Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать некоторые виды невербальных сигналов, объяснить их значения, выделить средства, повышающие эффективность речевого воздействия, а так же изучить подходы к проблеме невербальных средств коммуникации

Содержание

Глава 1. Общая характеристика невербальных средств общения……5
1.1. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы…………………………………..........................9
1.2. Общее представление о языке телодвижений……………………11
1.2.1. Позиция и дистанция…………………………………………….13
1.2.2. Открытая поза……………………………………………………14
1.2.3. Выражение лица………………………………………………….15
1.2.4. Визуальный контакт……………………………………………..16
1.2.5. Кивки головой……………………………………………………18
1.2.6. Тон, темп и громкость голоса…………………………………..19
1.2.7.Паузы и молчание………………………………………………...20
Глава 2. Виды невербальных средств общения………………………25
2.1.Мимика……………………………………………………………….25
2.2.Жесты…………………………………………………...…................28
2.3.Этикет невербального общения………………………....................31
2.4.Уровни анализа невербального общения………………………....36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

  

   Составляющим элементом любой речевой коммуникации наряду с собственно речевым знаком является невербальный сигнал. Невербальные средства общения сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют слова, т.е. могут выступать как средство передачи информации.

   Впервые серьезным  исследованием невербального общения  занялся в конце 70-х годов  Аллан Пиз, который является  признанным знатоком психологии  человеческого общения и автором  методики обучения основам коммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре «Пиз Трейнинг Корпорейшен» в Австралии.

   Цель работы - проанализировать некоторые виды невербальных сигналов, объяснить их значения, выделить средства, повышающие эффективность речевого воздействия, а так же изучить подходы к проблеме невербальных средств коммуникации

   Объектом данной курсовой работы являются невербальные средства общения, применяемые, прежде всего в деловом общении или во время выступления перед аудиторией, а так же процесс формирования основных видов невербальных средств коммуникации.

    Предмет исследования - эффективность использования неязыковых средств, их соотношение с речевой информацией и воздействие на слушающих, а так же невербальные средства коммуникации как составляющая часть коммуникативного процесса.

   Актуальность  темы: обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации. Истоки знакомства с этими средствами восходят к древности, на что обратил внимание французский просветитель XVIII в. Жан-Батист Дюбо, обозначив особую науку НЕМА, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта». Также достаточно давними являются и представления о хирономии -    правилах жестикуляции и умении «читать» жесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика невербальных средств общения

 

   Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы очень важны в общении, так как:

 

* около 70% информации  человек воспринимает именно  по зрительному (визуальному)  каналу;

 

* невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

 

* наше отношение к  собеседнику нередко формируется  под влиянием первого впечатления,  а оно, в свою очередь, является  результатом воздействия невербальных  факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

 

   Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

 

   Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

 

Невербальное общение  включает в себя пять подсистем:

 

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

 

2. Взгляд.

 

3. Оптико-кинетическая  подсистема, которая включает в  себя:

 

- внешний вид собеседника, 

 

- мимика (выражение лица),

 

- пантомимика (позы  и жесты).

 

4. Паралингвистическая  или околоречевая подсистема, включающая:

 

- вокальные качества  голоса,

 

- его диапазон,

 

- тональность,

 

- тембр. 

 

5. Экстралингвистическая  или внеречевая подсистема, к  которой относятся:

 

- темп речи,

 

- паузы,

 

- смех и т.д.

 

   К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

 

   Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

 

   Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится, чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные или неофициальные, интимные или публичные). Кроме того, «кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения» [Почепцов 1981: 52стр]. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

 

   В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее, природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).

 

   Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир. Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты.

 

 Обмен невербальной информацией

 

   Хотя вербальные символы (слова) - основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения - все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

 

   Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл.

 

1.1. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы

 

  Большое количество ученых спорят о том, что являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалики благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций, и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников - обезьян и макак.

 

   «Немецкий ученый Айбль - Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными» [Пиз Алан 1995: 44].

 

   Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него.

 

   Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено.

 

   Психологи давно установили, что существующий «язык тела» выражает то, что мы не хотим или не можем сказать. Он гораздо более правдив и искренен, чем все те слова, которые мы говорим друг другу. Врачи-психологи долго изучали этот феномен, и пришли к ряду интереснейших выводов. Оказывается, что человек подсознательно доверяет больше не словам, а тому, как они были сказаны. Было установлено, что степень доверия человека словам составляет всего лишь 20%, тогда как степень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) - 30%. Но больше всего, как ни странно, мы доверяем интонациям собеседника и другим паралингвистическим компонентам невербального общения (темп речи, пауза, смешки и т.д.).

 

   Если вы проникните в загадки этого удивительного «языка тела», то без труда сможете понимать все тайные мысли вашего собеседника, сможете понять скучно ли ему с вами, лжет он вам или говорит правду.

 

Качество присутствия  и элементы невербального общения:

 

   Всем нам из собственного опыта известно, что в критические моменты жизни простое присутствие другого человеческого существа может быть чрезвычайно благотворным. Люди часто обращаются за психологической помощью именно в такие критические периоды, стремясь обрести в лице свидетеля их личной драмы того, кто обеспечит им поддержку и понимание.

 

   Каждый из нас в той или иной степени чувствителен к проявлениям внимания или невнимания со стороны других людей. Восприимчивость к невербальным проявлениям отношения к нам другого человека отражает базисную человеческую потребность в межличностных отношениях. Качество присутствия включает в себя как физическое, так и психологическое присутствие в их единстве. Конгруэнтность (согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом  или различными способами, а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений) между собой здесь крайне желательна, однако не стоит забывать, что демонстрация присутствия - это процесс, который требует времени и специальных усилий.

 

1.2. Общее представление о языке телодвижений

 

   «К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога - специалиста в области невербалики. Он изучает поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих товарищей для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми» [Пиз Алан 2005: 2]. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

 

   Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

 

   Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов), за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

 

   Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

 

   Рассмотрим отдельные  элементы невербального общения и тех сообщений, которые они могут передавать.

Информация о работе Невербальные средства общения