Критерии максимизации прибыли и минимизации убытков и особенности их проявления в условиях различных рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции, изучить и проанализировать принципы максимизации прибыли и минимизации убытков в различных рыночных структурах.
Задачи работы:
1. Показать общую характеристику рыночных структур.
2. Рассмотреть классификацию рыночных структур.
3. Рассмотреть виды конкуренции.

Содержание

Введение 3
1. Рыночные структуры 5
1.1. Общая характеристика рыночных структур 5
1.2. Классификация рыночных структур 7
2. Виды конкуренции 9
2.1. Классификация различных видов конкуренции 9
3. Максимизация прибыли и минимизация убытков в различных условиях 16
3.1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде 16
3.2. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде 18
3.3. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях совершенной конкуренции 19
3.4. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях несовершенной конкуренции 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач мусаев.docx

— 294.31 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«Московский государственный  университет путей сообщения»

(МИИТ)

 

Юридический институт

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

 

Критерии максимизации прибыли и минимизации убытков  и особенности их проявления в  условиях различных рыночных структур.

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

специальности 036401

группы ЮТТ - 112

Мусаев О.Б.

 

 

Допускается к защите

«___» __________2013 г.

 

 

Защищена «___»__________2013 г.

С оценкой _____________

 

 

Преподаватель, доктор экономических  наук,

Бурцев Ю.А______________

 

 

Москва, 2013

 

Содержание:

 Введение                                                                                                                      3

1. Рыночные структуры                                                                                               5

  1.1. Общая характеристика  рыночных структур                                                    5

  1.2. Классификация рыночных  структур                                                                 7

2. Виды конкуренции                                                                                                  9

  2.1. Классификация различных  видов конкуренции                                              9

3. Максимизация прибыли  и минимизация убытков в различных  условиях      16

  3.1. Максимизация прибыли  в краткосрочном периоде                                      16

  3.2. Максимизация прибыли  в долгосрочном периоде                                        18

  3.3. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях совершенной конкуренции                                                                                                               19

  3.4. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях несовершенной конкуренции                                                                                   24

Заключение                                                                                                                 31

Список использованной литературы                                                                       33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок. По определению рынок — это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение — это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition). Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Эта тема очень актуальна на данный момент времени в связи с тем что предполагается, что единственная задача фирмы заключается в максимизации прибыли на долговременном этапе. Предположение о максимизации прибыли часто используется в микроэкономике, так как с его помощью можно точно прогнозировать поведение фирм и избежать не нужных аналитических усложнений. Но максимизируют ли фирмы прибыль на самом деле? Эта тема полна противоречий. Руководителей могут больше занимать такие цели, как

3

максимизация доходов, чтобы  добиться роста, или выплата дивидендов, чтобы удовлетворить акционеров, а не максимизация прибыли. Руководители могут быть заинтересованы в краткосрочной  прибыли фирмы (чтобы получить повышение  или крупное вознаграждение) за счет уменьшения прибыли на долговременном этапе, хотя максимизация прибыли на долговременном этапе представляет больший интерес для акционеров. Таким образом, наше предположение  о максимизации прибыли имеет  серьезные основания.

Цель работы: рассмотреть  рыночные структуры и виды конкуренции, изучить и проанализировать принципы максимизации прибыли и минимизации  убытков в различных рыночных структурах.

Задачи работы:

1. Показать общую характеристику  рыночных структур.

2. Рассмотреть классификацию  рыночных структур.

3. Рассмотреть виды конкуренции. 

4. Рассмотреть принципы  максимизации прибыли и минимизации  убытков в условиях совершенной  и несовершенной конкуренции. 

 

1. Рыночные структуры

1.1. Общая характеристика  рыночных структур

Единое понятие «рынок»  часто подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить  на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы.

По организационному признаку; то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели:

 

— рынок совершенной конкуренции;

 

— рынок монополистической  конкуренции;

 

— олигополистический рынок;

 

— чисто монополистический  рынок.

 

По пространственному  признаку рынки делятся на местные, региональные, национальные и международные, объединяемые термином «мировой рынок».

 

По функциональному признаку или по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок подразделяется на четыре основные группы:

 

— рынок товаров и услуг;

 

— рынок факторов производства;

 

— финансовый рынок;

 

— информационный рынок.

 

Помимо этой основной классификации  рынок может подразделяться по характеру  продаж: оптовый, розничный, фьючерсный; по степени регулируемости — регулируемый и нерегулируемый; по уровню насыщения  — равновесный, избыточный, дефицитный; по соответствию законодательным нормам — легальный, «черный» рынок.

 

Экономисты выделяют несколько  основных моделей рынка по степени  ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности. Конкурентность рынка — очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль, то есть выпуска продукта любой желающей фирмой.

 

Напротив, чистая монополия  предполагает наличие одной фирмы  в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры  на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция  характеризуется сравнительно большим  числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным  вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных  продавцов, имеющих возможность  воздействия на цену товаров, объем  предложения, а также трудностью вступления в отрасль.

Прежде чем рассмотреть  эти типы рынков подробнее, нужно  отметить, что такая классификация  основана на поведении и количестве продавцов. Но как известно, на рынке  два субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения  покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и  встречающаяся крайне редко); олигопсонию (монополия продавцов) — наличие  нескольких крупных покупателей, имеющих  возможность диктовать условия  рынку, и конкурентный рынок, на котором  представлено множество покупателей.

 

Чаще всего рынок в  зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.[1]

1.2. Классификация рыночных структур

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает  ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.

Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды конкуренции

2.1. Классификация  различных видов конкуренции

Конкуренция — это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит  от дешевизны и качества товаров.

Две основные формы конкуренции:

  • внутриотраслевая
  • межотраслевая

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.

Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.

Различают:

  • совершенную (свободную) конкуренцию
  • несовершенную конкуренцию

Основные признаки свободной  конкуренции:

1.Неограниченное число  участников конкуренции, свободный доступ на рынок и выход из него: каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить деятельность. Сделать это можно по-разному:

  • открыть свое дело
  • приняв непосредственное участие в труде
  • нанять работников
  • купить акции
  • приобрести государственные облигации
  • положить деньги в банк
  • инвестировать их в недвижимость

2.Абсолютная мобильность  материальных, трудовых, финансовых  и прочих ресурсов — участник конкуренции вкладывает свои деньги не просто так, а ради увеличения дохода.

3.Полная информированность  каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций (в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход).

4.Ни один участник свободной  конкуренции не в состоянии  оказать влияние на решения,  принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и предложения незначителен, поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной. Таким образом, реальные уровни цен устанавливаются некой «невидимой рукой» (механизм рынка).

Информация о работе Критерии максимизации прибыли и минимизации убытков и особенности их проявления в условиях различных рыночных структур