Многомерные профессиональные компетенции учителя иностранного языка в условиях перехода на новые стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 12:45, доклад

Краткое описание

В связи с изменениями в стратегической политике образования, в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наща новая школа», переходом на федеральные государственные стандарты нового поколения, основными задачами современной школы стало раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, их подготовка к профессиональной деятельности. Процесс развития личности ученика не может осуществляться в отрыве от развития личности самого учителя. Индивидуальность учителя представлена психологическими особенностями его личности, а также личностными качествами, которые сформировались в процессе его жизнедеятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

многомерные компетенции учителя ин.языкка ФГОС.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Многомерные профессиональные компетенции учителя

иностранного языка в условиях перехода на новые стандарты

 

Фалина Луиза Геннадьевна, муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Гимназия-интернат №13»

 

 В связи с изменениями  в стратегической политике образования,  в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наща новая школа»,  переходом на федеральные государственные стандарты нового поколения, основными задачами современной школы  стало раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, их подготовка к профессиональной деятельности. Процесс развития личности ученика не может осуществляться в отрыве от развития личности самого учителя. Индивидуальность учителя представлена психологическими особенностями его личности, а также личностными качествами, которые сформировались в процессе его жизнедеятельности. Многомерность и многофункциональность профессиональных компетенций педагогических работников влечет за собой предъявление особых требований к личности учителя общеобразовательных учреждений, поскольку они должны сочетать в себе педагога, творца, воспитателя,  психолога.

В основу системы формирования компетентности учителя положены профессиональный стандарт педагогической деятельности и педагогические компетенции. Под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях. [10, c. 7]

К компетенциям, обеспечивающим успешное решение профессиональных задач относятся цели и задачи педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений, организация учебной деятельности. 

Ключевые компетенции проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации.

Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Новые стандарты  ставят во главу  образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Применение полученных учащимися знаний на практике и развитие критического мышления являются главным показателем успешности учителя.

Во многом успех зависит от правильного выбора учебно-методических комплектов. Комплексное и системное сочетание учебников с другими средствами обучения позволит создать принципиально-новую учебную среду, обеспечивающую высокое качество подготовки учащихся благодаря научно-обоснованному сочетанию фундаментальной и функциональной (практико-ориентированной) составляющей содержания образования не только по предмету, но и на уровне межпредметных и надпредметных связей. Такой подход ведет к целенаправленному и активному освоению учащимися важнейших идей и ценностей человеческой культуры и овладению навыками получения, отбора, анализа использования информации. [11, с.1]

 Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. [11, с.2] Новый подход требует кропотливой работы учителя над собой.

Психологический механизм повышения квалификации современного учителя заключается в перестраивании уже сложившейся профессиональной деятельности, который предполагает включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла; изменение профессиональных самооценок; овладение новыми приёмами профессионального мышления.

Но, как правило, здесь мы сталкиваемся с проблемой - задачи на перестройку школьные учителя часто не принимают по причине сложившихся устойчивых стереотипов мышления и уверенности в том, что их способ верен и соответствует нормам методики преподавания.

Сегодня в школе мы наблюдаем  как традиционные, укоренившиеся десятилетиями формы обмена опытом, так и изменившиеся подходы к преподаванию иностранного языка, новые цели и задачи, новые программы и учебники. Перестраивание сущности профессиональной деятельности возможно при условии организации профессиональной переподготовки учителя, которая стимулировала бы его развитие и отвечала бы интересам большинства учителей. Наряду с опытными учителями-методистами работают недавние выпускники вузов. Несмотря на разный уровень методического мастерства, целесообразно их тесное взаимосотрудничество, так как основы традиционной отечественной педагогики еще никто не отменял, а применение качественно новых технологий, методов и приемов, альтернативных традиционным, является необходимым условием перехода на обучение по стандартам второго поколения. Наличие сплоченной команды учителей является залогом успеха в своей конечной цели. [8, c. 11] Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

В условиях перехода на новые стандарты предъявляются новые требования к профессионализму учителя. Новой школе нужен новый учитель. Следовательно, самоанализ и изучение позитивного опыта как отечественных, так и зарубежных педагогов выступают как необходимое основание инициирования особой формы активности педагога, результатом которой является построение более высокого уровня структуры и функционирования деятельности учителя.

Профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования и самообразования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. [8, c. 10] Современный учитель может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, только осознав свои профессионально-личностные качества и желая их совершенствовать.

Деятельность учителя, основанная на самопознании и самоанализе, и рассматривается как способ саморазвития (Н. П. Эпова). В целом, это означает, что весь процесс формирования самообразовательной компетентности может быть представлен в контексте таких значимых категорий, как «квалификация», «инновационность», «мобильность», «успешность», «продуктность» и «репрезентативность», то есть многомерность личности современного учителя и его профессиональных компетенций. [8, c. 12] 

В этом ракурсе требования к современному уроку, к решению стоящих перед ним задач требуют большого мастерства учителя. Следует упомянуть, что основной стратегией обучения иностранным языкам является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Ее реализация возможна при условии обновления его содержания, технологий обучения, учения и контроля и достижения на этой основе нового качества его результатов, обеспечения качественной подготовки подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся мире и формирования культуры мышления и практического действия.

В результате реализации новых стандартов и грамотного подхода учителя можно ожидать от учащихся повышения мотивации к обучению и рост показателей успеваемости за счет определения учителем содержания, форм и методов обучения, согласно индивидуальным особенностями учащихся, сформированности у учащихся навыков самооценки, снятия чувства психологического дискомфорта в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся во всех видах речевой деятельности.

Безусловно, в достижении этих результатов учителю необходимо знать и применять на практике не один метод обучения. Поиск ответа на  традиционный дидактический  вопрос  –  как  учить  – выводит нас на категорию методов обучения. Без  методов  невозможно  достичь поставленной цели, реализовать  намеченное  содержание,  наполнить  обучение познавательной  деятельностью. Он выступает как  связующее звено между запроектированной целью и  конечным  результатом, как способ последовательного взаимодействия обучающих и обучаемых, направленный на организацию усвоения содержания образования. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать подвижность процесса обучения,  учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов. [6, с.35]

Как многомерное образование, метод имеет много сторон. В настоящее время методы классифицируют по различным основаниям: по источнику передачи информации, по назначению, по типу познавательной деятельности, по дидактическим целям, на основе сочетания методов и приемов преподавания и методов учения, на основе целостного деятельностного подхода и др. [6, с.35] Профессиональное мастерство учителя заключается в способности определить целесообразность использования на уроках иностранного языка того или иного метода,  умелое соотнесение его с практикой.

Становится очевидно, что только из суммы знаний «сделать» компетентного профессионала невозможно. В.И. Блинов, К.С. Махмурян, Е.Н. Соловова определяют профессиональную компетенцию учителя иностранного языка представляет собой синтез, неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, совокупность знаний, умений, навыков и способностей, реализуемых через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную и управленческую компетенции. Многомерные профессиональные компетенции учителя иностранного языка выражают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности  в условиях введения стандартов второго поколения. [3, c. 10]

В методике Шадрикова и И. В. Кузнецовой, предложенной для оценки уровня квалификации педагогических работников обозначены шесть опорных позиций оценки профессиональной компетентности педагога в целом. Но, считаем необходимым отметить, что учитель иностранного языка как предметник, обладая всеми качествами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в условиях школы, определяется еще и специфическими чертами. Учитель должен уметь найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Более того, учитель иностранного языка, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения. Ему должна быть присуща еще одна особенность, которая достаточно часто проявляется при обучении иностранному языку - умение быть одновременно и партнером, и учителем, направляющим речевое общение и исправляющим его недочеты. [1]

Таким образом, самоанализ педагогической деятельности, планомерная работа учителя по перестройке собственного мышления, умение вести несколько видов деятельности одновременно, умелое применение традиционных и инновационных методов обучения и воспитания на уроках, безупречное владение информационными компьютерными технологиями, потребность в постоянном самообразовании и готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, способность интегрировать различные направления – являются составляющими многомерности профессиональных компетенций учителя иностранного языка,  внедряющего новые стандарты и решают задачи современной школы в рамках имеющих место координальных перемен в системе российского образования.

Список используемой литературы:

 

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход – качественный ресурс образования: Теория и практика. М.: Московский центр качества образования, 2009. С.60
  3. Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / В. И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с.
  4. Кузьмищева Е.А. Индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога дополнительного образования http://odt.orb.ru/orenik/index.php?option=com_content&view=article&id=125:2011-11-03-13-30-55&catid=38:2011-02-16-13-14-06&Itemid=58.
  5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М. 2010.-С.8.
  6. Николаева Г.Д. Современный учитель.// Николаева Галина Дмитриевна.- 2012. - http://nikolaeva-uchitel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=69:2011-08-31-04-26-18&catid=35:forteachers&Itemid=57.
  7. Сивкова С. И. Повышение профессиональной компетенции учителей иностранных языков учитель английского языка.//Фестиваль педагогических идей: Преподавание иностранных языков.-2011. - http://festival.1september.ru/articles/214054/.
  8. Украинцева О. В. Профессиональная компетентность учителя как педагогическое условие успешного применения технологических карт на уроках иностранного языка.// Сайт «Овгортская общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования». - 2011. - http://ovgort.ru/teachers/12-uchitel-anglijskogo-yazyka-ukrainceva-olga-viktorovna.html.
  9. Халзакова Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка / Л. А. Халзакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 423-427.
  10. Штейнберг В. Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения.//Веда: Электронная библиотека. : Дис. д-ра пед. Наук : 13.00.01 : Уфа, 2000 347 c. РГБ ОД, 71:01-13/115-X. http://www.lib.ua-ru.net/diss/liter/119781.html.
  11. Юсупова Н.В. Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку.// Социальная сеть работников образования.  nsportal.ru
  12. Ялалов Ф.Г. От многомерных компетенций – к наивысшим достижениям. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №5. http://eidos.ru/journal/2011/0525-08.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос".

 

Фамилия, имя, отчество

Республика, область, район, город, село

Место работы

Информация о работе Многомерные профессиональные компетенции учителя иностранного языка в условиях перехода на новые стандарты