Понятие инноваций и новаций. Значение инноваций и новаций в конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Термин «инновация» введен в научный оборот австрийским ученым Йозефом Алоизом Шумпетером в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых изменений в развитии (вопросы инноваций) и дал полное описание инновационного процесса.
Представленная работа посвящена теме «Понятие инноваций и новаций. Значение инноваций и новаций в конкурентоспособности фирмы».
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Инновации и повышение конкурентоспособности фирмы..…………5
1.1 Понятия инноваций, новаций, новшества……………………………5
1.2 Научные подходы к инновационному менеджменту………………..6
1.3 Жизненный цикл изделия и инновации………………………………9
1.4 Классификация инноваций…………………………………………..10
1.5 Инновационный проект и его виды………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..17
2. Практическая часть…………………………………………………….18
Задача 1……………………………………………………………………18
Задача 2……………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика 3.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

Существует несколько мнений по поводу признаков, на основе которых производится классификации инноваций. Рассмотрим некоторые из них. Российский исследователь Ю.В. Яковец4 предложил следующую классификацию инноваций:

1) базисные инновации – реализуют  крупнейшие изобретения и становятся  основой кардинальных переворотов  в технике, формируются новые  ее направления, отрасли;

2) улучшающие инновации – предусматривают реализацию изобретений среднего уровня и служат базой для создания новых моделей взамен старой на новую, либо расширяют сферу ее применения;

3) микроинновации – улучшают  некоторые производственные или  потребительские характеристики  выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, способствуя тем самым более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;

4) псевдоинновации – направлены  на модернизацию моделей машин и технологий, представляющих уже вчерашний день техники. Можно представить классификацию инноваций по следующим признакам:

1) по областям применения: управленческие, социальные, промышленные, организационные  и др.;

2) по этапам НТП, результатом  которых стала инновация: технические, технологические, научные, конструкторские, производственные и информационные;

3) по темпам осуществления: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные;

4) по степени интенсивности: равномерные, слабые, массовые;

5) по масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;

6) по результативности: высокие, низкие, средние;

7) по эффективности: экономические, экологические, социальные, интегральные.

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на 3 группы:

1) инновации на «входе» в предприятие;

2) инновации на «выходе» из  предприятия;

3) инновации структуры предприятия  как системы, которая включает  в себя отдельные элементы  и взаимосвязи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Опыт показывает, что стабильное развитие производства в течение длительного времени зависит не только от ресурсов, но и от характера, от размеров инновационной деятельности, связанной с разработкой, внедрением, применением нововведений, которая направлена на внедрение итогов научных исследований и разработок в практический технологический процесс, т. е. она соединяет в себе производство, обмен, потребление и включает многие сферы деятельности, главная цель которой можно определить как создание, накопление и развитие научно-технического возможностей субъекта хозяйст-вования, которая обеспечивает его конкурентоспособность, экономическую безопасность и дальнейшее развитие.

Основной чертой современной экономики является скорость воплощения инновационного процесса. Инновационная стратегия в современной экономике – это обязательность выхода на рынок с инновациями по мере возникновения технологических возможностей. Источники идей часто находятся вне фирмы. Отсюда возникает интерес в увеличении взаимодействия с разными структурами. Из-за этого укорачивается жизненный цикл товара и усиливается конкуренция. Отличительная черта современной экономики – это ускоренное развитие нематериальной сферы (производство, распространение и использование знаний – основа, а всемирная информационная сеть – инфраструктура).

В наше время с ростом научно-технической конкуренции инновации стали главным условием выживания. Снижение нормы прибыли служит побудительным фактором к крупным инвестициям в инновации.

Инновационная деятельность очень сильно влияет на экономическое развитие страны и отдельной фирмы.

Предприниматели рассматривают издержки, которые связаны с созданием инноваций, как неизбежные вложения.

Что дает инновационное развитие фирмы предпринимателю:

1) позволяет приспособиться к  меняющимся условиям;

2) помогает увеличить качество  товаров и услуг, более широко  удовлетворить запросы потребителей;

3) создает условия для выживания  и развития в конкурентной  борьбе;

4) оказывает содействие в поддержании высокого уровня эффективности производства;

5) укрепляет финансовое положение  фирмы;

6) укрепляет имидж фирмы, поднимает  ее конкурентоспособность;

7) упрочает партнерские связи;

8) способствует развитию организационной  структуры;

9) способствует повышению квалификации персонала;

10) увеличивает производительность  труда.

Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупнённым (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупнённом кодировании код инновации будет иметь 9 цифр (рисунок 1):

Места для цифр кода инновации

Признак классификации инновации

Рисунок 1 - Схема кодирования инновации


Пример кода инновации: 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например: первая цифра означает – радикальное новшество; вторая – новшество разработано на стадии НИОКР; третья – новшество мирового уровня; четвертая – новшество создано в сфере науки; пятая – новшество создано в основном для продажи; шестая – инновация повторяющаяся; седьмая – инновация на основе изобретения; восьмая – эффект получен интегральный; девятая – инновация относится к подсистеме научного сопровождения системы инновационного менеджмента.

Другой пример инновации: 244411544. Это ординарная инновация, внедренная в производстве, новая для фирмы, промышленная, внутреннего применения, разовая, рационализирующая производственный процесс, дающая экономический эффект, относящаяся к управляющей подсистеме системы инновационного менеджмента.

Кодировать инновации можно в рамках страны и в мировом масштабе. В этом случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации.

Кодирование инновации позволяет автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный экономический эффект и активизирует инновационную деятельность.

 

    1. Инновационный проект и его виды

 

Инновационный проект – это комплексное понятие, включающее в себя:

1) форму целевого управления  инновационной деятельностью;

2) процесс осуществления инноваций;

3) комплект определенных документов5.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конечных целей на разных направлениях развития науки и техники.

Как процесс проведения инноваций инновационный проект – это совокупность проводимых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.

Комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации обязателен для реализации целей инновационного проекта.

Инновационный проект является проектной формой инновации, он обладает всеми ее основными свойствами.

Основополагающие особенности инновационного проекта как категории качественной и временной обусловливают классификацию его по видам и жизненным циклам.

Из-за многообразия возможных целей и задач научно-технического и социально-экономического развития инновационные проекты классифицируют по видам:

1) по уровню решения – могут  приниматься на федеральном, президентском, региональном, отраслевом уровнях;

2) по характеру целей проекта  – конечные (по достигнутым итогам) и промежуточные (связанные с  достижением промежуточных итогов при решении сложных проблем);

3) по виду потребности – ориентированные  на существующие потребности  или на создание новых потребностей;

4) по типу инновации – создание  нового или усовершенствованного  изделия, рынка, источника сырья, структуры управления, реорганизации;

5) по периоду реализации –  долгосрочные (более пяти лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), краткосрочные (менее трех лет);

6) по масштабности – монопроекты, мульти-проекты, мегапроекты.

Также инновационные проекты можно разделить на:

1) модернизационные (псевдоинновации) – когда конструкция прототипа  или базовая технология не  претерпевают радикальных изменений;

2) новаторские (улучшающие инновации) – когда конструкция продукта (услуги) по виду своих элементов  полностью отличается от прежнего;

3) опережающие (базисные инновации) – когда конструкция изделия  базируется на предваряющих технических  решениях;

4) пионерные (базисные инновации) –  когда возникают совершенно новые  материалы, конструкции и технологии, реализующие прежние или даже новые функции.

Итак, в настоящее время классификация инноваций очень многообразна, и поэтому управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций.

Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

 

 

Заключение

 

По результатам исследования по рассматриваемой теме, и сделаны следующие выводы:

1) Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу.

2) Новация – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования;

3)  Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера;

4) В настоящее время классификация инноваций очень многообразна и поэтому новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится и их классификация;

5) Жизненный цикл нового изделия состоит из семи конкретных стадий, таких как: разработка нового изделия; выход на рынок; развитие рынка; стабилизация рынка; уменьшение рынка; подъем; падение рынка;

6) Инновационные проекты можно разделить на: модернизационные (псевдоинновации); новаторские (улучшающие инновации); опережающие (базисные инновации); пионерные (базисные инновации).

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть

 

Задача 1
В цехе произведено 200 единиц изделия А и 400 единиц изделия Б. Составьте смету затрат на производство и калькуляцию себестоимости каждого вида продукции. Исходные данные приведены в таблице, тыс.руб.
Показатель
Всего
На изделия
А
Б
1. Заработная плата  производственных рабочих
200
120
80
2. Основные материалы
140
80
60
3. Заработная плата  административно-управленческого персонала
80
-
-
4. Заработная плата  вспомогательных рабочих
80
-
-
5. Амортизация здания
60
-
-
6. Электрическая энергия  на технологические цели
100
40
60
7. Электрическая энергия на освещение цеха
40
-
-
8. Амортизация оборудования
160
-
-
9. Прочие расходы
200
-
-

Информация о работе Понятие инноваций и новаций. Значение инноваций и новаций в конкурентоспособности фирмы