Классификация инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:19, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование классификаций инноваций.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- выявление признаков классификаций инноваций;
- изучение различных классификаций инноваций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….....3
1. Понятие инновации, понятие классификации инноваций……………………..4
2. Обзор основных признаков, лежащих в основе классификации инноваций....6
3. Признаки, лежащие в основе общей классификации инноваций и инновационных продуктов………………………………………………………….9
4. Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. васильеву ………………13
5. Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой……………………………………………………………………….…..14
6. Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой……………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список используемой литературы…………………...………………………….....17

Вложенные файлы: 1 файл

реф иннов мен.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

По областям применения в сферах обслуживания:

  • образование;
  • питание;
  • спорт и молодежь;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • правовое обслуживание и охрана;
  • туризм;
  • торговля;
  • финансовое обслуживание;
  • другие.

По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

  • мировой новизны;
  • отечественной новизны;
  • отраслевой новизны;
  • новые для фирмы;
  • расширение имеющейся гаммы товаров, ассортимента, портфеля товаров и услуг;
  • обновленные товары и услуги;
  • товары и услуги с измененным позиционированием;
  • с сокращенными издержками (производственные инновации).

Масштабы распространения инноваций:

  • транснациональные;
  • народнохозяйственные и федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные;
  • в рамках объединений и ассоциаций;
  • в рамках организации;
  • в рамках подразделения.

Широта воздействия инноваций:

  • глобальна, мировая;
  • народнохозяйственная, национальная;
  • отраслевая;
  • локальная.

Темпы осуществления инноваций:

  • быстрые, нарастающие;
  • замедленные, равномерные;
  • медленные, затухающие.

Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

  • исследования;
  • разработки;
  • промышленное производство;
  • маркетинг;
  • логистика;
  • диффузия;
  • рутинизация;
  • сервисная поддержка.

По преемственности выделяют следующие инновации:

  • открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
  • закрывающие - инновации, закрывающие ряд отраслей;
  • замещяющие;
  • отменяющие;
  • ретровведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ ПО П. Н. ЗАВЛИНУ И А.В. ВАСИЛЬЕВУ

 

В отличии от Г. Менша и Ю.В. Яковца, использующих единственный критерий классификации, рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

 

Таблица 1 Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В.Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом которых  стала инновация

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3. Степень интенсивности

«Бум», равномерная, слабая, массовая

4. Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5. Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6. Результативность

Высокая, низкая, средняя

7. Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная


 

 

 

 

 

 

5. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ ПО Э.А. УТКИНУ, Г.И. МОРОЗОВОЙ, Н.И. МОРОЗОВОЙ

 

Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

 

Таблица 2. Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой,   Н.И. Морозовой

Классификационный признак

Вид инновации

Содержание инновации

1. Причина возникновения

1.1. Реактивные

1.2. Стратегические

1.1. Обеспечивают выживание фирмы  или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке

1.2. Внедрение их носит упреждающий  характер с целью получения  решающих конкурентных преимуществ  в перспективе

2. Предмет и сфера приложения

2.1. Продуктовые

2.2. Рыночные

2.3. Инновации-процессы

2.1. Новые продукты и услуги

2.2. Открытие новых сфер применения  продукта, а также позволяющих  реализовать услугу на новых  рынках

2.3. Технология, организация производства  и управленческие процессы

3. Характер удовлетворяемых потребностей

3.1. Ориентирование на существующие  потребности

3.2. Ориентирование на формирование  новых потребностей

3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью  или частично

3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.


 

 

 

 

6. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ ПО С.Д. ИЛЬЕНКОВОЙ

 

Подход С.Д. Ильенковой к классификации инноваций определенным образом перекликается с рассмотренными подходами Г. Менша и Ю.В. Яковца. Это связано с тем, что С.Д. Ильенкова в качестве одного из критериев своей классификации обозначает глубину вносимых изменений и выделяет радикальные (базовые), улучшающие и модификационные инновации. В то же время в данном случае указанный критерий классификации имеет более широкую сферу применения, поскольку не предназначается для характеристики исключительно технологических нововведений. Основное же отличие классификации инноваций по С.Д. Ильенковой от подходов Г. Менша и Ю.В. Яковца заключается в том, что обозначенная классификация является многокритериальной и предусматривает выделение групп прогрессивных нововведений не только исходя из глубины вносимых изменений, но также и с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии и сфера деятельности. Кроме того, следует отметить тот факт, что место на предприятии как классификационный признак в рамках подхода С.Д. Ильенковой фактически аналогично по смыслу структурной характеристике инноваций, выделяемой в качестве критерия классификации В.В. Горшковым и Е.А. Кретовой.

 

Таблица 3. Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой

Классификационный признак

Виды инноваций

1. Технологические параметры

Продуктовые, процессные

2. Новизна

Новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия

3. Место на предприятии

Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации системной структуры

4. Глубина вносимых изменений

Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные

5. Сфера деятельности

Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подводя итоги данной работы можно сказать, что инновация - это, по сути, комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.

Интерес к проблемам теории инноваций в последнее время резко возрос, о чём свидетельствует постоянно возрастающий объем публикаций. Вместе с тем, в литературе понятийный аппарат инноватики разработан далеко не полностью. При этом один и тот же термин трактуется по-разному, либо отождествляется. Это говорит об актуальности уточнения сущности инновации.

Инновация - коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта. Экономическая эффективность от инноваций результаты определяется разностью между денежными доходами и расходами и доходами от реализации мероприятий, а также отражает изменение величины спроса на новый продукт или услугу в результате замещения. Характер инновационного процесса дискретен, в своем развитии он проходит несколько этапов - от идеи до производства готового продукта. Конечный продукт, созданный с применением того или иного "инновационного" решения, после появления на рынке в итоге представляет собой типичный товар с набором стоимостных и потребительских характеристик, которые в полной мере удовлетворяют требования покупателя.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Веселов Н.В. Инновационный менеджмент. - М.: 2011., 173 с.

2.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2011. – 285 с.

3.Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник: по специальности «Менеджмент организации». – М.: Инфра-М, 2012. - 147 с.

4.Попадюк Т.Г., Чернышева Б.Н. Инновационный менеджмент и экономика организаций - М.: ИНФРА - М; Вузовский учебник, 2011. - 240 с.

5.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2012. - 389 с.

6.Швандара В.А. Инновационный менеджмент: - М.: Вузовский учебник, 2010. - 382 с

 

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Классификация инноваций