Управление инновационными процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

В настоящее время внедрение инноваций в различные сферы деятельности человека является важным фактором экономического роста. Каждая компания рассматривает внедрение инноваций как способ улучшения темпов развития предприятия, поддержания и повышения конкурентоспособности производимых товаров и уровня доходности.
В современном мире потребности общества растут с каждым днем, и существование предприятий, согласно старым, традиционным способам развития почти невозможно. Для выживания организации на рынке введение инноваций в ее производство и трудовой процесс является неизбежным.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Соотношение между этими  видами менеджмента непостоянно и носит ситуационный характер.

Инновационная деятельность как объект управления характеризуется  рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функции менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния  системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей. Задачи менеджера при выработке параметров управления еще сложнее. Параметры управления должны быть рассчитаны на управление неравновесными системами с асинхронным уровнем распространения информации, инвестиционных ресурсов, накопленного технологического опыта и пр. Рыночный спрос на инновации также имеет асинхронный характер.

 1.3 Диагностика в управлении инновациями 

    Экономическая диагностика предприятия — комплексный анализ и оценка экономических показателей работы предприятия на основе изучения отдельных результатов, неполной информации с целью выявления возможных перспектив его развития и последствий текущих управленческих решений. Как итог диагностики на основе оценки состояния хозяйства и его эффективности делаются выводы, необходимые для принятия решений о целевом кредитовании, о покупке или продаже предприятия, о его закрытии и т.п. 

    Цель экономической диагностики - выявление проблем, «узких мест» в исследуемом объекте. Объектом диагностики, состояние которого определяется на основе всестороннего исследования, в данном случае, является инновационная деятельность предприятия. Предметом - проблемы, «узкие места» в её осуществлении. 

   Диагностика позволяет выбрать отрасль, в которой можно осуществлять инновационную деятельность. Существует три основных вида диагностики: диагностика клиентов, диагностика имеющегося портфолио и диагностика конкурентов. 

    Систематически проводя диагностику можно быстро определить, какие возможности являются самыми многообещающими, и соответственно каким нужно уделить наибольшее внимание.  

    Диагностика инновационной деятельности позволяет решить следующий комплекс аналитических задач: 

   • определить соответствие инновационной деятельности целям, задачам и стратегии предприятия;  

   • изучить состояние инновационной деятельности; 

   • выявить «узкие места», проблемы в её осуществлении; 

   • распознать симптомы возникновения проблемных ситуаций; 

   • проанализировать причины возникновения таких ситуаций; 

   • оценить их влияние на конечный результат инновационной деятельности и деятельности предприятия в целом; 

   • оценить реализацию функций инновационной деятельности. 

    Содержанием экономической диагностики инновационной деятельности предприятия является совокупность последовательно осуществляемых действий, образующих процесс диагностики. Он состоит из восьми этапов: 

   1. Организация и подготовка проведения экономической диагностики;  

   2. Методическое обеспечение экономической диагностики;  

   3. Информационное обеспечение экономической диагностики; 

   4. Моделирование исследуемого объекта; 

   5. Диагностическое обследование;  

   6. Верификация результатов диагностики; 

   7. Разработка рекомендаций по использованию результатов экономической диагностики; 

   8. Оформление результатов диагностики. 

    На первом, организационно-подготовительном, этапе формируется рабочая группа, определяется её состав, число исполнителей и руководитель. Кроме того, составляется техническое задание на проведение диагностики и календарный план работ. 

   На этапе методического обеспечения исследования осуществляется обоснование и выбор методов диагностики.  

    Этап информационного обеспечения исследования предполагает сбор и обработку данных об объекте исследования, а также определение и изучение норм, нормативов, стандартов, эталонов, инструкций и положений, характеризующих его нормальное состояние. 

   Следующий этап экономической диагностики - моделирование исследуемого объекта. Это позволит упростить изучение исследуемого объекта. Сохраняя структуру реального объекта, на данном этапе строится фактическая и ожидаемая (плановая и прогнозная) модель инновационной деятельности предприятия. 

   Этап диагностического обследования начинается со сравнения фактической и ожидаемой модели исследуемого объекта. Выявляются проблемные моменты и симптомы их возникновения, позволяющие сделать заключение о состоянии объекта исследования.  

    Достоверность и точность поставленного диагноза определяются на этапе верификации результатов диагностики. Конкретный метод верификации диагноза определяется экспертным путём. 

   Следующий этап экономической диагностики инновационной деятельности предприятия - разработка рекомендаций по выходу из проблемных ситуаций, программы действий, содержащая соответствующий комплекс мероприятий. 

    Завершается процедура диагностики этапом оформления результатов. Составляется отчёт по проведённому исследованию, содержащий следующие основные разделы: 

   • характеристика исследуемого объекта;  

   • цель, задачи, вид диагностики;  

   • обоснование использованных методов диагностики; 

   • характеристика использованной информации; 

   • обоснование направлений диагностики; 

   • перечень проблемных ситуаций и симптомов их возникновения; 

   • причины возникновения проблемных ситуаций; 

   • диагноз; 

   • пути выхода из проблемных ситуаций; 

   • программа действий.

Таким образом, экономическая  диагностика инновационной деятельности предприятия позволяет быстро, с помощью определённого набора критериев, их качественной оценки и количественной интерпретации определить нормальность или аномальность состояния инновационной деятельности предприятия.

2 Функциональное управление инновационной деятельностью

Главными компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздействию на экономические процессы.  
Это означает, что инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, я целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Будучи многовариантным, альтернативным типом деятельности, инновационный процесс представляет собой комплекс связанных между собой явлений – от рождения научной идеи до ее коммерциализации.

В процессе управления инновационной  деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных  новшеств, но и поддерживать непрерывную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобразования экономики также вовлекаются в систему объектов инновационного менеджмента. Возрастание роли инновационных процессов в экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла. Это ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмента, новшества не только заставляют менеджера искать новые формы рыночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента.

Принципиальные научные  и технологические новшества, формирующие  становление новой модели экономического роста, являются объектом стратегического менеджмента. Социально-организационные новшества и производственная среда, определяя пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составляют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономической развития и созданием новой модели экономического роста. Центральное место в системе инновационных преобразований по праву занимают новые технологии.

Технологические инновации определяются большинством авторов как сложная система, с помощью которой идея или изобретение превращаются в объект коммерческой деятельности. Дисциплины, занимающиеся инновационными проблемами, вкладывают в понятие "инновация" различное содержание. Так социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассматривает инновацию в контексте научной и умственной деятельности. Инновация – это и мотивация трудовой деятельности, и способы поведения, которые качественно отличаются от тех, что были ранее. Теоретическое системное определение представляет инновацию как активное или пассивное изменение данной системы в отношении к внешней среде. Социальная инновация возникла из первых попыток систематизации данных о внедрении нового и о преодолении психологического сопротивления этому процессу. П. Дракер, внося свою лепту в понимание инновационной деятельности, писал, что она имеет социальную ценность, что социальная инновация – это изменение привычного типа мышления и стиля жизни. Внесение динамичности в "устойчивый" экономический порядок, создание более высокого уровня неопределенности и риска – вот, по мысли П. Дракера, суть инновационной деятельности. С этих позиции инновационная деятельность есть эффективное сочетаний технологии и организации с предпринимательской этикой. Инновационные превращения рассматриваются не только как результат внешних воздействий, но и как образование новых, до нее не существовавших внутренних факторов, появляющихся в результате технико-технологических и социальных изменений. Инновационная деятельность, основанная на рациональности и полезности, не мыслится автором без вознаграждения индивидуальных усилий, умственной энергии и изобретательности. Именно на этом этапе осуществляется первичное внедрение образца в производство.




Информация о работе Управление инновационными процессами