Понятие и сущность инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность инновационной деятельности
2. Роль инновационной деятельности в управлении
3. Основные этапы инновационного процесса
4. Система внутрифирменного планирования инноваций
5. Параметры инновационной деятельности отечественных предприятий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии.docx

— 42.11 Кб (Скачать файл)

Во-первых, скорость появления  новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологии. Следующие за этим обесценение постоянного  капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природы используемых процессов, общих  принципов организации различных  видов материи становится условием для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной  стороне научных и технических  знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные  формы инновационного процесса, способы  взаимодействия науки и производства.

Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают  друг друга. Но для их комплексного использования также необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей.

В-третьих, современный научно-технический  прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной  и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности перед лицом более удачливого конкурента. Фундаментальная разработка должна дать “видение” вариантности нововведения и ориентиры для их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.

Значимость научных разработок ставит вопрос о формах сопряжения их с прикладными разработками и  производством. За последние 10-15 лет  в развитых странах отработан  ряд эффективных методов включения  науки, в том числе и фундаментальной, в общий поток развития общественного  производства.

Инновационная деятельность – это практическое использование  инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Перестройка экономики на рыночных принципах в нашей стране требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима. Однако в настоящее время финансовая государственная поддержка на высоком уровне фундаментальной науки и производства практически не осуществляется. А это значит, что и нет предпосылок на ближайшее будущее выхода из экономического кризиса нашей страны. Поскольку предприятия не имеют возможности для создания высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции высокого качества. Это можно добиться только при создании условий для выхода предприятий из кризиса в области инвестиционной и инновационной политики, налогообложения на государственном уровне.

В настоящее время эффективность  инновационной деятельности предприятия  определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих  применительно к инновационной  сфере научных разработок.

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого  использования и предложения  на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.

Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".

Абсолютная новизна характеризуется  отсутствием аналогов данному новшеству; относительная – это новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизна  подразумевает обновление элемента изделия.

Экономическое достоинство  нововведения состоит в том, что  выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество  приобретает новое качество, –  становится "инновацией". Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями. Т.е. инновационный процесс объединяет процесс создания новшества и его реализацию. Стадии инновационного процесса представлены на рис.1.

Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и необходимо продумывать осуществление всех последующих стадии уже на первой. Главное, уметь осуществлять переход от одной к другой. Поскольку эффективность инновационного процесса определяется не только результативностью отдельных его стадий, но и скоростью перехода от одной стадии к другой, т.е в процессе управления важно сократить интервал между стадиями, максимально совместив их в общем процессе.

Понятие "инновации" применяется  ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сферах, ко всем усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат. Следовательно, инновации ориентированы на рынок и потребителя.

Период времени от зарождения идеи до практического создания и  внедрения новшества, его использования  принято называть жизненным циклом инновации. Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и  производства. Этим и занимается инновационная  политика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах, противодействующих внедрению нововведений; адаптации к ним человека; организации  и механизме инновационной деятельности; выработке инновационных решений  и политики. Иначе говоря, инновационная  политика – новая область исследований, необходимая для эффективного решения  задач интенсификации и ускоренного  развития инновационной экономики, прежде всего – создания, освоения и распространения различных  типов новшеств. Т.о. инновационная  политика, инновационная деятельность возникли как реакция на современные требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившимся изменениям.

На практике инновация  классифицируется по ряду признаков.1

По причинам возникновения  они делятся на: реактивные –  как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для ведения  борьбы на рынке и выживания предприятия; и на стратегические, внедрение которых  определяет приобретение перспективных  преимуществ перед конкурентами.

Для предприятия инновации  могут выступить как:

продуктивные – производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых  видов производства; созданный новый  продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства;

рыночные – открывающиеся  новые сферы внедрения продукции  и тем расширяющие пространства рынка;

процессорные – применение новых технологий, структур управления и организация ресурсосберегающего  метода производства, продукта или  услуги;

потребительские – направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.

По инновационному потенциалу в зависимости от предметного  содержания и темпа реализации новшества  различают следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют  принципиально новые изобретения; технологические, характеризующиеся  разработкой и внедрением новых  высокоэффективных технологических  процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой  продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие  направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).

В официальной статистике под технологическими инновациями  понимаются конечные результаты инновационной  деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение  инноваций используется, зависят  все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время  единого подхода к определению  инновационной деятельности нет, равно  как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной  деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей  широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.

Инновационным является такое  предприятие, которое внедряет продуктовые  или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или  внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных  и местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

 

3. Основные этапы инновационного  процесса

 

Процесс инноваций включает ряд последовательных этапов: систематизация поступающих идей нововведений, формирование идеи нового продукта, анализ экономической  эффективности нового продукта, создание нового продукта, тестирование нового товара на рынке, принятие решения о  внедрении нового продукта в производство.

Систематизация поступающих  идей нововведений является начальным  этапом инновационного процесса. Накопление идей возможных новаций и их систематизация проводятся постоянно в процессе текущей маркетинговой, научно-исследовательской и другой деятельности предприятия. Периодически эта работа приводит к формированию идей нововведений на предприятии. При возникновении возможности или необходимости новации начинается инновационный цикл. Содержание работ первого этапа этого цикла включает:

1) Сбор информации о  технологических изменениях на  рынке о нововведениях, поступающих  из подразделений НИОКР и служб  маркетинга производственных отделений.  Изучение и анализ пожеланий,  требований и рекламаций потребителей, поступающих от сбытового аппарата  предприятия, торговых посредников  и покупателей. Накопление информации  о потенциальных возможностях  предприятия в области разработки  и освоения новой продукции.

2) Определение видов риска,  степени их влияния на ожидаемые  результаты создания и внедрения  нововведений.

3) Сбор и анализ информации  о целевых рынках и долгосрочных  тенденциях их развития, имеющих  отношение к идее новации.

Формирование идеи нового продукта предусматривает выбор  идеи его создания, которая может  быть реализована. На этом этапе рассматриваются  все выявленные идеи и определяется та из них, которая в наибольшей степени учитывает ресурсы и возможности, а также будущую выгоду предприятия от ее реализации при создании нового продукта. Этап содержит следующие работы:

1) Предварительную оценку  возможностей коммерческого использования  идей.

2) Оценку практической  реализуемости идей.

3) Определение степени  технологической общности нового  продукта и традиционных изделий  предприятия.

4) Оценку соответствия  новой продукции имиджу предприятия  и стратегии его развития.

5) Определение патентной  чистоты идеи нового продукта.

Анализ экономической  эффективности нового продукта включает оформление идеи в виде инвестиционного  проекта создания нового продукта и  его предварительную оценку. В  рамках формулирования проекта обеспечивается определение технико-экономических  характеристик продукта (проекта), оценка его качества и потребительских  свойств. В обязательном порядке  проводится оценка (прогноз) потенциального рыночного спроса и объема продаж предлагаемого продукта. Формируется  предварительная программа его  создания и освоения в производстве. С учетом программы проводится оценка объема необходимых инвестиций на создание и организацию производства этого  продукта, а также определение  его срока окупаемости. Важным элементом  обоснования является анализ и оценка наличия необходимых ресурсов для  создания и производства нового продукта (технология, машины и оборудование, сырье и материалы, персонал, финансовые средства и др.), а также оценка сроков создания, освоения нового продукта в производстве и выхода с ним  на рынок. Этап заканчивается анализом и оценкой рентабельности (прибыльности) производства нового продукта и разработкой  программы маркетинга по этому продукту.

Создание нового продукта начинается после принятия соответствующего решения руководством предприятия. Решение о создании нового продукта принимается на основании программы  маркетинга по продукту, содержащей все  необходимые сведения по новому продукту, с учетом технико-экономического обоснования  его эффективности, анализа информации о рынке сбыта и влиянии  внедрения этого продукта на общие  экономические результаты производственной деятельности предприятия.

Информация о работе Понятие и сущность инновационной деятельности