные) согласные — это звуки, при образовании которых преграда в виде смычки раскрывается мгновенно, резким толчком выдыхаемой воздушной струи. Это, например, рус. [б], [п], [д],[т], [г], [к].

Смычно-щелевыми, или слитными, аффрикативными, или аффрикатами (от лат. affricata— ‘притертая’) согласными являются звуки, при образовании которых смычка раскрывается постепенно, переходя в щель. В русском языке в качестве самостоятельных фонем употребляются глухие аффрикаты [ц] и [ч], например в словах цирк, целый, час, чай, чистый. В положении перед звонким согласным они звучат как звонкие аффрикаты: плацдарм [pl_d_zdarm].

Смычно-проходными называются согласные, при образовании которых струя выдыхаемого воздуха проходит через надгортанные полости, минуя смычку. В зависимости от того, каким путем проходит воздушная струя, различаются смычно-проходные согласные носовые и боковые. Носовыми или назальными (от лат. nasus— ‘нос’) называются смычно-проходные согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через полость носа. Это, например, рус.[м] и [н]. Боковыми или латеральными (от лат. lateralis— ‘боковой’) называются согласные, при произнесении которых воздушная струя проходит через полость рта, по ее краям, по бокам языка (в некоторых языках — с одной его стороны). Это, например, рус. [л].

Щелевые согласные, или фрикативные (от лат. fricare— ‘тереть’), спиранты (от лат. spirans— ‘дующий, выдыхающий’)это звуки, при образовании которых преграда создается сближением речевых органов, между которыми остается узкое пространство (щель) для прохождения воздушной струи. Такие звуки возникают в результате трения струи выдыхаемого воздуха о стенки образующейся щели. Это, например, рус. [в], [ф], [з], [ж], [с], [ш], [х].

Дрожащие согласные, или вибранты (от лат. vibrare— ‘качать, колебать’) — это звуки, которые образуются в результате повторения смычки и щели, что происходит при вибрировании(дрожании) кончика языка или другого активного органа речи. К дрожащим относятся, например, русский переднеязычный сонорный согласный [p], губно-губной шумный согласный, произносимый в слове тпру(‘возглас, которым останавливают лошадь’), чешский переднеязычный шумный согласный, обозначаемый буквой r, в словах reka(‘река’),ridky (‘редкий’), prenesti(‘перенести’).

Кроме артикуляционных признаков, согласные характеризуются еще несколькими признаками. В зависимости от положения голосовых связок согласные бывают звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных голосовые связки сближаются, напрягаются и вибрируют, в результате этого образуется голос, сопровождающий шум. К звонким относятся, например, рус. [б], [в], [г], [д],[з]. Для произнесения звонких согласных требуется более сильная струя воздуха, поэтому такие согласные называют также сильными.

Глухие согласные представляют собой чистые шумы. При произнесении глухих согласных голосовые связки расслаблены и не участвуют в артикуляции. Такими звуками являются, например, рус. [п], [ф], [к]. Глухие согласные произносятся при более слабой струе воздуха, поэтому их еще называют слабыми.

Большинство согласных образует пары по звонкости-глухости: рус. [б — п], [д — т], [г — к], [з — с], [ж — ш]. Звуки из такой пары различаются только положением голосовых связок и силой воздушной струи; в остальном артикуляции парных согласных одинаковы.

По положению голосовых  связок также разделяют согласные сонорные, или сонанты (от лат. sonorus— ‘звучный’) и шумные. В лингвистической литературе две указанные группы согласных обычно характеризуются по акустическому признаку: сонорные согласные определяются как звуки, у которых преобладает голос, а шумные — как звуки, при произнесении которых преобладает шум. По этому признак у сонорные звуки ближе к гласным, чем к согласным. В русском языке к сонорным относятся согласные [л], [м],[н], [р] и соответствующие им парные мягкие (иногда к ним относят также звуки [в] и [j]), к шумным — все остальные. Сонорные согласные обычно являются звонкими, хотя в некоторых случаях могут произноситься как глухие, например, на конце некоторых словоформ в положении после глухого согласного: вепрь, вихрь, вопль, литр, метр, песнь. Среди шумных согласных есть и глухие, и звонкие.

По наличию либо отсутствию дополнительной артикуляции, а точнее- дополнительного подъема языка к нёбу, разделяют согласные твердые и мягкие. Артикуляция мягких согласных отличается от артикуляции твердых тем, что при их произнесении «передняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу» или, иначе, мягкие согласные образуются

 

 

«при сближении средней  части спинки языка с твердым нёбом и продвижении всей массы языка вперед».

Большинство согласных образуют пары по твердости-мягкости. Сравним, например, произнесение начальных согласных в словоформах быть — бить, выть — вить, мяч - матч, сок - сек,пыл — пил. Некоторые согласные таких пар не образуют. Это, например, русские твердые [ж], [ш], мягкий [ч] (в определенных фонетических условиях он может произноситься твердо, как, например, в положении перед [ш] в слове лучше).

2.3. Гласные звуки

 

В артикуляционном отношении гласные звуки различаются в зависимости от участия в их образовании активных органов речи, а именно: языка, губ, мягкого нёба. Язык при образовании гласных может занимать различное место по отношению к передней/задней части полости рта и по отношению к нёбу. Соответственно возможны две классификации гласных звуков: по месту подъема языка (или по месту образования) и по степени подъема языка (или по способу образования).

В зависимости от положения языка по отношению к передней либо задней части полости рта, т. е. от того, какая часть спинки языка и в каком месте поднимается к нёбу, различаются:

  1. Гласные переднего ряда (или передние). Средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твердому нёбу, оставляя в передней части полости рта небольшой резонатор (например, рус. [и], [э]).
  2. заднего ряда (или задние). При образовании этих гласных задняя часть спинки языка в большей или меньшей степени поднимается к мягкому нёбу, образуя в полости рта большой резонатор (например, рус. [о], [у]).

 

  1. среднего ряда (или средние). При образовании этих гласных вся спинка языка высоко поднята к нёбу, в результате чего образуется резонатор в форме длинной трубы (например, рус. [ы]).

В зависимости от положения  языка по отношению к нёбу, по степени его подъема, различаются:

  1. гласные верхнего подъема (или верхние). При их образовании язык находится в верхней части полости рта, максимально ограничивая пространство для прохода воздушной струи. Поэтому такие гласные называются еще узкими, или закрытыми (например, рус. [и], [ы], [у]).
  2. нижнего подъема (или нижние). При их образовании язык располагается в нижней части полости рта, в результате чего между языком и нёбом создается наиболее широкое пространство для прохода воздушной струи. В связи с этим их называют также широкими, или открытыми (например, рус. [а]).
  3. среднего подъема (или средние).При образовании гласных среднего подъема язык слегка приподнят к нёбу, т. е. занимает положение более низкое, чем при произношении гласных верхнего подъема, и более высокое, чем при произношении гласных нижнего подъема(например, рус. [э], [о]).

В зависимости от степени участия губ в образовании гласных звуков различаются гласные губные и негубные. При образовании губных гласных, или огубленных, лабиализованных (от лат. labialis— ‘губной’), губы выпячиваются вперед и округляются, создавая относительно узкое отверстие для прохождения струи выдыхаемого воздуха. Губными являются, например, гласные [о], [у] в русском языке. При образовании негубных гласных (или нелабиализованных) губы находятся в обычном, разомкнутом положении, образуя широкое отверстие. Сравним, например, произнесение любого русского гласного, кроме [о] и [у] (за исключением случаев, когда рядом с гласным произносится носовой согласный, под воздействием артикуляции которого гласный приобретает носовой оттенок).

В современном русском  языке все гласные— ротовые. Носовых гласных как таковых нет; возможны лишь носовые оттенки различных гласных, возникающие под воздействием артикуляции соседних носовых согласных [м], [н]. Носовые гласные [о], [э] употреблялись в общеславянском и древнерусском языках.

Звуки речи различаются не только по типу преграды, создаваемой в речевом канале различными органами речи и определяющей объем и форму резонатора, но и в зависимости от продолжительности артикуляции соответствующего звука. Таким образом, звуки речи различаются как в качественном, так и в количественном отношении, т. е. возможны звуки краткие и долгие.

Выводы по второй главе

 

Во второй главе моей исследовательской работы я описала общие характеристики звуков. С позиции моего исследования я придерживаюсь  классификации, по которой звуки речи можно разделить на два класса: согласные и гласные. Следует упомянуть тот факт, что не все ученые разделяют звуки на гласные и согласные. Анализ теоретических исследований по вопросам языкознания свидетельствует о том, что существуют определенные артикуляционные различия между гласными и согласными.

В ходе исследования мною выявлены и рассмотрены основные характеристики гласных и согласных звуков. Согласные описываются с точки зрения способа образования и с точки зрения места образования. Кроме артикуляционных признаков согласных (место и способ образования), при классификации согласных учитываются и другие признаки, например, положение голосовых связок, наличие либо отсутствие дополнительной артикуляции. Гласные звуки различаются в зависимости от участия в их образовании активных органов речи. Также они различаются в количественном отношении, и подразделяются на краткие и долгие.

Заключение

 

В данной работе я исследовала  характерные признаки звуков речи. Звуки изучаются фонетикой, которая  является разделом языкознания. По мнению исследователей, фонетика представляет не только теоретическую, но и практическую ценность для развития языка. Значимыми для моего исследования явились работы ученых-лингвистов, которые исследовали звуковой строй языка.

В данной исследовательской  работе  я  раскрыла понятия «фонетика», «буква», «звук», описала вопросы, которые  изучает фонетика, раскрыла особенности  фонетики. Также я выяснила, какими свойствами и особенностями обладают звуки речи, описала их характерные черты. Рассказала о том, какие характеристики присущи гласным и согласным звукам.

Таким образом, задачи, поставленные мною в начале работы, можно считать решенными. Исследуемый мной материал является очень обширным и может стать объектом дальнейших научных изысканий.

Информация о работе Фонетическая характеристика звуков в русском языке