Последствия научно-технической революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:30, реферат

Краткое описание

Цель реферата - изучить формы научно технического прогресса и их влияние на жизнь человека.
Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:
- изучить формы научно-технического прогресса;
- определить степень их влияния на общество;
- рассмотреть последствия научно-технического прогресса.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Эволюционная форма научно-технического прогресса 4
1.1 Наука - отражение социальной практики 4
1.2 Техника - предметная форма науки 5
Глава 2. Революционная форма научно-технического прогресса 8
2.1 Научно техническая революция 8
2.2 Современный этап научно-технической революции 9
Глава 3. Последствия научно-технической революции 14
3.1 Влияние развития техники и технология на жизнь людей 14
3.2.Социально-экономические последствия научно-технической революции 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по инновационному менеджменту.docx

— 40.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение             2

Глава 1. Эволюционная форма  научно-технического прогресса    4

1.1 Наука - отражение социальной  практики      4

1.2 Техника - предметная  форма науки       5

Глава 2. Революционная форма  научно-технического прогресса   8

2.1 Научно техническая  революция        8

2.2 Современный этап научно-технической  революции    9

Глава 3. Последствия научно-технической  революции    14

3.1 Влияние развития техники  и технология на жизнь людей   14

3.2.Социально-экономические  последствия научно-технической  революции 15

Заключение           17

Список использованной литературы       19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-культурная сфера  опирается на множество поддерживающих ее столпов, важнейшими среди которых  являются наука, техника и производство, весь материальный базис общества Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны. В широком смысле общество -- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.. Постоянно взаимодействуя и подталкивая друг друга, социальная и материальная сфера обеспечивают научно технический прогресс и духовное развитие общества.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада научно-технического прогресса в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия научно-технического прогресса на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики.

Научно-технический прогресс - это взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления.

Научно-технический прогресс имеет две формы - эволюционную и  революционную.

Цель реферата - изучить формы научно технического прогресса и их влияние на жизнь человека.

Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:

- изучить формы научно-технического  прогресса;

- определить степень их  влияния на общество;

- рассмотреть последствия  научно-технического прогресса.

Основными источниками теоретических  данных в курсовой работе послужили  базовая учебная литература, работы и доклады Осипова Г.В., Коптюг В.А., справочники и Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ФОРМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

1.1 Наука - отражение  социальной практики

Человек и наука - два вогнутых зеркала,вечно отражающих друг друга.

А.Герцен

Эволюционная форма научно-технического прогресса - это совершенствование  действующих технологий, модернизация традиционной техники.

Наука Наука - это систематизированное знание, теоретическое отражение практики, социальная память человечества. является одной из форм человеческой культуры, продуктом социальных отношений общества, изучения и обобщения им прогресса техники, всей практики и человеческого опыта. Элементы научного знания начали формироваться в самых древних обществах (Египет, Греция, Китай, Индия).

О поразительном развитии науки в глубокой древности свидетельствуют  египетские пирамиды, продолжающие удивлять точной географической ориентацией, сложнейшими  внутренними лабиринтами, требовавшими серьезных математических расчетов. Самая крупная из них - пирамида Хеопса занимает площадь пять гектаров при  высоте 146,6 м., причем геометрия ее конструкция  выверена до долей сантиметра.

Стимулом создания геометрии  в Египте послужила необходимость  восстанавливать ирригационные  вехи, сносимые ежегодным разливом Нила. Уже тогда для предсказания разливов был создан календарь, согласно которому год состоял из 365 суток.

Не уступала египетской и  древняя шумерская культура в  Месопотамии. Шумерские астрологи за три века до новой эры составили солнечный календарь, карту звездного мира, предложили деление года на равные доли - месяцы и недели.

Цель науки - открывать  законы природы и общества, основываясь  на множестве связанных в живую  цепь фактов. Сначала на основании  наблюдения, дополняемого воображением, возникает новая гипотеза. Если она находит подтверждение экспериментом, опытом или практикой, то гипотеза развивается до теории, а впоследствии может быть возложена в принцип, в закономерность. Но нельзя абсолютизировать устанволенные закономерности, ибо они сформулированы самим человеком для определенных общественных условий, конкретного исторического этапа. С развитием практики они могут уточняться и пересматриваться.

1.2 Техника - предметная  форма науки

Техника - предметная форма  науки, материализованные знания и  опыт человечества. обусловлена уровнем развития науки и наоборот - потребности техники стимулируют, направляют движение научной мысли. Именно поэтому наука является производительной силой социального и экономического развития общества.

Технический прогресс двигали  не только величайшие умы, но и миллионы простых людей, которые изобрели колесо, выплавили первый металл из руды, заставили воду крутить мельничные колеса.

Пять тысяч лет назад  на Ниле, в наиболее развитом среди  стран того времени Египте, появились  парусные суда. Никогда не узнает человечество имя того, кто догадался первым использовать энергию ветра, как  движущую силу. А ведь именно на парусных кораблях люди сумели познать свою планету, открыть ранее неведомые  земли.

Многие ремесла, берущие  истоки в глубине веков, дошли  до наших дней как дорогие и  трогательные автографы минувших столетий, эстафета красоты творческого труда  рабочих рук. Хохломская утварь, каслинское литье, палехские шкатулки, филигранное кружево серебряной скани костромских ювелиров, тульские самовары составляют и сегодня гордость нашей национальной культуры.

Народные умельцы, с одинаковым мастерством владевшие и молотом  кузнеца, и резцом каменотеса, и кистью художника, воздвигали величественные дворцы и храмы, талантливо отображали свою эпоху в художественных полотнах и скульптурах, создавали самобытную культуру народа.

Братья Аргуновы - крепостные графа Шереметьева - авторы архитектурного ансамбля, который и сегодня стоит в ряду лучших произведений московского зодчества.

Герой рассказа Лескова знаменитый тульский мастер Левша, который «аглицкую  блоху на подковы подковал», кровельщик Телушкин из очерка В.Даля «Русак», удививший весь был свет тем, что починил без специальных лесов кораблик на шпиле Адмиралтейства в Петербурге - все это не вымышленные литературные образы, а прототипы народных умельцев.

Научное знание нередко рождается  из масоового народного творчества, интуитивного осознания любознательными и пытливыми людьми еще не установленной и не описанной наукой теории.

Достаточно вспомнить, что  уже в глубокой древности люди пользовались колесной подводкой, гончарным  кругом, кузнечным мехом, ветряной мельницей, хотя законы механики, на которых основано их действие, стали известны много  веков спустя.

С самых давних времен человек  умеет приготовлять хлеб, сыр, вино, выделывать кожи, а микробиология, как  наука возникла лишь в 18 веке. Порох  применяется со времен Средневековья, а научные представления о  процессах горения и взрыва сложились  во второй половине 20 столетия.

Но все чаще наука обгоняет практику, так как обладает качеством  опережающего отражения действительности, способна заглядывать далеко вперед.

Нередко научное открытие настолько обгоняет время, сто долго  не находит практического приложения. Например, стеклянное волокно было создано в 1841 г. Немецким химиком  Л.Швабе, а воспринимается всеми как изобретение наших дней, потому что нашло применение лишь в радиоэлектронике. Принцип устройства транзисторного приемника стал известен за несколько лет до того, как было налажено производство составляющих его основу полупроводников. Лобачева Е.Н. Научно-технический прогресс: Учебное пособие. - М.: Издательство: «Экзамен», 2004.-192 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РЕВОЛЮЦИОННАЯ  ФОРМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

2.1 Научно техническая  революция

Научно-техническая революция - вторая форма научно-технического прогресса - это создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально  новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда.

Научно-техническая революция  сопровождает человечество на всем пути развития, характеризуя его отдельные  этапы. Разве не были подлинными революциями  в технике и культуре изобретение  паруса, а позднее компаса, пороха, книгопечатания, радио? Или создание паровой машины Дж.Уатта в конце 18 века, которая привела к появлению транспорта с механической тягой. Или произошедшей в результате открытия электричества в 19 веке революционный прорыв в развитии техники, прежде всего в промышленности и на транспорте, получивших электрический двигатель к различным механизмам.

Научно-техническая революция  включает в себя:

- проведение фундаментальных  и прикладных научных исследований;

- доведение их результатов  до практического использования  в виде научно-технических разработок, инженерных решений;

- организацию производства  новой техники;

- совершенствование организации  производства, труда, управления;

- постоянное техническое  перевооружение предприятий. 

Научно-техническая революция -- это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

К составным частям научно-технической  революции относят:

1. Наука: увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников  и затрат на научные исследования.

2. Техника/Технология: повышение  эффективности производства. Функции:  трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная

3. Производство:

- электронизация;

- комплексная автоматизация;

- перестройка энергетического  хозяйства;

- производство новых материалов;

- ускоренное развитие  биотехнологии;

- космизация

4. Управление: информатизация  и кибернетический подход

В научно-технической революции  выделяют два этапа:

1) 50-е -- конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель перемен -- автоматизация производственных процессов);

2) конец 70-х гг. по настоящее  время (главный двигатель перемен -- развитие микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая революция).

Основные направления  научно-технической революции:

1) автоматизация и компьютеризация  производства;

2) внедрение новейших  информационных технологий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструкционных  материалов;

5) освоение новейших источников  энергии;

6) революционные изменения  в средствах коммуникации и  связи.

2.2 Современный  этап научно-технической революции

Начало современной НТР  принято относить к середине 50-х  годов XX века. Основные направления  тех преобразований, которые она  несет, состоят в следующем:

-- автоматизация производства, замена машин принципиально новыми  техническими системами, которые  изменяют положение и роль  человека в процессе производства -- он выделяется из процесса производства, становится рядом с ним и над ним, выполняя функции наладки и регулирования;

-- создание и применение  такой техники, как ЭВМ, и  компьютеризация производства превращают  информатику в новый ресурс  и элемент технологического процесса;

-- открытие и использование  новых видов и источников энергии -- атомной, термоядерной и т. д.;

-- создание и использование  новых видов материалов, не известных  природе, с заранее заданными  свойствами, преобразующими спектр  конструкционных предметов труда;

-- открытие и применение  новых технологий (химических, биологических,  лазерных и т. д.), которые входят  в жизнь под общим названием  «высоких технологий»;

В конечном счете, обобщающим признаком современной НТР становится превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

Информация о работе Последствия научно-технической революции