Фонетическая стилистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:43, доклад

Краткое описание

Для удобства изложения и рассмотрения фонетические стилистические средства можно условно подразделить на исполнительские и авторские. Исполнительскими мы назовем фонетические средства, допускающие варьирование, т.е. при перекодировании произведения из письменной формы в устную возможны, в известных пределах, некоторые различия в интерпретации его звучания, что изменяет и смысловую интерпретацию.

Содержание

1. Исполнительские фонетические средства.
2. Авторские фонетические стилистические средства.
3. Аллитерация и ассонанс.
4. Рифма.
5. Ритм.

Вложенные файлы: 1 файл

foneticheskaya_stilistika.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Тема: «Фонетическая стилистика».

План:

  1. Исполнительские фонетические средства.
  2. Авторские фонетические стилистические средства.
  3. Аллитерация и ассонанс.
  4. Рифма.
  5. Ритм.

 

1. Каждое литературно-художественное произведение, как поэтическое, так и прозаическое, есть произведение речевое, а следовательно, представляет некоторую звуковую последовательность, из которой возникает последовательность слов, фраз, предложений и дальше все сообщение. Музыкально эстетический эффект создается при помощи: звука, изменения и противопоставления высоты тона, интенсивности и долготы. Звуковая сторона художественной литературы составляет одно целое с ритмом и значением и отдельно от них на читателя воздействовать не может.

Для удобства изложения  и рассмотрения фонетические стилистические средства можно условно подразделить на исполнительские и авторские.  Исполнительскими мы назовем фонетические средства, допускающие варьирование, т.е. при перекодировании произведения из письменной формы в устную возможны, в известных пределах, некоторые различия в интерпретации его звучания, что изменяет и смысловую интерпретацию.

Авторскими называются фонетические средства, где фонемный состав текста, его инструментовка и стихотворный размер целиком зависят от автора.

От исполнителя зависят  просодические элементы: изменения и противопоставления высоты тона, длительность произнесения, громкость, ускорения и замедления, темп речи, разрывы в произношении, паузы, расстановка ударений.

Интонация меньше зависит  от исполнителя (различное исполнение монолога Гамлета, разными актерами).

2.     Авторские фонетические средства  рассматриваются учением о благозвучии,  или эвфонией. Эвфонией, или инструментовкой , называют также и самый объект этого изучения, т.е. соответствующую настроению сообщения фонетическую организацию высказывания.

Общий механизм внутрисловного звукового повтора  можно объединить в следующей  схеме, где согласный звук обозначен С, а гласный V. В приведенной таблице повторяющиеся элементы выделены.

  1. Аллитерация        CVC      great/grow                    send/set
  2. Ассонанс             CVC       great/fail                       send/bell
  3. Консонанс            CVC      great/meat                     send/hand
  4. Обратная рифма  CVC       great/grazed                  send/sell
  5. Парарифма           CVC      great/groat                    send/sound
  6. Рифма                   CVC        great/bit                       send/end

Звукозаписью  называется соответствие звукового состава фразы изображаемому, т.е. первой, или денотативной, части сообщения, в то время как инструментовка связана с коннотативной его частью.

Частным случаем звукозаписи  явлется звукоподражание, т.е. использование слов, фонетический состав которых напоминает называемые в этих словах предметы и явления – звуки природы, крики животных, движения, сопровождающиеся каким-нибудь шумом, речь и различные звуки, которыми люди выражают свое настроение, волю и т.д.: splash – плеск, rustle – шорох, buzz – жужжать, purr –мурлыкать, flop –падать, babble – болтовня, giggle –хихикание, whistle – свист и т.д.

Парономасия  - близость звучания контекстуально связанных слов. (Raven – never в стихотворении Эдгара По «Ворон» - подчеркивается отчаяние и безнадежность, которые символизирует черная птица, связывая эти два слова в одно целое.).

3.  Аллитерация - повтор согласных или гласных звуков в начале близко расположенных ударных слогов. Doom is dark and deeper than any sea dingle.

Аллитерацией называют также  повтор начальных букв:

Apt Alliteration аs artful aid. (Ch. Churchill).

(подходящий  умелый помощник аллитерации).

Для английской поэтической традиции аллитерация  имеет особенно большое значение, т.к. англосаксонский стих был аллитерационным.

Ассонансом, или вокалической аллитерацией называется повторение ударных гласных внутри строки или фразы или на конце слов в виде неполной рифмы.

«Tell this soul, with sorrow laden, if within the distant Aiden,

I shall clasp a sainted maiden, whom the angeles name Lienore –

Clasp a rare and radiant maiden, whom the angeles name Lienore?»

В стихотворении  Эдгара По «Ворон» светлый образ умирает возлюбленной передан эпитетом radiant maiden (сияющая девушка), несущим огромную экспрессивно-эмоциональную нагрузку. Важную роль на фонетическом уроне играет ассонанс в виде многократных повторов дифтонга [ei].

4.   Рифмой – называется особый вид регулярного звукового повтора, а именно повторение более или менее сходных сочетаний звуков на концах строк или в других, симметрично расположенных частях стихотворений, выполняющие организационную функцию в строфической композиции.

Звуковые  повторы – один из ведущих признаков, отличающих поэзию от прозы. Различают эвфонические и метрические повторы. Рифма принадлежит к эвфоническим типам повтора, куда относятся также аллитерация, ассонансы, диссонансы, анафора, эпифора, парономасия, параллельные конструкции. Метрические повторы – это стопа и кратные ее повтора (размер) и строфа.

Возможны рифмы  в середине строки (цензурные), в начале строки (головные) и акромонограммы. Акромонограмма есть лексико-композиционный прием – слоговое, лексическое или рифменное повторение на стыке строк. Лексическая акронограмма называется  также подхватом, анадиплозисом и стыком. В этих случаях важен повтор, а не расположение на стыке строк. Например стихотворение Л. Макниса:

The sky was good for flying

Defying the church bells

And every evil iron

Siren and what it tells:

The earth compels,

We are dying, Egypt dying.

С точки зрения сходства звучания рифмы могут быть точными (heart-part) и приблизительными. В зависимости от числа совпадающих звуков различают рифмы бедные (by-cry) и богатые (brevity-longevity).

 5. Ритмом называется всякое равномерное чередование, например ускорения или замедления, ударных и неударных слогов и даже повторение образов, мыслей и т.д. ритм имеет большое значение не только для музыки, стихов, но и для прозы. Ритм прозы более трудно уловить, чем ритм стихотворный, но и в прозе можно наблюдать равномерное чередование соизмеримых элементов, которое действует на эмоциональное восприятие читателя, хотя оно и не видно глазу, подобно чередованию элементов в поэзии.

Ритм имеет  не только выразительную, но и символическую  и изобразительную функции. Он может  имитировать движение, поведение, обстановку. Раздел поэтики, посвященный ритмической  структуре литературных произведений и ее эффективности в передачи мысли и эмоции, называется просодией. Просодическими элементами ритма является ударение, синтаксические конструкции, количество гласных, звукоподражание, аллитерация.




Информация о работе Фонетическая стилистика