Система государственной поддержки инновационной деятельности в Венгрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:43, доклад

Краткое описание

В Венгрии действует около 1760 научно-исследовательских организаций. В сфере научных исследований занято около 23 тыс. человек.
Совокупный объем финансирования научных исследований и инновационных разработок в 2010 году превысил 175 млрд. форинтов (около 858 млн.долларов). В общей структуре финансовых расходов на долю базовых исследований приходится около 32%, на долю прикладных исследований – 28,2%, на долю экспериментальных исследований – 39,8%. При этом в общей структуре финансирования доля бюджетных источников составляет 59%, доля коммерческого сектора – 30%, иностранных финансовых источников – 10%.

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственной поддержки инновационной деятельности в Венгрии.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

В Венгрии действует  около 1760 научно-исследовательских  организаций. В сфере научных  исследований занято около 23 тыс. человек.

Совокупный объем финансирования научных исследований и инновационных  разработок в 2010 году превысил 175 млрд. форинтов (около 858 млн.долларов). В общей структуре финансовых расходов на долю базовых исследований приходится около 32%, на долю прикладных исследований – 28,2%, на долю экспериментальных исследований – 39,8%. При этом в общей структуре финансирования доля бюджетных источников составляет 59%, доля коммерческого сектора – 30%, иностранных финансовых источников – 10%.

Действующая система государственного регулирования научно-исследовательской  и инновационной деятельности к  настоящему времени гармонизирована  в главных своих чертах с соответствующей практикой и законодательной базой Евросоюза.

Законодательную базу действующей  в Венгрии системы регулирования  научно-исследовательской и инновационной  деятельности образуют: Закон СХХХIV от 2004 года “О научных исследованиях  и технологических инновациях”, Закон LXXVI от 1999 г. “Об авторском праве”, Закон XXXIII от 1995 г. “О патентной защите на изобретения”, Закон ХС от 2003 г. “О научно-исследовательском и инновационном Фонде”, Закон XXXIV от 1998 года “О рисковых вложениях капитала, обществах рискового капитала, а также фондах рискового капитала”, Постановление Правительства 104/2003 (VII.18.). Законодательную основу для создания и функционирования технико-внедренческих промышленных парков составляют Закон XXI от 1996 г. “О развитии и устройстве территорий”, Постановление Правительства №189 от 17 декабря 1996 г. “О правилах создания и функционирования предпринимательских зон”, Постановление Правительства №185 от 11 декабря 1996 г. “О порядке получения статуса промышленного парка”. Перечень налоговых и иных льгот в отношении инвестиций, осуществлённых в предпринимательских зонах, содержатся в Законе LXXXI от 1996 г. “О налоге на общества и налоге на дивиденды”.

В настоящее время положение  научно-исследовательской сферы  в Венгрии характеризуется следующими факторами:

- использование венгерского  научно-исследовательского потенциала  в значительной мере ограничивается  слабым спросом со стороны  коммерческой сферы. Венгерские  компании в незначительной мере  используют результаты научных  исследований и инновации в хозяйственной деятельности. Венгерские компании затрачивают на НИОКР и инновации меньше, чем компании с иностранной собственностью: доля расходов компаний с венгерской собственностью составляет около 0,07% от совокупного дохода, в то время как компаний с иностранной собственностью – 0,25%;

- недостаточно сформирован  механизм перетока результатов  научных исследований, инноваций,  креативных идей между научной  и коммерческой сферами. Отсутствует  взаимовыгодный “диалог” с коммерческой  сферой;

- слабо развито взаимовыгодное  сотрудничество между венгерскими  и иностранными исследовательскими  центрами в сфере обмена технологиями  и результатами научных исследований. Это также связано с недостаточно  развитой научной и технологической  инфраструктурой, низкой ролью университетских и иных научных центров во внедрении результатов научных исследований в производственную деятельность и их слабым влиянием на динамику экономического роста, и инвестиционной активности экономических субъектов;

- весьма неравномерно региональное распределение научно-исследовательского потенциала Венгрии. Это связано с его концентрацией в таких традиционно университетских городах, как Будапешт, Дебрецен, Мишкольц, Сегед, Печь, Дьер, Веспрем, Геделле;

- недостаточно высок уровень финансирования научно-исследовательских организаций и связанная с этим проблема утечки венгерских ученых за рубеж и увеличения среднего возраста занятых в научной сфере;

Рассматривая сложившуюся  ситуацию в научно-исследовательской  сфере, следует отметить, что подавляющее число венгерских научных исследований, выполненных по заказам коммерческой сферы, осуществляются для действующих в Венгрии крупных транснациональных корпораций. Данные компании ориентированы преимущественно на выпуск конкурентоспособной экспортной продукции, занимают доминирующие позиции на международном рынке и играют заметную роль в обеспечении динамичного развития венгерской научно-исследовательской базы. С одной стороны, данные компании осуществляют сотрудничество с венгерскими научно-исследовательскими центрами, создают на территории Венгрии региональные инновационные центры, а также научно-исследовательские лаборатории, привлекая туда венгерских научных специалистов, с другой – инвестиционные ресурсы таких компаний позволяют обеспечить практическое внедрение результатов научных исследований.

В сложившейся ситуации, в рамках проводимой государственной  экономической политики одним из приоритетных направлений является задача повышение конкурентоспособности  венгерских предприятий в условиях единого рынка ЕС, развития национального сектора малых и средних компаний, его модернизации и технического перевооружения. Это, в свою очередь, тесно связано с обеспечением готовности венгерских предприятий к быстрым преобразованиям, инновациям, внедрению современных технологий, привлечению услуг научно-исследовательских центров.

Государственная экономическая политика в этой части  осуществляется в форме поддержки  как по линии национальных и международных  программ, финансовых фондов Евросоюза, так и в виде бюджетной финансово-кредитной  поддержки, в том числе льготного  кредитования, налоговых льгот и преференций.

Государственная экономическая политика Венгрии  по развитию научных исследований и  инновационных технологий реализуется  также в форме международной  научной и технологической деятельности (в рамках участия в международных  организациях, а также двустороннего сотрудничества). Также развивается сотрудничество на основании двусторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве на межправительственном и межведомственном уровнях. В настоящее время Венгрия имеет такого рода соглашения с более чем 30 странами.

Заключенные Венгрией двусторонние соглашения создают основу для финансирования деятельности совместных двусторонних комиссий по научно-техническому сотрудничеству. Основная задача таких  комиссий заключается в поддержке  на тендерной основе взаимовыгодных научно-исследовательских проектов. Комиссии обычно утверждают план работы на 1-3-х летний период. Согласно принятому плану, затем объявляются тендеры на научные исследования. Их победителя, после соответствующей процедуры оценки, выбирает комиссия для предоставления дотаций. Наряду с тендерами, проводятся также профессиональные конференции, другие специализированные мероприятия.

Государственная бюджетная поддержка на национальном уровне реализуется преимущественно  в виде бюджетных дотаций, льготного кредитования, налоговых льгот и преференций, а также по линии государственных среднесрочных целевых программ экономического развития.

Система инновационного развития Венгрии включает в себя государственные управленческие структуры  в области инноваций, финансовые институты, академические и частные научные учреждения, крупные транснациональные корпорации, ведущие на территории Венгрии НИОКР, собственные промышленные парки, предпринимательские зоны и кластеры, которые руководствуются в своей деятельности требованиями достаточно развитой законодательной базой, направленной на поощрение и развитие инноваций.

Законодательную основу для создания и функционирования технико-внедренческих промышленных парков, а также предпринимательских  зон составляют Закон XXI от 1996 г. «О развитии и устройстве территорий», Постановление Правительства №189 от 17 декабря 1996 г. «О правилах создания и функционирования предпринимательских зон», Постановление Правительства №185 от 11 декабря 1996 г. «О порядке получения статуса промышленного парка». Перечень налоговых и иных льгот в отношении инвестиций, осуществлённых в предпринимательских зонах, содержатся в Законе LXXXI от 1996 г. «О налоге на общества и налоге на дивиденды».

Годовой объём  производства в промышленных парках страны превышает 1/4 всего промышленного производства ВР (при этом от 2/3 до 3/4 производимой здесь продукции реализовывается на внешних рынках). В последние годы промышленные парки обеспечивают до 20% производства ВВП страны.

С конца 1996 г. в стране была осуществлена трёхлетняя правительственная программа развития промышленных парков, которые уже сегодня стали движущей силой венгерской экономики, инструментом подтягивания отсталых регионов до общего уровня страны. До 30% поддержки, выделяемой промышленным паркам, поступает по линии Евросоюза.

Менеджмент  промышленного парка обеспечивает все необходимые услуги руководству  фирм, находящихся на его территории: информационно-консультационные, юридические, финансовые, а также налоговое, транспортные и таможенное обслуживание, для чего создана необходимая инфраструктура.

Для привлечения  инвесторов (как отечественных, так  и иностранных) в промышленные парки, помимо инвестиционных и региональных налоговых льгот, а также ускоренной амортизации, которые предоставляются на общих основаниях, от органов местного самоуправления можно также получить:

• освобождение от местных налогов на срок до 5 лет;

• сокращение платы  за коммунальные услуги или предоставление по ним рассрочки.

В настоящее  время в Венгрии функционирует 213 промышленных парков, которые фактически покрывают всю территорию страны: нет такой точки на карте Венгрии, в радиусе 30 км от которой не было бы того или иного промышленного парка. Созданные здесь 3.200 предприятий, на которых занято около 170 тыс. человек, вложено более 3,5 млрд. долл. иностранных инвестиций.

Для стимулирования развития отсталых в экономическом  отношении территорий с высоким  уровнем безработицы в Венгрии  пытаются использовать и такую форму, как предпринимательские зоны.

Первой и реально действующей предпринимательской зоной из 11 зарегистрированных является Захоньская предпринимательская зона. Во многом она всё ещё носит пилотный, экспериментальный характер, в силу чего ей уделяется особое внимание со стороны правительства ВР. Другие пока существуют больше «на бумаге».

Для стимулирования инвестиций в предпринимательских  зонах венгерским законодательством  предусмотрены значительные налоговые  инвестиционные и региональные льготы, возможность ускоренной амортизации, освобождение от местных налогов. Кроме того, инвесторы могут принять участие в конкурсах на получение поддержки из различных государственных или общественных фондов развития.

 

 

 


Информация о работе Система государственной поддержки инновационной деятельности в Венгрии