Роль и функции малого бизнеса в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: определить роль предпринимательства в экономическом развитии России и исследовать перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимоорешить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность предпринимательства (малого бизнеса), его характерные черты, цели, формы организации, показать критерии2отнесения предпринимательских структур к малым, средним, крупным предприятиям и определить их роль в современной экономике.
2. Проанализировать тенденции становления и развития предпринимательской деятельности в России на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИВАНОВА Т.С..docx

— 80.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    1. Основные функции малого бизнеса

 

Одним из ключевых элементов рыночных преобразований выступает малое предпринимательство. В России и других развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства.

Он придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации), а также формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий). Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Субъекты малого бизнеса объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции.

Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяиств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства9предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. В первую очередь это трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов0 для достижения поставленных целей. Творческая функция; предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики. предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении, внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства [17].

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

  • доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  • доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доля малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  • доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

  • более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
  • улучшение качества обслуживания;
  • более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
  • формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
  • формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
  • снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

 

    1. Роль малого бизнеса в экономике страны

 

Для экономики страны в целом деятельность малых предприятий является важным фактором повышения ее гибкости. По условию развития малого предпринимательства можно судить о способности государства приспосабливаться к быстроизменяющейся экономической ситуации.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

  • доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  • доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доля малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  • доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Развитие малого бизнеса является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

  1. формирование цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения;
  2. расширение ассортимента и повышение качества товара, работ и услуг;
  3. приближение производства товаров и услуг к конкретному потребителю;
  4. содействие структурной перестройке экономики, т.к. малое предпринимательство предает экономике гибкость, мобильность и маневренность;
  5. эффективное использование творческих способностей людей;
  6. активизация научно-технического прогресса;
  7. содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки; создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  8. освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет аренды и выкупа.

Высокие темпы внедрения нововведений, быстрый рост сферы услуг, занятость населения, острая ценовая и неценовая конкуренция, что позволяет государству получать значительные денежные средства в форме наличных поступлений – все это составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого бизнеса  в России:

  1. Сложная финансово-экономическая обстановка, спад производства, инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
  2. Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики и культуры.
  3. Слабая государственная поддержка предпринимательства.
  4. Негативное отношение населения к предпринимательству.

Сложившиеся экономические условия в стране подрывают стимулы и интересы предпринимательской деятельности.

Проведенные институтом стратегического анализа исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий нуждаются в финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных, местных органов, около 83% – в предоставлении налоговых льгот, и 57% – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

 

  1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

 

2.1 Официальная статистика динамики развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году

 

 

Развитие малого бизнеса в России имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

  • мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;
  • для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
  • развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
  • мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
  • мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
  • развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
  • с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
  • малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
  • в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

С 1 января 2010 г. вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства [18].

Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.

Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:

  • прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 января 2012 г. по 1 января 2013 г.;
  • увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в 2012 г. по сравнению с 2011 г.;
  • рост/спад объема оборота малых предприятий в 2012 г. по сравнению с 2011 г.;
  • рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2012 г. по сравнению с 2011 г.

 

Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий 
по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2013 г.

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 января 2013 г. 
в расчете на 100 тыс. чел. населения1

единиц

прирост / сокращение за период

01.01.2012-01.01.2013

в % от

среднего 
по РФ

РФ

1 395,9

110,5

100,0

Центральный ФО

1 449,2

30,2

103,8

Северо-Западный ФО

2 369,8

462,3

169,8

Южный ФО

1 094,7

30,7

78,4

Северо-Кавказский ФО

530,6

25,8

38,0

Приволжский ФО

1 202,7

77,7

86,2

Уральский ФО

1 511,0

75,9

108,2

Сибирский ФО

1 441,9

169,0

103,3

Дальневосточный ФО

1 478,7

185,4

105,9

Информация о работе Роль и функции малого бизнеса в современных условиях