Формы государственной поддержки инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование и поддержка экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по инновациям.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)
ign="justify">     - выделение прямых государственных  инвестиций для реализации инновационных  программ и проектов, важных для  общественного развития, но не  привлекательных для частных инвесторов,

     - предоставление дотаций, льготных  кредитов, гарантий белорусским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

     - снижение отчислений налогов  в республиканский бюджет субъектами РБ в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования республиканских инновационных программ и проектов.

     Государство создает законодательные условия для активизации инновационной деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности.

     Организационной формой разработки государственной  инновационной политики могут служить взаимодействующая совокупность министерств и ведомств, ответственных за различные сферы научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а также общественные организации субъектов научной деятельности и потребителей инновационной продукции – субъектов сферы производства. Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о конфликтных ситуациях – через судебную систему и арбитражные суды. Определенную роль в получении данных о состоянии инновационной сферы играют каналы личного общения.

     Сопоставление фактического состояния инновационной  сферы и целей государственной  инновационной политики осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности и отдельными специалистами.

     Не  соответствующая целям государственной  инновационной политики ситуация является проблемной и требует специального анализа, выполняемого органами государственного управления или отдельными исследовательскими организациями. Разработка вариантов разрешения проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих хозяйственное устройство и допустимые методы его изменения. В принятии конкретных решений по проблемным ситуациям принимают участие органы государственного управления либо решения согласовываются с ними.

     Определение результатов реализации государственной  инновационной политики осуществляется в ходе получения сведений о поведении  субъектов инновационной деятельности и соотношения этих данных с целями политики. Это приводит к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми результатами. Определение целей политики государства базируется на принципах и механизме реализации этой политики.

     Основные  принципы государственной политики в научной и инновационной деятельности:

     - стимулирование деловой активности  в научной, научно-технической  и инновационной деятельности;

     - правовая охрана интеллектуальной  собственности; 

     - свобода научного и научно-технического  творчества;

     - интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;

     - поддержка конкуренции в сфере  науки и техники;

     - концентрация ресурсов на приоритетных  направлениях научного развития;

     - развитие международного научного инновационного сотрудничества. 

     2. Классификация стратегий государственного регулирования научной и инновационной деятельности

     Инновационная деятельность – это сложный вид  деятельности, объединяющий в себе производство нового знания, новых  товаров, услуг, подготовку кадров и  др. Поэтому важнейшим типом инновационной  деятельности является регулятивная инновационная деятельность, т.е. деятельность по поддержанию и развитию связей между различными видами, элементами, компонентами инновационной деятельности.

     Высшая  форма регулятивной инновационной  деятельности – это выработка  и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью.

     В ходе управления инновационными проектами  осуществляется организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое регулирование  процессов создания и распространения  инноваций. Системный подход к управлению инновационными проектами означает необходимость органического сочетания, комплексности, единства различных видов регулирования инновационной деятельности.

     Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения.

     Системный подход к управлению инновациями предполагает единство регулятивной инновационной деятельности на всех уровнях, тесную взаимосвязь и согласованность всех управленческих инструментов и решений.

     Основу  управления инновационными проектами  составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Это регулирование осуществляется на базе инновационных прогнозов и стратегий.

     В инновационном прогнозе, который  является составной частью прогноза социально-экономического развития страны, разрабатывается предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т. п.). В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий. В инновационных стратегиях определяются приоритетные направления инновационной деятельности.

     Для управления процессами разработки и  реализации инновационных проектов существенную роль играют государственные целевые программы. Эти программы концентрируют средства республиканского бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов. Государственные целевые программы обеспечивают поддержку высокоэффективных инновационных проектов на основе выделения приоритетных направлений развития науки и техники, перечня критических технологий республиканского уровня, выделения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства.

     Следующий уровень государственного регулирования  инновационной деятельности реализуется  в программах технологического развития, которые формируются в рамках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основная часть инвестиций в этих программах обеспечивается участвующими в них предприятиями из собственных средств или кредитных источников, а участие государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском или по каким-то другим причинам не могут быть реализованы предприятиями. Участие государства в программах технологического развития в этих случаях осуществляется в основном в форме гарантий и возвратного финансирования.

     Инновационные проекты включаются в государственные целевые программы или программы технологического развития на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.

     Государственное регулирование инновационной деятельности может проявляться и в форме  поддержки отдельных инновационных высокоэффективных проектов большой степени коммерциализации. Принципиально важно то, что конкурсная система отбора инновационных проектов для государственной поддержки постоянно совершенствуется.

     Акцент  делается на повышении удельного веса относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов, которые разрабатываются на условиях паритетного финансирования из бюджета и за счет собственных средств предприятий при наличии гарантированного рыночного спроса на инновационную продукцию проекта.

     Таким образом, государственное регулирование  инновационной деятельности может  выражаться в форме государственной  поддержки инновационных проектов, включенных в республиканские и региональные инновационные программы, а также отдельных инновационных проектов. 

     2.1 Стратегия активного вмешательства.

     При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.

     Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы  и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах. 

     2.2. Стратегия децентрализованного регулирования.

     Стратегия децентрализованного регулирования  более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

     Например, государство предлагает в экономической сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и создает инфраструктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран.

     В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой «ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности. 

     2.3. Смешанная стратегия.

     Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.

     Повышение роли государства в области инновационной  деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна  и доступна непрерывная инновационная  деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить.

     Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество.

     Другой  причиной повышения роли государства  в области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров.

Информация о работе Формы государственной поддержки инновационной деятельности