Критерии максимизации прибыли и минимизации убытков и особенности их проявления в условиях различных рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции, изучить и проанализировать принципы максимизации прибыли и минимизации убытков в различных рыночных структурах.
Задачи работы:
1. Показать общую характеристику рыночных структур.
2. Рассмотреть классификацию рыночных структур.
3. Рассмотреть виды конкуренции.

Содержание

Введение 3
1. Рыночные структуры 5
1.1. Общая характеристика рыночных структур 5
1.2. Классификация рыночных структур 7
2. Виды конкуренции 9
2.1. Классификация различных видов конкуренции 9
3. Максимизация прибыли и минимизация убытков в различных условиях 16
3.1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде 16
3.2. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде 18
3.3. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях совершенной конкуренции 19
3.4. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях несовершенной конкуренции 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач мусаев.docx

— 294.31 Кб (Скачать файл)

Рис. 26.2. Максимизация прибыли  конкурентной фирмой

Рис. 26.3. Самоокупаемая конкурентная фирма

Рис. 26.4. Конкурентная фирма, несущая убытки

[6]

3.4. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях несовершенной конкуренции. 

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. 

 

Ограниченность совершенной  конкуренции приводит к тому, что  большинство реальных рынков – это  рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно. 

 

Самым общим показателем  существования на рынке несовершенной  конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной  конкуренции. Исходя из этого, предпосылками  несовершенной конкуренции являются:

  • значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;
  • неоднородность продукта;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • несовершенство информации;
  • участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  • производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;
  • присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

Каждый из этих факторов в отдельности, или все они  вместе, способствуют нарушению рыночного  саморегулирования. Отдельные фирмы  приобретают рыночную власть – могут  влиять на уровень цен и объем  предложения на рынке. Если на рынке  совершенной конкуренции объем  выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке  несовершенной конкуренции такое  влияние существует – поведение  фирмы становится значимым в масштабах  отрасли.

 
В случае несовершенной конкуренции  цена,- величина переменная, на которую фирма может влиять (фирма - "ценоделатель"). Доход фирмы зависит как от выбранного объема производства, так и от цены. Фирма для того, чтобы продать больше родукции,вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы, по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться (рис. 15.2). 

Рис. 15.2. Совокупный доход 

Доход, получаемый от реализации единицы продукции  – это средний доход ( ) 

Он также равен  цене продукции:   Производство доп. единицы продукции порождает доп-ные издержки произв-ва, приносит и допол-ный, предельный доход. Он меньше среднего дохода (цены), т.е.  Это объясняется : Чтобы продать доп-ную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену, и также снизить цены и на все предыдущие единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы. Отсюда: в условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы = цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц. Таким образом, поскольку для продажи большего количества товара фирме приходится снижать цену, то кривая её среднего дохода будет наклонена вниз, а кривая МR окажется ниже кривой AR /

^

 Средний доход (цена продукции) и предельный доход

Cнизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (теперь продукция продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнительной единицы продукции оказывается меньше цены.Всякая фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна ответить на три основных вопроса: Производить ли вообще? При каком объеме выпуска максимизируется прибыль? Каков будет результат деятельности фирмы при данных ценах?Хотя целью деятельности фирмы является прибыль, вполне возможна ситуация, когда она будет работать, не получая прибыли или неся убытки (-Pr), или вообще на некоторое время прекратит производство. Все зависит от соотношения дохода и издержек, величина которых определяется объемом выпуска, который выбирает фирма.Отсюда важнейшей задачей фирмы является нахождение, выбор наилучшего - оптимального объема производства, позволяющего максимизировать прибыль.Существует два взаимосвязанных подхода (принципа) к определению оптимального объема производства: сравнение совокупного дохода и совокупных издержек; сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Нахождение  оптимального объема производства

Фирма получает прибыль, производя продукцию в  объемах, при которых совокупный доход больше совокупных издержек (TR>TC). На графике - это объемы производства, расположенные между точками  и . Объем производства, при котором  разница между сов. доходом и  сов. издержками максимальна (TR-TC)max, обеспечивает фирме максимальную прибыль ( ). Производство продукции в объемах, при которых совокупные издержки больше совокупного дохода (TC>TR), приносит фирме убытки (0-). Фирма будет работать, даже получая убытки, если эти убытки меньше постоянных издержек, т.е. издержек, которые она имела бы при нулевом выпуске. Объем производства, при котором превышение TC над TR минимально, означает получение фирмой минимальных убытков (TC-TR)min. Объем производства, при котором сов.издержки равны сов. доходу (TR=TC), не приносит фирме ни прибыли, ни убытков, т.е. имеет место нулевая прибыль ( и ). Нулевая прибыль означает нормальную прибыль, которая является частью издержек производства. Если при определенном объеме выпуска ( ) убытки фирмы равны постоянным издержкам (-Pr=FC), то фирме безразлично, производить или нет; она находится в точке безразличия, поскольку, приостанавливая производство, фирма все равно несет потери, равные постоянным издержкам. Объем производства ( ), при котором убытки больше постоянных издержек (-Pr>FC), свидетельствует о том, что фирме следует временно прекратить производство.

^

Сопоставление предельного дохода и предельных издержек.

Рис. 15.7. Правило максимизации прибыли

Согласно правилу  максимизации прибыли фирма, производящая продукцию в объемах, при которых MR=MC, получает максимально возможную  при данных ценах прибыль, т.е. оптимальный  объем производства - это объем, при  котором предельные издержки (МС) и  предельный доход (МR) равны. При этом надо помнить, что фирму интересует прибыль на всю массу выпуска, а не только на дополнительную единицу. Любые отклонения от объема, соответствующего равенству MR и MС, приводят к потерям  для фирмы либо в виде прямых убытков  при большем, чем оптимальный, объеме производства, либо в виде сокращения массы прибыли при объеме меньшем, чем оптимальный.При   , соответствующем равенству MR и MС, фирма получает максимальную прибыль, равную площади фигуры РЕА, представляющей собой разность между совокупным доходом   (произведение цены на объем выпуска) и совокупными издержками производства -  . При  общая масса прибыли будет меньше, чем при  ; при   фирма понесет убытки, так как ее издержки окажутся больше ее доходов. Пока MR превышает MС, фирме следует расширять произв-во, так как увеличив объем производства на единицу, фирма увеличит свою прибыль. Но как только предельные издержки превысят предельный доход, фирме следует снизить производство, иначе ее прибыль будет сокращаться. Равенство MС и MR - это своего рода сигнал, который информирует производителя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конкуренция — это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит  от дешевизны и качества товаров.

Чаще всего рынок в  зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

Максимизация прибыли (минимизация  убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке  равновесия предельного дохода и  предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли  означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном  выражении равны их ценам или  что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт  в денежном выражении не станет равнозначен  его стоимости.

Увеличение выпуска продукции  повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи  дополнительной единицы продукции  превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому  условно соответствуют объемы выпуска  А, В, С. Получаемые в результате выпуска  этих единиц дополнительные прибыли  выделены на рисунке жирными линиями.

MR – предельный доход;

MC – предельные издержки

Рис. 1. Правило максимизации прибыли

Когда издержки, связанные  с выпуском еще одной единицы  продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие  лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти  убытки отмечены жирными линиями  над точками D, E, F.

В этих условиях максимальная прибыль достигается при том  объеме производства (точка О), где  кривая предельных издержек в своем  возрастании пересечет кривую предельного  дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения  кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет  сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства  предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке  О.

В условиях совершенной конкуренции  предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли  может быть представлено в другом виде: P = MC.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Райзберг Б. А.. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга.— ИНФРА-М, 1997

2. Фролова Т.А.. Микроэкономика: конспект лекций / Таганрог: ТРТУ, 2006

3. Макконнелл К.Р., Ш. М. Флинн., «Экономикс» / ИНФРА-М, 2011

4. Виханский О.С., Наумов А.И, Менеджмент: Учебник / Гардарики, М; 2002

5. Кит П., Управленческая  экономика / Питер-пресс, 2008

6. Вечканов Г.С., Микроэкономика  / Питер-пресс, 2008

7. Бордунова С.А., Ефимова Е.Г., Микроэкономика Ч1 / Москва, 2008

 

 




Информация о работе Критерии максимизации прибыли и минимизации убытков и особенности их проявления в условиях различных рыночных структур