Формы научно-технического обмена, их характеристика. Субъекты инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:19, контрольная работа

Краткое описание

Создание цивилизованного рынка наукоемкой и инновационной продукции в Беларуси необходимо для сохранения и дальнейшего развития в республике научно-технического потенциала. Товаром на этом рынке будет научно-техническая продукция (научно-технические, технологические, опытно-конструкторские разработки) как результат интеллектуальной деятельности.
Мировая практика свидетельствует, что только после включения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в качестве активов, обеспеченных надежной правовой защитой, предприятие может устойчиво работать на рынке (так как конкуренты не вправе производить товары с использованием аналогичных интеллектуальных продуктов).

Вложенные файлы: 1 файл

современные тенденции рынка научно-технической продукции. Понятие хайтегрция.docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

Результаты интеллектуальной деятельности занимают особое место  среди объектов гражданского права  и традиционно подразделяются на две основные сферы прав: авторское  право и промышленную собственность.

Объекты интеллектуальной собственности, к которым относится также  научно-инновационная продукция, имеют  очень большую стоимость. Так, в  Республике Беларусь она исчисляется  несколькими сотнями миллионов  долларов США, и поэтому освоение методов оценки наукоемкой продукции  имеет государственное значение.

Научно-инновационная продукция - товар низколиквидный. Его приобретают в связи с решением государственных научно-технических проблем или для коммерческого использования. В отличие от произведений искусства наукоемкая продукция со временем, как правило, теряет свою ценность, ее не покупают для накоплений. В сопроводительной документации научно-инновационной продукции набор рыночных факторов и потребительских свойств носит индивидуальный характер. Многое зависит от конкретных факторов, которые можно оценить по-разному, хотя есть и общие подходы к оценке научно-инновационной продукции.

Исходные принципы, на которых  строятся методики оценки:

• принцип окупаемости, согласно которому стоимость объекта должна окупать сумму вложений в приобретение или разработку и производственное

• освоение объекта (в большинстве  случаев эта величина рассматривается  как минимальная стоимость объекта);

• принцип ограничения  по доходу, согласно которому стоимость  объекта не должна быть больше суммы  возможного дохода, получаемого предприятием от продажи продукции, работ, услуг, производимых с использованием данного  объекта;

• принцип денежных потоков, согласно которому при расчете стоимости  объекта необходимо учитывать такие  основные факторы, как фактор времени  и инфляция.

В процессе оценки научно-инновационной  продукции можно определять два  вида стоимости - стоимость в обмене и стоимость в пользовании. Стоимость  в обмене предполагает вероятную  цену продажи при условии, что  рынок наукоемкой продукции является открытым и конкурентным, где цены сделок напрямую зависят от складывающегося  на нем уровня спроса и предложения. Во время такой сделки продавец должен получать справедливую компенсацию  за те затраты, которые он понес при  создании или приобретении научно-инновационной продукции, а также за будущие доходы от ее возможного использования, от которых он добровольно отказывается, передавая принадлежащие ему права на этот объект. Таким образом, величина этой стоимости определяется конкретными обстоятельствами и действием реальных социально-экономических факторов. За это ее часто называют объективной стоимостью, подчеркивая этим, что стоимость в обмене наиболее убедительна для сторон планируемой сделки. Наиболее часто встречающейся формой этой стоимости является обоснованная рыночная стоимость.

Стоимость же в пользовании  подразумевает стоимость научно-инновационной  продукции в представлении конкретного  покупателя (пользователя). Так как  стоимость в пользовании связана  с потребностями конкретного  субъекта, ее часто еще называют субъективной стоимостью. Наиболее распространенной формой такой стоимости является инвестиционная стоимость. Она отражает величину стоимости научно-инновационной  продукции, как ее понимает конкретный инвестор (покупатель), имеющий вполне определенные цели и руководствующийся  своими критериями оценки величины ее доходности.

Методология ценообразования  научно-инновационной продукции  представлена несколькими десятками  методов ее оценки.

Оценка стоимости научно-инновационной  продукции производится с помощью  методов, основанных на сравнительном, доходном или затратном подходе.

Сравнительный подход используется при оценке рыночной стоимости научно-инновационной  продукции, исходя из данных о недавно  совершенных сделках с аналогичными объектами интеллектуальной собственности. Он базируется на принципе замещения, согласно которому рациональный инвестор не заплатит за данную продукцию больше, чем стоимость доступного к покупке  аналогичного объекта, обладающего  такой же полезностью. Поэтому цены продажи аналогичных объектов служат исходной информацией для расчета  стоимости данной научно-инновационной  продукции. На сравнительный подход опираются параметрические, балльные, наукометрические и экспертные методы оценки научно-инновационной продукции.

Затратный подход определения  цены научно-инновационной продукции  основан на определении индивидуальной стоимости разработки и исходя из него определяют стоимость воспроизводства объектов интеллектуальной собственности. Оценка стоимости научно-инновационной продукции при затратном подходе может значительно отличаться от рыночной стоимости, так как между затратами и полезностью нет прямой связи. Тем не менее, встречаются случаи, когда оправдан именно затратный подход. В условиях Беларуси, где фондовый рынок только формируется и рыночная информация почти отсутствует, затратный подход часто оказывается единственно возможным.

Оценка по уровню затрат, необходимых для создания и внедрения  научно-инновационной продукции, используется также для сравнения вариантов  финансирования или для принятия решения по вопросу о том, выгоднее ли самофинансировать проект или приобрести лицензию на аналогичную разработку.

Затратный подход применяется  и при оценке объектов интеллектуальной собственности рыночным методом, в  основу которого положено определение  стоимости научно-технической продукции  исходя из расчетов приведенных затрат на создание и маркетинговую проработку объектов интеллектуальной собственности  и определение коэффициентов, учитывающих  степень освоения, конкурентную среду, степень морального старения.

Доходный подход предполагает, что никто не вложит свой капитал  на приобретение конкретной научно-инновационной  продукции больше, еcли такой же доход можно получить другим способом и за такой же отрезок времени.

Доходный подход обычно используется при оценке научно-инновационной  продукции, которая ориентирована  на коммерческое использование. Ее практическое применение ограничено, поскольку произвести точные денежные оценки бывает трудно.

При оценке научно-инновационной  продукции используются следующие  методы:

• метод анализа по периоду  окупаемости (оценка по количеству лет, необходимых для окупаемости  первоначальных капиталовложений);

• метод на основе дисконтирования.

В основу применения доходного  подхода к оценке научно-инновационной  продукции должен быть положен принцип  предвидения - принцип оценки, согласно которому стоимость объекта определяется текущей стоимостью дохода или выгод, ожидаемых от его использования. В свою очередь текущая величина доходности должна подсчитываться с  учетом спроса и предложения на отдельные  объекты интеллектуальной стоимости. Это предполагает использование  в оценке принципа конкуренции, согласно которому в случаях, когда прибыль  превышает доход, необходимый для  возмещения текущих издержек хозяйственной  деятельности, конкуренция на соответствующем  рынке возрастает, что приводит к  снижению размера чистых доходов.

При расчетах необходимо учитывать  и такие основополагающие факторы, как фактор времени и инфляция.

Фактор времени оказывает  влияние как на доходы, получаемые субъектом хозяйствования от использования  научно-инновационной продукции, так  и на полезность, а следовательно, и стоимость самого объекта. Если в первом случае это влияние обусловлено необходимостью сравнения доходов разных периодов производства и реализации продукции (работ, услуг) в разных финансово-экономических условиях, то во втором оно непосредственно связано с жизненным циклом разработки, лежащей в основе интеллектуальной собственности.

Если необходимо сравнить доходы, получаемые в разные периоды, т. е. доходы, предполагаемые в будущем, с доходами, получаемыми теперь, то применяется дисконтирование  денежных потоков.

Дисконтированием издержек и результатов (денежных потоков) называется приведение их разновременных значений к их ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения.

Экономическим нормативом, с помощь которого осуществляется дисконтирование  издержек и результатов, является норма  дисконта: социальная, бюджетная и  коммерческая.

«Социальная» норма дисконта используется при расчетах показателей  социально-экономической эффективности  и требования к уровню рентабельности НИОКР и ОТР отсутствуют. Норма  дисконта равна нулю.

«Бюджетная» норма дисконта применяется при расчетах показателей  эффективности в бюджетной сфере  и отражает альтернативную стоимость  бюджетных средств. Без рисковую норму дисконта, используемую для оценки эффективности НИОКР и ОТР, рекомендуется устанавливать в зависимости от депозитных ставок банков первой категории надежности (после исключения инфляции), а также ставки по годовым еврокредитам в размере 5%.

«Коммерческая» норма  дисконта предназначена для оценки экономической эффективности НИОКР  и ОТР, она определяется с учетом альтернативной (т. е. связанной с  другими НИОКР и ОТР) эффективности  использования финансовых ресурсов.

«Без рисковая коммерческая» норма дисконта, применяемая для оценки эффективности НИОКР и ОТР, назначается инвестором самостоятельно. При этом рекомендуется ориентироваться на следующие нормы дисконтирования:

0 % - НИОКР и ОТР с  социально-экологической направленностью;

5% - НИОКР и ОТР, направленные  на совершенствование организации  производства и управления;

10% - НИОКР и ОТР, направленные на модернизацию основных производственных фондов;

15% - НИОКР и ОТР, направленные  на создание новых видов продукции  и услуг;

20% - НИОКР и ОТР, на  основе которых создаются новые  предприятия и производства по  изготовлению новых видов продукции  или услуг, занимающих положение  вне конкуренции на рынке.

В качестве ставки дисконта также используют банковский депозитный процент, ставки дивидендов, выплачиваемых  ведущими акционерными обществами на свой капитал, среднеотраслевые нормы  рентабельности и др.

В основе ценообразования  на научно-инновационную продукцию  с применением доходного подхода  оценки лежит экономический эффект от ее использования, который определяется по методическим рекомендациям, изложенным в «Инструкции по оценке эффективности  использования в народном хозяйстве  республики результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических  работ», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18 мая 2002 г. № 637.

Представленные подходы  могут применяться как раздельно, так и вместе, в зависимости  от перечня и содержания экзогенных и эндогенных факторов, оказывающих  влияние на объект, его конкурентные характеристики, а также характеристики потенциальных пользователей.

Каждый из вышеперечисленных  методов имеет свою зону распространения, обусловленную как его собственными характеристиками, так и конкретными  обстоятельствами использования.

В отечественной литературе бытует, на наш взгляд, ошибочное  мнение, что минимальную цену на научно-инновационную продукцию  составляют издержки производства, а  максимальную определяет спрос. На наш  взгляд, только рынок определяет цену на научно-инновационную продукцию (при условии, что на нем активную роль будет играть государство), а  она может 

быть меньше издержек производства, если продукция не пользуется спросом  или она недостаточно квалифицированно выполнена. На цену научно-инновационной  продукции оказывает влияние  соответствие реальных финансово-экономических  и технологических возможностей потребителей с условиями ее использования. Основными ценообразующими факторами на рынке научно-инновационной продукции являются факторы, формирующие величину дополнительной прибыли потребителя продукции.

Корректирующими факторами, определяющими отклонение фактической  величины дополнительной прибыли от расчетной и долю дополнительной прибыли, причитающуюся собственнику продукции, выступают конкуренция  со стороны альтернативных разработок, монополизация рынка продукции.

Реализация разрабатываемой  научно-инновационной продукции  относится к будущему периоду, результаты которого не могут быть определены с абсолютной точностью. Риск недополучения предусмотренных научно-инновационной продукцией доходов обусловлен прежде всего техническими, технологическими и организационными решениями разработки и степенью маркетинговой проработки.

Если отсутствуют специальные  расчеты относительно величины рисков данной НИОКР и ОТР или аналогичной  разработки, размер поправок рекомендуется  ориентировочно принимать (коэффициент, учитывающий риск недополучения запланированных результатов) следующим образом:

3-5% - НИОКР и ОТР, связанные  с совершенствованием организации  производства и управления;

8-10% - НИОКР и ОТР, направленные  на модернизацию основных производственных  фондов, обеспечивающих увеличение  объема продаж существующей продукции  (равен от 0,9 до 0,92);

13-15% - НИОКР и ОТР, направленные  на создание новых видов продукции  и услуг (от 0,85 до 0,87);

17-20% - НИОКР и ОТР, на  основе которых создаются новые  предприятия и производства по  изготовлению новых видов продукции  или услуг (равен от 0,8 до 0,83).

Информация о работе Формы научно-технического обмена, их характеристика. Субъекты инновационной деятельности