Формы научно-технического обмена, их характеристика. Субъекты инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:19, контрольная работа

Краткое описание

Создание цивилизованного рынка наукоемкой и инновационной продукции в Беларуси необходимо для сохранения и дальнейшего развития в республике научно-технического потенциала. Товаром на этом рынке будет научно-техническая продукция (научно-технические, технологические, опытно-конструкторские разработки) как результат интеллектуальной деятельности.
Мировая практика свидетельствует, что только после включения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в качестве активов, обеспеченных надежной правовой защитой, предприятие может устойчиво работать на рынке (так как конкуренты не вправе производить товары с использованием аналогичных интеллектуальных продуктов).

Вложенные файлы: 1 файл

современные тенденции рынка научно-технической продукции. Понятие хайтегрция.docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 - Классификация видов научно-технической продукции

Для эффективного внедрения  достижений научно-технического прогресса  в производство необходимо обеспечить максимальную заинтересованность субъектов  хозяйствования в такой деятельности. Практика показывает, что для этого  целесообразно реформирование отношений  собственности на основе проведения процессов акционирования, разгосударствления и приватизации.

В связи с недостаточностью в республике финансовых ресурсов для  технического обновления производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса важную роль в привлечении капиталов может сыграть акционирование государственных предприятий. Реально эта возможность используется через создание открытых акционерных обществ с большими уставными фондами, формируемыми не за счет уже имеющегося имущества, а путем привлечения дополнительных денежных средств внешних инвесторов.

Нецелесообразно также формальное создание акционерных обществ на основе преобразования органов государственного управления среднего звена. Такое реформирование представляет собой приспособление к рыночной среде чисто формальными  методами, не приводит к кардинальному  преобразованию отношений собственности в первичных звеньях и обычно не обеспечивает привлечения капитала для технического обновления производства и выпуска высококачественной продукции.

При отсутствии крупных инвесторов, согласных вложить в техническое  обновление производства значительные денежные средства, для повышения  заинтересованности во внедрении достижений НТП и выпуске высококачественных товаров можно воспользоваться  вариантом разгосударствления и  приватизации относительно небольших  предприятий.

Практика работы белорусских  субъектов хозяйствования показала, что разгосударствленные и приватизированные предприятия в большей степени по сравнению с государственными ориентированы на обновление производства в соответствии со спросом потребителей. Обследование 119 белорусских предприятий различных форм собственности выявило, что с

1991 г. две трети предприятий  коллективной и частной форм  собственности освоили выпуск  новых видов продукции, в то  время как менее половины государственных  предприятий обеспечили лишь  расширение традиционного перечня  наименований выпускаемой продукции.  На каждом шестом обследованном  государственном предприятии с  1991г. вообще не было осуществлено  никаких нововведений.

Одной из основных целей  приватизации должно быть повышение  эффективности хозяйствования на основе внедрения достижений НТП.

Приватизированные частные  предприятия реально могут быть эффективными только в случае создания равных с государственными предприятиями  условий хозяйствования. Приватизация сама по себе не может гарантировать  прогресс в экономике. Она лишь усиливает  конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова.

Приватизация должна рассматриваться  как стимул для реальных структурных  изменений. В России приватизировались  преимущественно рентабельные субъекты хозяйствования. Это соответствовало  мировой практике, когда рентабельные предприятия отдаются в частную  собственность, в то время как  убыточные возвращаются государству, которое их реконструирует, повышает доходность и передает обратно в  частный сектор. В Беларуси делается наоборот: государство иногда соглашается  с большими оговорками вывести из государственной собственности  преимущественно безнадежные предприятия  и оставляет под контролем  перспективные хозяйственные структуры. Естественно, что внедрять достижения научно-технического прогресса на таких  предприятиях трудно, и желающих их приватизировать мало.

Процессы приватизации в  республике тормозятся также в связи  с тем, что многие предприятия (особенно в сельском хозяйстве) являются убыточными, что делает их приватизацию, с точки  зрения потенциальных собственников, нецелесообразной. Мешает приватизации и отсутствие отлаженного механизма проведения процедуры банкротства убыточных предприятий.

Государственные органы должны быть заинтересованы в проведении приватизации в пользу конкретных частных собственников. При этом важно наличие у потенциального покупателя четко разработанной  программы вывода предприятия из кризиса. Особое значение имеет готовность покупателя инвестировать средства, необходимые для технического перевооружения и структурной перестройки покупаемого  предприятия.

Эффективная приватизация может  проводиться только за реальные деньги, а не за приватизационные чеки. При  этом все государственные предприятия  должны быть отнесены к одной из следующих групп.

Первая группа - предприятия, полностью остающиеся под контролем  государства. В эту группу должны входить государственные предприятия, при любых обстоятельствах подлежащие прямому государственному управлению, с доведением им производственных заданий и с закреплением за менеджерами предприятия государственного имущества на правах оперативного управления. К ней относятся предприятия, работающие на оборону, выполняющие заказы, необходимые лишь самому государству, а также производящие особо опасную в экологическом отношении продукцию. В нее могут быть также включены естественные монополии и устойчиво убыточные предприятия.

В процессе приватизации за государством должны оставаться стратегически  важные производства, обеспечивающие обороноспособность, национальную и  экономическую независимость страны. Военная промышленность вообще не должна подлежать приватизации. Допуск иностранных  инвесторов целесообразно осуществлять только на те предприятия, где необходима техническая поддержка в форме передовых иностранных технологий. При этом решающее слово в финансово-экономической сфере всегда должно оставаться за белорусской стороной.

Вторая группа - предприятия, подлежащие разгосударствлению. В эту  наиболее многочисленную группу должны войти государственные предприятия, преобразуемые в открытые акционерные  общества, в которых государство  будет иметь контрольный пакет  акций, обеспечивающий возможность  стратегического управления производством  и имуществом предприятия. Такие  хозяйственные структуры должны представлять собой акционерные  компании, которые с минимальными издержками адаптируются к условиям рынка и в то же время фактически остаются в государственной собственности. Эти предприятия можно сгруппировать  в государственные холдинговые  компании, которым и должны быть переданы функции государственного управления. Холдинги фактически должны иметь право продавать свою долю в подведомственных предприятиях, а  их управленческие функции для лучшей адаптации предприятий к рыночным условиям целесообразно ограничить по сравнению с функциями министерств  и государственных комитетов.

Одновременно с преобразованием  государственных предприятий в  акционерные компании в обязательном порядке должна быть проведена реструктуризация, включающая организационную, финансовую и структурную перестройку. Модернизация организационной структуры предполагает изменения системы управления и организации производства на основе внедрения так называемых корпоративных форм управления, совершенствование форм учета, анализа и контроля производства, перестройку снабженческо-сбытовой деятельности с ориентацией ее на маркетинг и т. д. Финансовая перестройка касается в основном ликвидации долгов предприятия за счет погашения задолженности или ее списания, а также вливания необходимого дополнительного капитала. Структурная перестройка должна включать комплекс мер по модернизации, перепрограммированию и диверсификации производства, освоению новых технологий, сокращению избыточной рабочей силы, ужесточению режима экономии.

Третья группа - предприятия, подлежащие приватизации. В нее входят предприятия, которые без существенных негативных социальных последствий  могут быть приватизированы. Это  в основном мелкие и средние предприятия  отраслей сферы обслуживания, местной, легкой промышленности и т. д.

Важнейшим объектом права  частной собственности должна стать  земля. Наличие возможности приватизации земельного участка и его использования  в целях производства товаров  или услуг является одним из важнейших  условий цивилизованного предпринимательства. Практика показывает, что отсутствие частной собственности на землю  приводит к ее неэффективному использованию как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях материального производства, поскольку у потенциальных инвесторов

ослабляется заинтересованность в приобретении зданий и сооружений без права собственности на земельные  участки, на которых расположены  эти объекты. В результате многие потенциальные инвесторы не рискуют  вкладывать деньги в реальный сектор экономики только из-за опасения, что  государство заберет обратно землю, на которой стоит предприятие, а следовательно, и само предприятие. Проблемы рационального использования земли с соблюдением интересов государства и правил охраны окружающей среды могли бы решаться в рамках регионального регулирования, а не путем запрета на продажу земли. Приобретенная земля становится хорошим залогом для получения ссуды для финансирования внедрения достижений НТП в производство. Поэтому принятие соответствующего решения о предоставлении права на покупку земли является настоятельной необходимостью.

Само по себе изменение  формы собственности не обязательно  оказывает быстрое и непосредственное влияние на эффективность работы предприятия. Повышение эффективности  производства происходит в тех случаях, когда изменение формы собственности  служит базой для трансформации  системы управления. Государственная  собственность ориентирована на административные методы управления. Это ведет к зависимости менеджера от руководящих указаний, боязни риска (неизбежного при разработке и внедрении инновационных проектов), ограничению возможности проявления творческой инициативы, которую может не понять или поддержать вышестоящий чиновник, и т. д. Таким образом, высокая эффективность хозяйственной деятельности акционированных и приватизированных предприятий нереальна до тех пор, пока сохраняется доминирование способов управления, присущих административно-командной системе. Для эффективной работы приватизированных объектов необходимо создание рыночных условий с использованием государством преимущественно экономических методов регулирования деятельности предприятий.

 

 

 

 

3. Формирование  и развитие рынка научно-технической  продукции

Государственный рынок научно-технической  продукции формируется через  систему госзаказов на основе жесткого конкурсного отбора, который регламентируется соответствующими законодательными актами. Ведущие министерства и ведомства  как агенты государства эти заказы реализуют через специальные  подразделения и систему контрактов:

для обеспечения гибкости, мобильности, проведения венчурных  разработок государство создает  условия для развития малых научных  и инновационных фирм путем системы  поддержки через соответствующие  фонды, программы, гранты и т.д., обязав министерства решать эти проблемы в  законодательном порядке;

государство стимулирует  частные инвестиции в  НИОКР, а  также поддерживает исследования и  разработки, выполняемые по заказу потребителя, продвигает научно-техническую  продукцию на внешний рынок;

совершенствование методов  регулирования научно-технической  продукции идет не по пути администрирования, а методами экономической и социальной мотивации;

ценообразование должно обеспечивать воспроизводственные процессы, так  как постоянное снижение цены с целью  реализации продукции за счет ценовых  факторов приводит к невозможности  проводить НИОКР из-за отсутствия средств на их финансирование, низкая доля заработной платы не позволяет  повышать квалификацию специалистов и  так далее, то есть накапливаются  проблемы, не позволяющие обеспечить экономическое развитие за счет качественных факторов;

только систематический  анализ состояния и изменений, происходящих на мировом рынке научно-технической  продукции, выбор потенциальных  ниш, которые могут быть эффективными для продукции, выпускаемой национальными  производителями, обеспечение доступа  к этой информации его потенциальных участников, помощь в обосновании стратегии выхода на мировой рынок и продвижения новой продукции на рынок, то есть формирование специальной инновационной инфраструктуры, выполняющей данные функции и доступной для пользователей, может обеспечить условия для успешного развития инновационной деятельности;

разработка новых подходов и методов (выявление и развитие стратегических наукоемких отраслей –  т.н. таргетирование – от англ. Targeting policy, трансферт высоких технологий, коммерциализация научно-технических разработок, развитие инфраструктуры).

Инновационная инфраструктура – это система институтов, обеспечивающих через определенные формы, методы и  мероприятия поддержку инновационной  деятельности и инновационного предпринимательства. Она включает три основных блока:

1. специализированные организации  (лизинговые центры, консультативные  службы),

2. центры создания этих  предприятий (бизнес-инкубаторы),

3. технологические парки.

4. Оценка мирового рынка  научно-технической продукции: хайтеграция, сервизация, софтизация

Информация о работе Формы научно-технического обмена, их характеристика. Субъекты инновационной деятельности