Субъекты инновационного рынка: стратегические мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить субъекты инновационного рынка: мотивы, методы ведения инновационной деятельности.
Задачи работы:
1. Изучить инновационный рынок и его субъекты.
2. Изучить мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Инновационный рынок и его субъекты 4
1.1. Понятие инновационной деятельности и инновационного рынка 4
1.2. Субъекты инновационной деятельности 8
2. Мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности 14
2.1. Мотивы и цели ведения инновационной деятельности 14
2.2. Методы ведения инновационной деятельности 18
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.71 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

СПИ (филиал) ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

на тему:

 

«Субъекты инновационного рынка: стратегические мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности»

 

 

 

 

 

Студент гр.         А.В. Легошина  

                                                   

 

 

Преподаватель                                         А.В.Бадьев    

             

            

                                                                              

 

 

 

                                                                

 

 

2014

 

Содержание

 

Введение             3

1. Инновационный рынок и его  субъекты       4

1.1. Понятие  инновационной деятельности и  инновационного рынка   4

1.2. Субъекты инновационной деятельности       8

2. Мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности          14

2.1. Мотивы и цели ведения инновационной деятельности           14

2.2. Методы ведения инновационной деятельности            18

Заключение                  20

Список литературы                  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Научно-техническая продукция - это логичный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

В последнее время в нашей стране рынок инноваций стал развиваться боле активно. Предприятия, с целью повышения конкурентоспособности, разрабатывают новые виды продукции, совершенствуют уже разработанные.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения.

Цель курсовой работы – изучить субъекты инновационного рынка: мотивы, методы ведения инновационной деятельности.

Задачи работы:

1. Изучить  инновационный рынок и его  субъекты.

2. Изучить  мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности.

Курсовая работа включает в себя две главы. В первой главе описано понятие инновационной деятельности и рынка, субъекты инновационной деятельности. Во второй  главе описаны мотивы и цели ведения инновационной деятельности, методы ведения инновационной деятельности.

1. Инновационный  рынок и его субъекты 

 

1.1. Понятие  инновационной деятельности и  инновационного рынка 

 

Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации .

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности охватывает (рис. 1).


 


 


 

 

 

Рисунок 1 – Составляющие научно-технической деятельности

 

Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений .

Инновационный рынок (рынок инноваций) - это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе создания, освоения, передачи и использования технологий, товаров и услуг. На инновационном рынке представлены не только готовые продукты, но и незавершённые интеллектуальные продукты .

Общим для различных типов инноваций является то, что все они включают стадию успешного использования нового продукта для потребителя с выгодой для производителя. Все типы нововведений могут быть реализованы на рынке.

Объектом обмена в сфере инновационной деятельности могут быть результаты любой стадии реализации инновационного процесса (рис. 2).

 



 


 

 

 

Рисунок 2 – Объекты обмена в сфере инноваций

 

В структуре современной сферы инновационной деятельности рассматриваются следующие уровни (рис. 3).

 

 

Рисунок 3 - Структура инновационного рынка   

Как видно из рисунка 3, структура инновационного рынка содержит пять уровней: 

- инновация 1 уровня - результат фундаментальных исследований; новая общенаучная идея, «ноу-уот»;

- инновация 2 уровня - результат прикладных исследований; новая научно-прикладная идея, «ноу-хау»;

- инновация 3 уровня - результат ОКР; технология создания нового продукта, организационно-технологическая подготовка производства;

- инновация 4 уровня - результат освоения производства; модификации инноваций;

- инновация 5 уровня - инновационные услуги, инновационные бренды.

Состояние инновационного рынка определяется совокупностью факторов, которые включают в себя :

1) Мировой  порог знаний. Он служит границей  между достижениями и пробелами  в общих и специальных знаниях. Он дает научному обществу  ориентир для дальнейших фундаментальных  и прикладных исследований, а  инженерному и управленческому  корпусу - базу для целевых прикладных  разработок. 
   2) Инновационные ресурсы. Определяются наличием и доступностью необходимых для инновационной деятельности ресурсов. Наличие и доступность в свою очередь зависят от географического положения, социально- правовой и экономической среды, уровня взаимодействия между субъектами инновационного рынка.

3) Инновационные  предприниматели (инновационный потенциал) . Это специфический тип бизнесмена  с развитым инновационным потенциалом, выступающего связующим звеном  между новаторами - авторами оригинального  научно-прикладного продукта - и  обществом, в частности, сферами  производства и потребления.

4) Поле  инновационной активности. Оно очерчивается  границами концентрации потенциальных  объектов приложения знаний и  навыков на соответствующих иерархических уровнях, территориях, в определенных видах деятельности. Потенциальные инновационные объекты - это «узкие» места в различных открытых системах, функционирующих в рамках «общество - среда обитания - техника».

5) Инновационный  климат. Это своеобразная «питательная  среда», которая обеспечивает благоприятный  фон для взаимодействия всех  факторов. Она включает систему  необходимых социальных, юридических, экономических, информационных и  других институтов, поддерживающих  как инновационную деятельность, так и самих новаторов. К ней  можно отнести виртуальные корпорации, технополисы, бизнес-инкубаторы .

Инновационный рынок является организационным, т.е. здесь в качестве и поставщиков, и покупателей выступают преимущественно предприятия и различные учреждения. Экономические субъекты в сфере инновационной деятельности могут выступать потребителями одних инноваций (более низкого уровня) и поставщиками инноваций более высоких уровней. При этом качество конечных инновационных продуктов и услуг, определяется качеством инноваций по всей инновационной цепочке. В связи с чем важным является характер отношений, складывающихся в процессе создания и распространения инноваций .

В настоящее время можно выделить следующие проблемы, тормозящие развитие отечественного инновационного рынка:

- ученые  и разработчики, как правило, не  знают рынка и вряд ли даже  отдаленно представляют, как полученные  ими научные результаты могут  быть трансформированы в рыночный  продукт;

- экономические  агенты рынка (менеджеры компаний) практически не знакомы с характером  современной науки, структурой и  важнейшими направлениями ее  деятельности, прорывными достижениями. Они не всегда могут судить  о достоверности научных результатов, предлагаемых для реализации, и  их технологической эффективности;

- государство (в лице политиков и технических  экспертов), призванное устанавливать  правила трансфера технологий, слабо  представляет себе реальную атмосферу  жизни научных лабораторий, условия  проведения исследований и разработки  технологий, возможные последствия  внедрения принимаемых законодательных  положений для производства научного  знания и его коммерциализации .

Теоретически существуют два подхода к определению дальнейшего развития отечественного инновационного рынка :

1) Приобретение  лицензий и ноу-хау на известные  технологии, виды продукции и  торговые марки крупных зарубежных  компаний. Плюсы такого подхода - отработанные на практике технологии, отвечающий мировым стандартам  контроль качества, большие маркетинговые  преимущества, возможности для создания  совместных предприятий по принципу  стратегических технологических  альянсов, перспективы получения  дополнительных кредитов на технологическое  переоснащение. Основной минус - дешевый  рубль, что делает проблематичным  использование импортных материалов  и комплектующих, а также возврат  кредитов зарубежным партнерам.

2) Использование  собственного научно-технического  потенциала, в значительной мере  не востребованного сегодня отечественной  промышленностью. Дальнейшее его  успешное развитие возможно при  обеспечении государственной поддержки  инновационной деятельности, с одной  стороны, и использования современных  методов управления субъектами  данной сферы, с другой.

 

 

 

 

 

 

1.2. Субъекты  инновационной деятельности 

 

Различные авторы понятие «субъекты инновационной деятельности» трактуют по-разному (табл. 1).

 

Таблица 1 – Дискуссионные вопросы

Автор

Понятие

Костенко М.А. [9]

Субъекты инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты)

Шерстобитова Т.И. [10]

Субъекты инновационного рынка - юридические и физические лица, являющиеся владельцами определенных научно-технических результатов, представляющих коммерческую ценность. Ими могут быть государственные организации, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, ученые, изобретатели и специалисты


 

Дорофеев В.Д. и Дресвянников В.А выделяют следующие субъекты инновационного рынка (рис. 4).

 


 




 



 

 

Рисунок 4 -   Субъекты инновационного рынка

 

Коротко рассмотрим каждый вид. Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно-исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию).

Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за «пионерами» внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль .

Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки .

Информация о работе Субъекты инновационного рынка: стратегические мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности