Положительные и отрицательные стороны франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:05, реферат

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что франчайзинговый бизнес можно рассматривать именно как одну из форм обеспечения эффективного развития международного предпринимательства в условиях интеграции экономики Российской Федерации в международном экономическом пространстве. Стоит подчеркнуть, что даже отсутствие элементарных законодательных основ регулирования деятельности франчайзинговых предприятий не является препятствием для его развития, однако, несомненно, существенно сдерживает данный процесс.
Целью данной работы является изучить, что же представляет собой такое понятие, как франчайзинг. Определить его основные преимущества и показать недостатки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.История развития франчайзинга……………………………………………….5
2.Виды франчайзинга…………………………………………..............................8
3.Положительные и отрицательные стороны франчайзинга…………………12 Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………..............15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

              Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.История развития франчайзинга……………………………………………….5

2.Виды франчайзинга…………………………………………..............................8

3.Положительные и отрицательные стороны франчайзинга…………………12           Заключение……………………………………………………………………….14

Библиографический список……………………………………………..............15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Франчайзинг является достаточно новым явлением в российской экономике. Франчайзинг  — смешанная форма крупного и  мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

     Следует отметить что с франчайзингом тесно связано такое понятие, как «франшиза». Франшиза – это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

     Купить  франшизу – означает заключить договор  франчайзинга с франчайзером об открытии предприятия-франчайзи по технологии франчайзера, используя бренд франчайзера, а так же его маркетинговые  наработки.

     Покупая франшизу, предприниматель ограждает  себя от множества рисков связанных  с открытием малого предприятия 

     Данная  работа посвящена одной из новых  для российской практики технологии ведения бизнеса, которая может  быть полезной для предпринимателей. Франчайзинг пришел к нам из США, и в настоящее время достаточно активно развивается по всему миру. Данная система имеет как преимущества, так и недостатки. Она имеет как своих сторонников, так и противников.

     У каждого предпринимателя имеется  собственное мнение на счет данной системы управления. И достаточно многие признают ее действенность. В принципе франчайзинг имеет значительные плюсы как для фирмы-франчайзи, так и для фирмы-франчайзера.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что франчайзинговый  бизнес можно рассматривать именно как одну из форм обеспечения эффективного развития международного предпринимательства в условиях интеграции экономики Российской Федерации в международном экономическом пространстве. Стоит подчеркнуть, что даже отсутствие элементарных законодательных основ регулирования деятельности франчайзинговых предприятий не является препятствием для его развития, однако, несомненно, существенно сдерживает данный процесс.

     Целью данной работы является изучить, что  же представляет собой такое понятие, как франчайзинг. Определить его основные преимущества и показать недостатки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. История развития франчайзинга. 

     Первым  прототипом современной системы  франчайзинга принято считать систему  продаж и обслуживания швейных машин  Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов. На время организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.

     Cовременный  франчайзинг испытал настоящий  подъём в 1898, когда компания  «Дженерал моторс» начала применять  франчайзинговое дилерство.

     В 20х годах прошлого века в США  начал развиваться стандартный  товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

     После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие  компании. Так появились первые сетевые  бензоколонки, принадлежавшие независимым  франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

     Классический  товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер — франчайзи  товары, и услуги начал видоизменяться только в 50х годах прошлого века.

     В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

             В России франчайзинг начинает  получать широкое распространение  лишь в последние годы. В частности,  по франчайзинговой схеме работает  большая часть сети продовольственных  магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка»,  часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «ДубльГИС», фирма 1С.

     Франчайзинг в России: договор коммерческой концессии.

     В российском законодательстве отношения  франчайзинга регулируются договором  коммерческой концессии главой 54 ГК РФ. Термин "Коммерческая концессия" эквивалентен терминам франчайзинг,франшиза.

     По  договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется  предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без  указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование  и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак,  знак обслуживания  и т.д.

     Договор коммерческой концессии предусматривает  использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого  опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

     Сторонами по договору коммерческой концессии  могут быть коммерческие организации  и граждане, зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 1027 ГК РФ)

     Сторонами по договору коммерческой концессии  могут быть коммерческие организации  и граждане, зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Виды  франчайзинга 

     В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга:

     1)производственный;

     2)товарный;

     3)франчайзинг  бизнес-формата. 

     Производственный  франчайзинг 

     Производственный  франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.

     В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsico и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.

     Производственный  франчайзинг имеет много общих  черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки. 

     Франчайзинг товара 

     При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.

     Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к  покупателям точно в таком  виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям.

        В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице. 

     Франчайзинг бизнес-формата 

     Наиболее  же перспективным на сегодняшний  день видом франчайзинга является франчайзинг  бизнес-формата. Здесь франчайзер, кроме  прав на использование товарного  знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры.

Информация о работе Положительные и отрицательные стороны франчайзинга