Понятие и сущность инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность инновационной деятельности
2. Роль инновационной деятельности в управлении
3. Основные этапы инновационного процесса
4. Система внутрифирменного планирования инноваций
5. Параметры инновационной деятельности отечественных предприятий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии.docx

— 42.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Аннотация

Введение

1. Понятие и сущность  инновационной деятельности

2. Роль инновационной  деятельности в управлении

3. Основные этапы инновационного  процесса

4. Система внутрифирменного  планирования инноваций

5. Параметры инновационной  деятельности отечественных предприятий

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие «инновация» применяется  ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной  и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или  даже создающих условия для такой  экономии. Сущность инновационного менеджмента  составляет управление инновационной  деятельностью предприятия с  использованием принципов функций  и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих  целей.

Инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что  способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных  и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия  и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.

Система удовлетворения потребностей представлена в качестве большой экономической системы. В ней удовлетворение общественных потребностей рассматривается как главная цель не только деятельности предприятий - производителей конечной продукции, но и как миссия предприятий инвестиционных отраслей, обеспечивающих научно-техническое развитие товаропроизводителя. Для достижения этой цели в условиях рыночной экономики необходимо каждому предприятию формировать систему своего совершенствования из внутренних и внешних элементов. Образование такой системы предполагает совершенно новый подход к организации общественного производства и управления им.

Закономерности развития служат, базой выявления приоритетности задач развития в различных условиях, образования совокупности системных  принципов технического развития, формирования системы разнообразных, по природе  воздействия, механизмов управления, выявления  факторов повышения работоспособности  человека в производственном процессе, построения корпоративных промышленных структур и т.д.

Проводимая в стране экономическая  реформа позволяет каждому предприятию  создать собственный механизм управления, базирующийся на мотивации деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов и непосредственных участников производственного процесса - рабочих), на экономической самостоятельности  и созидательных возможностях организационного потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность  инновационной деятельности

 

Инновации являются главным  средством обеспечения конкурентоспособности  продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке  в целом. В силу этого, управление инновационной деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Стратегия инновационной  деятельности предприятия ориентирована  на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов  для повышения эффективности  производства и обеспечения конкурентоспособности  продукции и предприятия в  целом. Это достигается детальной  разработкой целей инновационной  деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание в инновационном  менеджменте уделяется выработке  стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации. Нововведением называют:

• неизвестные потребителю  блага (новая продукция, услуги);

• неизвестный метод производства продукции или услуг;

• разработка новых материалов и элементов;

• получение нового источника  сырья и энергии;

• организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых  форм финансирования и др.).

Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновация характеризуется  более высоким технологическим  уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с  предыдущим продуктом. Понятие «инновация»  применяется ко всем новшествам, как  в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии.

Инновации можно разделить  на два основных вида: технические  и организационные.1

К техническим нововведениям  относятся: новые продукты, новые  технологии или новые услуги. Часто  успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при  внедрении нового продукта, новой  технологии и новых услуг. Технические  нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационные нововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом носят базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший — модификационные нововведения.

Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических  нововведений являются новые технические  возможности и новые потребности, на которых базируются две известные  модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин  различных нововведений в различных  отраслях и в различных странах  указывает на то, что потребность  играет более важную роль, чем новые  технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же время практика показывает, что для  достижения успеха необходимо учитывать  и своевременно использовать обе  первопричины и соответствующие  инновационные модели.

Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее  технических, и поэтому, также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации и включает:

поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых  процессов, систем и устройств, новых  видов обработки и методов  изготовления объектов техники, новых  форм и методов организации производства;

технологии новых форм и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские  и технологические разработки;

создание и проведение необходимых испытаний опытных  промышленных образцов новой техники, приборов, машин.

Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия  с использованием принципов функций  и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих  целей.

Целями инновационного менеджмента  являются:

1. Разработка и внедрение  новой продукции или услуг.

2. Модернизация и усовершенствование  выпускаемой продукции.

3. Совершенствование и  развитие производства традиционных  для предприятия видов продукции  и услуг.

4. Создание условий для  обеспечения более эффективной  деятельности и повышения конкурентоспособности  предприятия.

Внутрифирменное управление

Научно-техническая политика подчинена достижению главной цели предприятия: максимально полное удовлетворение требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции  при минимально возможных затратах на ее разработку и производство.

При разработке научно-технической  политики цели инновационного менеджмента  должны отражать особенности инновационной  деятельности на конкретном предприятии. Во-первых, они формулируются с  учетом причины, вызвавшей инновации, в том числе: реакцию на выживание, требующую нововведений, или обеспечение  стратегии развития предприятия  в перспективе, требующее упреждающих  мер для достижения успеха. Во-вторых, они определяются предметом и  сферой нововведений. Нововведениями могут быть новые продукты, услуги, новые сферы применения продукта или реализации услуг на рынке, новые  технология, организация, управление и  т.п. В-третьих, цели инновации учитывают  требуемую глубину инновационного процесса, включая освоение высоких  технологий с учетом государственной  поддержки, спонсоров и других источников капитала, модернизацию производства под влиянием конкуренции, рационализацию и реконструкцию для повышения  эффективности работы предприятия  и т.д. В-четвертых, эти цели отражают глубину интеграции инновационного процесса, которая определяется доступностью использования результатов специализированных источников (глубокая интеграция); использованием отраслевых научно-исследовательских  институтов, конструкторских и специальных  конструкторских бюро (средняя интеграция); самостоятельными исследованиями и  разработками предприятия (малая интеграция).1

С учетом сформулированных особенностей инновационной деятельности содержание инновационного менеджмента  включает:

Разработку планов и программ инновационной деятельности.

Рассмотрение (анализ и оценку) проектов создания новых продуктов.

Координацию деятельности подразделений  предприятия в сфере инноваций  и проведение единой инновационной  политики.

Мониторинг хода разработки новой продукции, и ее внедрения  в производство.

Взаимодействие с маркетинговой  деятельностью при формировании основных направлений научно-технической  и производственной деятельности для  обеспечения конкурентоспособности  продукции и эффективности предприятия  с учетом требований потребителей, конкуренции в отрасли и рыночной конъюнктуры.

Обоснование и обеспечение  программ инновационной деятельности предприятия финансовыми средствами, материальными ресурсами и квалифицированным  персоналом.

Создание временных целевых  групп для комплексного решения  инновационных проблем: от определения (выбора) идеи до организации серийного  производства новой продукции.

Особенностью современного этапа развития и обеспечения  эффективности инновационной деятельности является создание единых комплексов исследований, разработки и производства в корпорациях и крупных фирмах. Начиная с 80-х годов, четко проявилась тенденция переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности при формировании и  реализации инновационной политики крупных предприятий и корпораций. Это нашло выражение в стремлении к повышению доли наукоемких изделий  в номенклатуре (ассортименте) выпускаемой  продукции, что дает предприятию  дополнительные возможности расширения сопутствующих технических услуг (инжиниринговых, консультационных, лизинговых и других), а также в снижении издержек производства традиционной продукции.

Проявившиеся тенденции  связаны со стремлением транснациональных  корпораций сохранить лидерство  в определенных секторах рынка за счет монополизации выпуска наукоемких изделий и обеспечения ускоренной амортизации капитала, а обеспечить повышение конкурентоспособности традиционной продукции за счет значительного сокращения издержек производства.

 

 

 

 

 

 

2. Роль инновационной  деятельности в управлении

 

Своеобразие современного этапа  научно-технического прогресса в  том, что ключевое значение для производства приобретают не только прикладные исследования, но и фундаментальные науки. Это  объясняется рядом причин, в том  числе и экономическими.

Информация о работе Понятие и сущность инновационной деятельности