Гендерные особенности англоязычных интернет-блогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить способы конструирования гендерной идентичности в англоязычных музыкальных Интернет-блогах.
Поставленная цель потребовала последовательного решения следующих задач:
охарактеризовать Интернет-блог как жанр виртуальной коммуникации;
рассмотреть понятие «гендера» в современной лингвистике;
выявить универсальные критерии для оптимального сравнения лексики «блогеров»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА В ИНТЕРНЕТ-БЛОГАХ

6
1.1. Интернет-блог как предмет лингвистического исследования

6
Понятие гендера в современной лингвистике
11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ
16
2.1. Средства выражения эмоционального состояния и нормативности/не нормативности речи как показатели гендера
16
2.2. Упоминание персональной информации, использование гиперссылок и направленность на читателя/автора как показатели гендера
21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.37 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

 «Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия»

 

Институт филологии и  массовых коммуникаций

Кафедра английского языка  и методики его преподавания

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 31 А группы ИФМК

М.И. Соболева

 

Руководитель:

Т.В. Аникина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2013

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА В ИНТЕРНЕТ-БЛОГАХ

 

6

1.1. Интернет-блог как предмет лингвистического исследования

 

6

    1. Понятие гендера в современной лингвистике

11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ  СОСТАВЛЯЮЩИХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ

16

2.1. Средства выражения  эмоционального состояния и нормативности/не  нормативности речи как показатели  гендера

16

2.2. Упоминание персональной  информации, использование гиперссылок  и направленность на читателя/автора  как показатели гендера

21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

26

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

29

 

 

 

 

 



 

 

Введение

Возникновение информационных технологий, а особенно появление  Интернета, привело к определенным изменениям языка, обслуживающего эту  сферу. Данные изменения сформировали свой собственный вид коммуникации, который теперь называется Интернет-коммуникация.

Коммуникация посредством  Интернета является наиболее распространенной в настоящее время. Обмен информацией  между пользователями Интернета  происходит посредством разных жанров виртуального общения, таких как  блог, чат, форум и т.д. Одним из наиболее известных жанров является Интернет-блог, который представляет из себя универсальное средство Интернет-коммуникации для пользователей, желающих рассказать как можно больше информации о себе. В последнее время блоги потеснили домашние страницы и порталы, собирая вокруг себя все больше активных пользователей, привлекаемых многими возможностями, обещаемыми администрацией сайтов.

В настоящее время стало  актуальным рассматривать специфику  процесса коммуникации в Интернет-блогах с точки зрения гендерной лингвистики, то есть гендер интерпретируется как показатель различий между женскими и мужскими блогами.

Данная  работа посвящена исследованию гендерного аспекта в Интернет-блогах. Актуальность данной темы заключается в том, что общение в коммуникативной среде Интернета является важной характеристикой современной культуры, но лингвистические характеристики этого феномена освещены в научной литературе еще недостаточно. Кроме того, сопоставительное исследование гендерных отношений в Интернет-среде является одним из перспективных направлений современного языкознания.

На сегодняшний день накоплена  значительная база научных работ, в  которых рассматриваются гендерные  параметры, жанровая дифференциация и особенности Интернет-дискурса, а также Интернет-блог как отдельный жанр виртуальной коммуникации (Р. Л. Диасамидзе  2010; Н. Г. Асмус  2005; О. В. Лутовинова 2009; О. А. Борисова,2006; М. Д. Городникова 2002; Г. С. Двинянинова 2001).

Объектом исследования данной работы является Интернет-блог.

Предмет – гендерные составляющие англоязычных музыкальных Интернет-блогов.

Цель исследования – выявить способы конструирования гендерной идентичности в англоязычных музыкальных Интернет-блогах.

Поставленная цель потребовала  последовательного решения следующих задач:

  1. охарактеризовать Интернет-блог как жанр виртуальной коммуникации;
  2. рассмотреть понятие «гендера» в современной лингвистике;
  3. выявить универсальные критерии для оптимального сравнения лексики «блогеров»;
  4. проанализировать лексику пользователей англоязычных музыкальных Интернет-блогов с точки зрения гендерных показателей.

Теоретической основой данной работы послужили  труды О. В. Лутовиновой о жанре Интернет-блога; А. В. Кирилиной о специфике гендера; Р. Л. Диасамидзе об особенностях гендера в Интернет-блогах; Е. В. Горошко о гендерной лингвистике; И. С. Клециной о гендерной социализации.

Источником  отбора лексических единиц являются англоязычные  музыкальные сайты в Интернете: alterthepress.com; cruelrhythm.tumblr.com; makeitinmusic.com; xolondon.blogspot.ru; indieshuffle.com; blog.madness.co.uk; guardian.co.uk/music/musicblog.

Научная новизна работы заключается в  том, что понятие «гендер» появилось относительно недавно и только с 1990х годов вошло в отечественную лингвистику. Сопоставительный анализ англоязычных музыкальных Интернет-блогов с точки зрения гендерных показателей также является одним из новых явлений в контексте виртуальной коммуникации.

Изложенные выше цели и  задачи обуславливают структуру  работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 

Первая глава посвящена теоретическому обоснованию материала: рассматривается понятие Интернет-блога и его специфика, дается определение гендера и гендерной лингвистики. Вторая глава работы представляет собой анализ гендерных составляющих англоязычных музыкальных Интернет-блогов. В заключении обобщаются результаты анализа проведенной работы и намечаются перспективы дальнейших изысканий в данной области научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования гендера

в Интернет-блогах

    1. Интернет-блог как предмет лингвистического исследования

Интернет-коммуникация является неотъемлемой частью жизни современного человека. Благодаря большому количеству жанров виртуальной коммуникации (форум, чат, Интернет-дневник, электронное  письмо, гостевая книга и др.) пользователи могут выбирать способ общения, соответствующий  их целям, и осуществлять коммуникацию посредством текстовых сообщений, видеоклипов или изображений.

В последнее время широкое  распространение получил такой  жанр Интернет-общения как блог, который является одним из универсальных средств Интернет-коммуникации для пользователей, желающих рассказать как можно больше информации о себе.

Термин «блог» был создан путем сокращения слова «веблог» (англ. weblog – «сетевой бортовой журнал»). Питер Мерхольдз, который в апреле 1999 разместил в боковой врезке своего блога Peterme.com фразу «we blog» (что можно перевести как «мы ведем блог»), считается создателем данного термина.

После П. Мерхольдза в 1999 году слово «блог» стала использовать компания Pyra Labs как обозначение определенного типа сайта и как глагол, выражающий значение «вести блог». Кроме того, они образовали производный термин «блогер» – «человек, ведущий блог». Назвав свой проект Blogger.com, предоставлявший пользователям место для размещения блогов и программное обеспечение, существенное облегчавшее ведение блога, они тем самым значительно способствовали популяризации этих терминов. В 1999 году появился также целый ряд аналогичных веб-сайтов: LiveJournal.com, OpenDiary.com, DiaryLand.com. Предоставление пользователям технической возможности вести блоги в виде простого в использовании программного обеспечения, не требующего специальных знаний, стало основой для увеличения популярности богов начиная с 1999 года.

Рассмотрим понятие Интернет-блога. Следует отметить, что многие исследователи соотносят термины «блог» и «сетевой дневник». При поиске понятия «сетевой дневник» в словарях дается ссылка на описание Интернет-блога, так как  он во многом напоминает личные записи, характерные для дневников.

Я. А. Бардашевич в работе «Особенности жанра Интернет-блога» под блогом понимает конкретный монологический дискурс виртуального коммуниканта, состоящий из хронологически расположенных текстов, чаще всего ориентированный на высказывание собственного мнения о каких-либо событиях как личного, так и общественного характера (Бардашевич 2011).

В Интернет-словарях блог рассматривается  как веб-сайт, обычно поддерживаемый индивидуумом, содержащий регулярные записи с комментариями, описаниями событий или другими материалами, такими как графика или видео. Записи обычно отображаются в обратном хронологическом порядке (Свободная Интернет-энциклопедия Википедия).

О. В. Лутовинова говорит о том, что к настоящему моменту «блог» используется в двух основных значениях. Во-первых, под блогом понимают сайт или веб-страницу с набором ссылок на другие различные сайты и краткое их описание, новостную ленту с возможностью добавления ссылок по тематике и небольших комментариев. Во-вторых, блог трактуется как личный сетевой дневник, то есть список записей-заметок, расположенных в хронологическом порядке и повествующих о жизни автора дневника, это публичный дневник с комментариями (Лутовинова 2009).

Первоначально анализом блогов занимались только блогеры. Р. Блад, один из первых исследователей в данной сфере, считает, что   основными конститутивными характеристиками блогов выступают частая обновляемость, большое количество ссылок на внешние сайты или другие блоги и высокий уровень социальной интерактивности, под которым она имеет в виду то, что блоги часто ссылаются друг на друга и что во многих блогах читатели могут оставлять комментарии к записям. Блад выделяет три типа блогов: фильтры, частные дневники и записные книги. Фильтры сосредоточены на внешней по отношению к блогеру информации и представляют собой коллекции ссылок, сопровождаемые комментариями. Частные дневники сосредоточены на внутренней по отношению к блогеру информации, то есть его размышлениях, отчетах, отзывах и т.д. Записные книги отличаются бóльшим размером записей и представляют собой сфокусированные, развернутые эссе (Blood 2000).

Итак, можно говорить о  том, что в виртуальной среде  не существует однозначной трактовки  термина Интернет-блог, а также  нет четких критериев по разделению понятий блога и сетевого дневника.

В данной работе под блогом понимается созданная пользователем  в Интернете веб-страница, заключающая в себе личные записи, фотографии и видео, а также комментарии других пользователей.

Страница предстает в  виде списка записей, следующих друг за другом в хронологическом порядке, и набора гиперссылок, ведущих на другие страницы с дополнительной информацией  об авторе блога. Записи располагаются таким образом, что самая последняя находится вверху страницы, и каждая вновь добавляемая запись помещается сверху имеющихся. Записи в Интернет-блогах называют постами.

Обмен сообщениями в блоге  происходит следующим образом:

1) автор дневника оставляет  пост;

2) пост читается другими  пользователями ресурса; 

3) пост комментируется  читателями;

4) автор поста отвечает  на комментарии. 

Иными словами, блоговая коммуникация характеризуется пошаговым режимом, что сближает ее в данном аспекте с форумом.

Выделим следующие функции  Интернет-блогов:

  • самопрезентация (представление своего собственного желаемого образа);
  • коммуникативная (обмен информацией);
  • поддержка контактов между собеседниками (сплочение и удержание прежних контактов);
  • возможность психологического самоанализа (саморефлексии);
  • развлекательная.

Таким образом, блог используется, с одной стороны, как информативное  средство, представляющее интересную и актуальную для пользователя Сети информацию, а с другой – как  способ общения, одной из главных  целей которого является саморепрезентативная функция. Саморепрезентативная функция находит отражение в желании пользователя показать, насколько он осведомлен по поводу той или иной проблемы, насколько компетентен (или же, наоборот, насколько несведущ в тех вопросах, в которых разбираются другие) и тем самым вызвать уважение (или сострадание) и т.д., то, чего коммуниканту может не хватать в процессе реального общения.

Что касается оформления Интернет-блога, количество гиперссылок и их местоположение на странице варьируется, можно увидеть  следующие ссылки:

  1. мой профиль (информация, которую владелец дневника считает нужным рассказать о себе);
  2. ссылки на избранные дневники, у которых сам автор является постоянным читателем;
  3. список постоянных читателей его блога – пользователи, которые заносят в избранное блог данного автора;
  4. альбом владельца блога, в котором он размещает свои фотографии;
  5. адреса других сетевых страниц, сайтов, которые интересны автору дневника;
  6. переход на главную страницу сайта;
  7. личное сообщение – ссылка, пользуясь которой читатели могут оставлять личные электронные письма автору блога.

Информация о работе Гендерные особенности англоязычных интернет-блогов