Русский язык и культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:58, контрольная работа

Краткое описание

Правописание безударных гласных в корне- написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем , в которых проверяемый гласный находится под ударением
Непроверяемые безударные гласные в корне- написание безударных гласных, не проверяемых ударением , определяется по орфографическому словарю.

Содержание

Культура письменной речи………………………….……………3
Орфография…………………………………………......………….3
3. Пунктуация……………………………………………...……….…9
4. Культура устной речи………………………………..………….10
5. Орфоэпия….................................................................................10
6. Лексика........................................................................................11
7. Грамматика………………………………………………..…….12
8. Язык как средство общения……………………………..……..13
9. Список литературы…………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Русский язык и культура речи.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

Задание 10.  
Темы:

Повторение орфографических  правил.

Вставьте пропущенные  буквы, раскройте скобки.

Интеллигенция; интеллектуальный;

врядли ему приснится; никто иной, как Печорин; быть на конференции; винегрет, гуманизм и истинный патриотизм; балованный ребёнок; сведения о предыстории; сентиментальная история; безыскусственный; говорить по-русски; скажи, чтобы он пришёл; будущий декабрист; нравственность; мировоззрение Базарова; в течение лета; надо же разобраться; послушай-ка; наперерез течению; говорить насчёт подписки; кто-либо; кое-какой

Пунктуация

Задание 1.

Расставьте знаки препинания в тексте.

ИЗ ИСТОРИИ БАНКОВ

Небесполезно помнить, что родоначальниками современных банков были менялы, появившиеся в западноевропейских странах в начале 19 века. Взимая немалые деньги за услуги, менялы помогали разменять крупные деньги, обменять одни на другие, рассчитывали, сколько нужно уплатить за покупку и какими монетами, так как простой человек не всегда мог сориентироваться в огромном количестве разнообразных монет. Однако, постепенно деятельность менял расширялась. В частности, они взялись за перевозку денег, составляя охраняемые караваны и принимая на себя ответственность за сохранность ценностей. Рисковать, безусловно, стоило: небезопасная доставка солидно оплачивалась.

Вскоре, купцы, не желавшие терять время на операции с деньгами, стали поручать менялам производить расчеты, а также хранить у них свои деньги. Вследствие этого и возникла гениальная идея - совершение расчетов без наличных денег.

В сундуках менял денег скопилось  отнюдь не мало, и все они лежали без движения. Тогда-то и придумали давать часть денег взаймы на определённый срок, беря за это плату. Взяв на полгода 100 денежных единиц, человек должен был вернуть 120, сделав это вовремя. Меняла знал, что никогда все вкладчики не потребуют денег целиком и что вряд ли заберут их одновременно. Значит, можно не опасаясь неприятностей, пустить деньги в оборот. Поэтому менялы решили давать ссуды, начисляя за них проценты, и деньги стали приносить деньги

Задание 2.

Определите тип сложного предложения (союзное, бессоюзное).

Расставьте знаки препинания.

  1. Налево чернело глубокое ущелье, за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари.
  2. Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля.
  3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.
  4. Закрою глаза и вижу: на крутой пригорок, поросший белой кашкой, взбегает тропа, а там, на пригорке, заворачивает влево за сосновый лесок.
  5. К сукнам, холстам страшно было притронуться: они обращались в пыль.
  6. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
  7. Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой - изнутри поднялся собачий лай.
  8. Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  9. Герасим соорудил кровать из дубовых досок на четырёх чурках, истинно богатырскую кровать: сто пудов можно было положить на неё - не прогнулась бы.
  10. Пройдёт молодец - приосанится, пройдёт девица - пригорюнится, а пройдут гусляры -  споют песенку.
  11. Молвит слово - соловей поёт.

12.Если вам  писать противно, скучно, не пишите, - это всё равно получится скверно, фальшиво.

Культура устной речи

Орфоэпия

Орфоэпия –    в переводе с греческого языка обозначает: «правильная речь/произношение».

1. Наука, занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

2. Само такое правильное произношение.

Задание 1.

Расставьте ударения.

Включит, Включим, Включите, Договоры, Запломбировать,  Сироты, Встречаемся по средам, На торгах, Средствами, Свекла,  Сок сливовый, Красивые банты, Воспринял, Дозвонишься,  Завидно, Занятой человек, Занятое место, Каталог, Некролог, Нувориш, Красивее, Ветеринария, Кулинария, Взрывчатое вещество, Дефис, Документ, Домовая церковь, Зубчатый, Искра,  Истекший год, Истёкший кровью, Кашлянуть , Квартал, Коклюш, Нефтепровод, Эксперт, Языковая колбаса, Языковой институт.

Задание 2.

Объясните значения слов с  разными ударениями.

  1. Броня – (женский род) воинский доспех, который носили в старину, сверх одежды или под исподом; род кованой одежды из металлических пластинок, колец и т.п.;

Броня – закрепление кого/чего-нибудь за кем/чем-нибудь, а также документ, удостоверяющий такое закрепление.

  1. Видение – способность воспринимать окружающее;

Видение – призрак, привидение; что-нибудь возникшее в воображении.

  1. Кредит – в приходно-расходных книгах: счёт расходов и долгов данного учреждения;

Кредит – ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие.

  1. Лоскут – остатки, отходы в текстильном, швейном и кожевенном производствах в виде лоскутьев;

Лоскут – оторванный или отрезанный кусок ткани, кожи; небольшой участок какой-нибудь поверхности.

Задание 3.

Расставьте ударения в  топонимах.

Река –  Анадырь, Селенга.

Горд –  Росток, Кимры, Сидней.

Столица Венесуэлы  – Каракас.

Столица Колумбии – Богота.

Озеро –  Сенеж, Ильмень.

Остров –  Кижи.

Страна –  Панама, Перу, Шри-Ланка.

.

Задание 4.

Разделите данные слова  на две группы:

1) согласный  звук в позиции перед / е / произносится мягко;

2) согласный звук в  позиции перед / е / произносится твердо.

Запишите полученный результат.

1 группа: Резус, рейс, рейд, агрессия, анемия, берет, бекон, кофе, музей, непрезентабельный, купейный, термин, телефакс, юриспруденция, шинель, эфемерный, дегенерат, декада.

 

2 группа: Интервидение, интервью, интермедия, интернат, интерьер, рейтинг, реквием, адекватный, антитеза, апартеид, диспансер, безе, неологизм, фанера, стратегия, свитер, френч, чартер, кодекс, интервал, резюме, демарш.

Задание 5.

Разделите приведенные  слова на три группы, в зависимости  от варианта  произношения – ЧН - :

  1. слова, где произносится  « ЧН »;
  2. слова, где произносится  « ШН »;
  3. слова, где  возможны оба варианта произношения.

             1 группа «ЧН»: античный, библиотечный, бутылочный, восточный, вечно, подсолнечник, вторично, единичный, лихорадочный, мелочность, научный, ночной, отличник, однозвучный, печной.

 

2группа «ШН»: бутылочный, нарочно, очечник, почечный, пустячный

 

3 группа «ЧН/ ШН»: горчичник, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, порядочный.

Лексика

Задание 1.

Найдите ошибки, связанные  с нарушением норм словоупотребления.

Отредактируйте и запишите предложения.

  1. Автоматическая линия станет новым этапом в технической вооруженности предприятия.
  2. Старый моряк вышел на бульвар в своем парадном кителе.
  3. Трудно наладить работу при отсутствии необходимых материалов.
  4. Из-за слабой разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось глубокого изучения результатов выполнения плана.
  5. Мы намечаем встречу в районе 18 часов.
  6. Старые методы руководства были признаны неправильными.
  7. На профсоюзной конференции присутствовало делегатов.

 

 Задание 2.

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы).

Запишите исправленные предложения.

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется сущность вопроса.
  2. Паровоз, натужно  дыша, протащился по платформе, состав стал.
  3. Испытание новой машины проводится уже третью неделю.
  4. Студенческая молодёжь у нас предоставлена самой себе.
  5. В работах художников и скульпторов отражается труд, быт и отдых забайкальцев.
  6. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно дружеское отношение к нам французского народа.
  7. У билетной кассы предъявили свои командировочные удостоверения.
  8. Мне кажется, что я припоминаю лицо этого человека.
  9. На диваны были надеты чехлы.

Задание 3.

Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами.

Запишите исправленный вариант.

  1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела провал.
  2. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного судна.
  3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области спортивной работы.

4.Одинаковое решение было принято студентами второй группы.

Задание 4.

Определите значение слов, выступающих в качестве паронимов.

Составьте и запишите с  каждым из них по одному словосочетанию.

Техничный игрок – технический  прогресс, террористическая акция –  террористская группа, водные коммуникации – водяные жуки, национальные костюмы  – националистические взгляды, желанный подарок – желательный исход, гуманная политика – гуманитарная помощь, гордость мужская – обуздать свою гордыню, консервация объекта  – консервирование продуктов.

Задание 5.

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте  подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

  1. «Не разгибая спины»
  2. «Спустя рукава»
  3. «Заря угасла»
  4. «Тает на глазах»
  5. «Вешать лапшу на уши»
  6. «Задать жару»
  7. «Авторитет»
  8. «Пустое место»
  9. «Не от мира всего»

10.«На краю  пропасти»

     11.«Козел отпущения»

«Прокрустово ложе Грамматика

Задание 1.

Определите род существительного.

Женский род: кольраби, салями, авеню, женщина-космонавт, комедия-буфф.

 

Мужской род: атташе, какаду, хинди, сулугуни, ЛГУ, самолет-амфибия, голосище, братишка.

 

Средний род: дитя, фойе, хаки, букле, алоэ, кафе-столовая.

 

Женский/мужской  род: плакса, умница, сирота, протеже, визави.

.

Задание 2.

Запишите имена существительные  в форме множественного числа.

  1. Строгие инспектора
  2. Талантливые конструктора
  3. Наши бухгалтера
  4. Подписанные договоры
  5. Вкусные торты
  6. Военные госпитали

Задание 3.

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа.

Запишите их.

  1. Несколько барж
  2. Пара носок, чулок, гетр
  3. Не хватает яслей
  4. Пара погон
  5. Шесть килограмм помидор
  6. Четверо армян

Задание 4.

Раскройте скобки, употребив  нужную форму выделенного имени (отчества), фамилии. Кратко объясните  свой ответ.

  1. Этот подход был разработан Чарльзом Дарвином.
  2. На кинофестивале я познакомился с Мишель Пфайфер.
  3. Эта роль была блестяще сыграна Питером Устиновым.
  4. Мы прочитали новое эссе об Эрнсте Теодоре Амадей Гофмане.
  5. Он состоял в охране при Катрин Денев.
  6. Константин купил книгу Анны Луизы Жермена де Сталь.
  7. После просмотра фильма мы очень долго говорили об Изабель Аджани.
  8. Пособие было составлено Валентиной Даниловной Черняк.
  9. У Остапа Сулейман Берта Мария Бендер-бей было много способов раздобыть деньги.
  10. Эта композиция была написана Джоржом Гершвином в 20-е годы.

Язык как средство общения

Задание 1.

Дайте развернутые ответы на вопросы (письменно).

    1. Общенародный язык – это язык, служащий обществу как целому в качестве орудия общения людей. Единый для общества, равно обслуживающий члены общества независимо от их классового положения

 

    1. Основные разновидности общенародного языка: книжный, простонародный, разговорный.

 

    1. Функциональные стили в русском литературном языке

 

Подберите образцы текстов (8 – 10 предложений), написанных в разных функциональных стилях.

 

А)научный

Б) официально-деловой

     В) публицистический 

     Г) художественный 

     Д) разговорный  
Задание 2.

Прочитайте фрагменты  газетных статей.

Найдите ошибки в словоупотреблении.

Запишите отредактированный вариант.

  1. Почему в феврале надои снижаются каждый день.
  2. Внимательное изучение вопроса раскрыло многие узкие места, недоделки и недоработки в работе горняков.
  3. В июле прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место взрыв.
  4. Мы никогда не найдем двух людей: один умнее, другой работоспособнее..

Задание 3.

Устраните тавтологию, используя  синонимы.

Запишите отредактированный  вариант.    

  1. Нас потрясло зрелище пожара, которого мы все были свидетелями.
  2. После продолжительной зимы наступила  весна.
  3. Сложилось странное положение:  согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще  никогда не достигали.
  4. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете бумеранг.
  5. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремиться привезти на память подарок или сувенир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и источников:

 

  1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001.
  2.    Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. –

М.: Гардарики, 2002

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение,

Информация о работе Русский язык и культура речи