Финансовая база инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:47, лекция

Краткое описание

Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важнейшим элементом инновационной политики. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционных источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.

Вложенные файлы: 1 файл

1. Лекция Инновац. менеджмент.docx

— 23.25 Кб (Скачать файл)

«ФИНАНСОВАЯ БАЗА ИННОВАЦИЙ»

Вопросы:

1. Факторы и критерии  финансирования инновационной деятельности

2. Способы и источники  финансирования

  «1»

Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных  с развитием ресурсного, кадрового  и информационного потенциала организаций. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций  является важнейшим элементом инновационной  политики. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционных источников не остаются постоянными  в связи с изменением хозяйственной  практики. Появление же новых источников, форм финансирования, зарекомендовавших  себя в рыночной экономике, требует  от субъектов инновационной деятельности приобретения новых знаний и навыков  их применения.

При оценке эффективности системы финансирования используют следующие критерии:

  • критерий целевой ориентации финансового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности. Критерий определяет в какой степени выдвинутые государством цели научно-технической политики обеспечены соответствующими ресурсами, финансовыми средствами.
  • критерий оптимальности форм прямой государственной поддержки по конкретным направлениям развития науки и техники.
  • критерий эффективности механизма, стимулирующего привлечение ресурсов из внебюджетных источников.
  • критерий адаптивности, т.е. приспособление системы финансирования в целом и всех ее элементов в частности к динамично изменяющимся условиям экономического развития с целью поддержания максимально возможной в этих условиях оптимальности. Критерий адаптивности требует формирования финансового механизма как системы не только с отрицательной обратной связью (сопоставление достигнутых результатов с проектируемыми и внесение корректировок в реализационную систему), но и гибкими элементами, обеспечивающими перестройку системы финансирования в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде и оказывающими влияние на комплекс наиболее важных характеристик системы.

К факторам, оказывающим  влияние на общесистемном уровне, следует отнести:

  • общие тенденции развития экономики, прогнозирующие роль и место науки в экономической жизни;
  • изменение возможностей финансирования научно-технической деятельности за счет государственных источников;
  • тенденции развития инновационных процессов в экономике, складывающихся под воздействием рыночных механизмов саморегуляции, отражающихся  в динамике промышленных инвестиций в сфере НИОКР; изменений в состоянии самого объекта финансирования, вызываемых воздействием совокупности факторов различного характера;
  • эволюцию содержания и сроков основных направлений макроэкономической реформы, и связанное с этим принятие мер по государственному регулированию в области важнейших экономических и институциональных направлений (денежная и социальная политика, структурно-инвестиционная и налоговая политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и т.д.).

Учет и оценка уровня этих факторов обеспечивают достижение оптимальных  соотношений между прямыми и  косвенными методами государственной  поддержки, соблюдение приоритетности в распределении имеющихся ресурсов.

Новые цели государственной  инновационной политики определили и новые приоритеты при финансировании научно-технической сферы:

*    выборочная поддержка  ведущих научных организаций;

*    целевая избирательная  поддержка конкретных программ, проектов и работ;

*    индивидуальная  поддержка ведущих ученых.

«2»

Эффективность инновационного процесса, представляющего собой совокупность отдельных стадий, обусловлена тем, насколько эти стадии интегрированы в единое целое и обеспечены достаточным финансированием.

В свою очередь, разнообразие целей, преследуемых при осуществлении  инновационного процесса, возможность  альтернативных путей их реализации и применение одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различным результатом с точки зрения эффективности, влияют на поиск и выбор потенциальных источников финансирования.

Поэтому решение задачи привлечения  финансовых ресурсов, необходимых для  осуществления инновационной деятельности, может быть обеспечено наилучшим  образом лишь в том случае, если самые разные источники финансирования будут осознаны и адресно использованы применительно к различным этапам жизненного цикла инновации.

Мировая практика выделяет следующие  источники финансирования инноваций:

*    государственные  ассигнования;

*    собственные средства  промышленных фирм, высших учебных  заведений;

*    средства некоммерческих  организаций;

*    кредитные ресурсы,  частные сбережения населения  и иностранный капитал.

Государственная статистика в РФ ведет учет источников финансирования по следующим направлениям:

  • средства республиканского (местного) бюджета;
  • собственные средства;
  • средства внебюджетных фондов;
  • средства организаций предпринимательского сектора;
  • средства частных неприбыльных организаций;
  • средства иностранных источников.

Развитие рыночных отношений  способствует формированию новых источников инновационного финансирования, которые  формируются непосредственно при  участии государства или посредством  привлечения на свободном рынке  капиталов во всех его видах (оборотный, уставной, акционерный, венчурный).

Госбюджетное  финансирование.  Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.

 В целом законодательным  путем закреплено положение о  том, что ассигнования  на финансирование  научных исследований и разработок  гражданского назначения выделяются  из федерального бюджета в  размере не менее 3% от расходной  части годового федерального  бюджета.

Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания  двух форм прямой поддержки:

*    в форме базового  финансирования научной организации;

*    в форме конкурсного  распределения средств на проведение  фундаментальных и поисковых  исследований (система грантов) и  реализацию заданий государственных  научно-технических программ (система  контрактов). Грант - денежные, материальные  и иные ресурсы, передаваемые  любыми физическими (юр.) лицами  безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юр.) лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности.

Более приоритетной является форма распределения бюджетных  средств на основе параллельных конкурсных исследований и разработок по наиболее важным проблемам науки и техники - форма конкурсного распределения  средств, способствующая формированию конкурентной среды в инновационной  сфере.

Возможна двоякая  форма проведения конкурсов на получение  госзаказов для проведения исследований и разработок.

1) форма госзаказа на основе конкурса предложений, когда на предварительном этапе из круга претендентов на получение госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное решение, ей и выделяется госзаказ;

2) конкурс готовых решений, когда несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение.

1-я более экономична с точки зрения расходования денежных средств, но не всегда дает оптимальный результат. 2-я форма позволяет выбрать наиболее эффективное решение и за счет полученных от его реализации доходов покрыть оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим госзаказ.

При этом в РФ находит  применение финансирование проектов с  выделением госбюджетных средств по этапам с нарастающим итогом. Государство  стремится свести к минимуму степень  риска, поэтому на начальном этапе  сумма выделяемых средств минимальна, а если по мере реализации проекта  или программы будут получены обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастёт. В противном случае госбюджетное финансирование будет прекращено.

Еще одним способом снижения риска является поиск заказчика, непосредственно заинтересованного  в результатах исследований, финансируемых из бюджета, который бы контролировал ход и качество работ, отвечал за целевое использование средств. В качестве таких заказчиков выступают специально уполномоченные коммерческие банки и фонды, промышленные предприятия и организации, а также непосредственно государственные органы, курирующие научно-техническую политику.

Внебюджетное финансирование.

Собственные средства. Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора по объёму и удельному  весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание. Именно они как товаропроизводители  и заинтересованы в получении  законченных научно-исследовательских  разработок, на основе которых может  быть развернуто производство новых  видов техники и материалов.

Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный  амортизационный фонд и уставной капитал. К основным направлениям, финансируемым  за счет этих источников можно отнести:

1) работы и исследования, направленные на поддержание  конкурентоспособности и сокращение  сроков окупаемости действующего  капитала, т.е. развитие и совершенствование  производства;

2) работы и исследования, направленные на изыскание новых  прибыльных сфер приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции  и технологии;

3) научно-исследовательские  работы общепроблемного, базисного характера, призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.

Как следствие коммерческого  подхода к научно-исследовательской  работе первые две категории исследований, ориентированных на извлечение прибыли  в ближайшем будущем, финансируются  гораздо полнее (60-95%). Третья категория  исследований финансируется значительно  слабее, у многих предприятий она  отсутствует вообще и ведется  лишь в крупных фирмах.

Объем финансирования исследований первого направления широко варьируется, находясь в прямой зависимости от фазы их развития. Так, на ранних стадиях  инновационного процесса отношение  объема финансирования этого вида исследований к объёму продаж довольно высокое. Далее, по мере становления производства и  упрочения рыночных позиций сокращаются  расходы по этим стадиям. Считается, что темпы роста объема продаж товарной продукции должны постоянно  опережать темпы роста расходов на этот вид исследований, которые как правило, колеблются в пределах 3-5% объёма продаж.

 

При планировании финансирования исследований второго направления  исходят из расчета, что в известном  промежутке времени рубль, израсходованный  на эти цели, откроет возможность  прибыльного инвестирования 2-3 рублей. Если же тот или иной научный поиск  оканчивается безрезультатно, то затраченные  на него средства списываются в графе  финансовых потерь.

Поскольку в рыночных условиях научно-исследовательская работа является составной частью предпринимательской  стратегии, то вопросы экономической  эффективности затрат, коммерческой выгодности исследований оказываются  в центре внимания управленческих и  экономических служб.

Ограниченность в собственных  средствах вынуждает организации  оценивать эффективность научных  исследований, осуществляемых как собственными силами, так и силами сторонних  организаций.

Поиск критерия экономической  эффективности НИР связаны: фактор времени, элементом неопределенности, тесной кооперацией разнородных  функциональных групп.

Выделяют 4 основных метода оценки эффективности исследование и разработок:

1 мето метод соотносительности предполагает определение эффективности исследований относительно основных показателей деятельности фирмы, а именно:

*  отношение исследовательских  затрат к валовым прибылям;

*  процент поступлений  от реализации новой продукции  к общей сумме продаж;

*  изменения в доле  рынка того или иного товарного  продукта соотносительно с объемом  исследовательских расходов;

*  отношение исследовательских  расходов к расширению продаж  фирмы или к изменениям в  доле продаж “старой” и новой  продукции;

*  отношение исследовательских  расходов к численности работников, административным расходам  и  расходам, связанным с реализацией  продукции.

Недостатками  этого метода являются:

а) неполный учет всех компонентов  результативности исследований и факторов воздействия на их эффективность, т.к. часто расходы на проведение исследований не соответствует прибыли за тот  же период времени, то используется кумулятивный метод их исключения за 5 лет;

б) сложно разработать методологию  расчетов и выявлять доходы каждой категории продукции новой и  старой, поскольку в формировании прибыли участвуют помимо исследовательских  служб, службы производства и сбыта.  

2. метод «движения денежных средств» основан на систематическом контроле работ в ходе исследовательского проекта, затрат по его осуществлению, степени достижения результатов и размеров доходов. Для наглядности при этом методе строится график-диаграмма в системе координат “время - денежные средства” (расходы и поступления, связанные с осуществлением и реализацией данного исследовательского проекта). По данным диаграммы производится сравнительный анализ поступлений и расходов денежных средств. Постоянная оценка работы служб исследований, различных проектов исследовательской программы предприятия позволит наладить качественный контроль.

Информация о работе Финансовая база инноваций