Исследование инновационной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить сущность инновационной деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы категории «инновационная деятельность»;
- выявить факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятий;
- рассмотреть показатели инновационной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…3
1 Теоретические аспекты инновационной деятельности предприятия………......…5
Понятие, сущность и виды инновационной деятельности предприятия……….5
Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности…………………………………………………………….………….9
Показатели инновационной деятельности организации……………………….11
Расчёт экономических показателей деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………….….17
Расчет стоимости оборудования и производственных помещений………...…17
Расчет потребности в оборотных средствах………………………………….…18
2.3 Расчет потребности в трудовых ресурсах…………………………………….…22
2.4 Расчет фонда оплаты труда и производительности труда…………………...…25
2.5 Расчет себестоимости продукции………………………………………..………28
2.6 Расчет цены, прибыли и уровня рентабельности………………………….……34
2.7 Расчет капитальных вложений и экономического эффекта от их использования…………………………………………………………………………36
2.8 Расчет показателей эффективности использования капитала………………….37
Выводы………………………………………………………………………………40
Список использованной литературы………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

экова .docx

— 112.04 Кб (Скачать файл)

[Введите текст]

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Волжский политехнический  институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Волгоградский государственный технический  университет»

(ВПИ (филиал) ВолгГТУ)

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине: «Экономика предприятия» 
на тему: «Исследование инновационной деятельности предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ВЭ-311

Иконникова Любовь

Проверил: Экова В.А.

 

 

 

 

 

 

Волжский 2013

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...…3

1 Теоретические аспекты инновационной деятельности предприятия………......…5 

    1. Понятие, сущность и виды инновационной деятельности предприятия……….5
    2. Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности…………………………………………………………….………….9
    3. Показатели инновационной деятельности организации……………………….11
  1. Расчёт экономических показателей деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………….….17
    1. Расчет стоимости оборудования и производственных помещений………...…17
    2. Расчет потребности в оборотных средствах………………………………….…18

2.3 Расчет потребности  в трудовых ресурсах…………………………………….…22

2.4 Расчет фонда оплаты  труда и производительности труда…………………...…25

2.5 Расчет себестоимости  продукции………………………………………..………28

2.6 Расчет цены, прибыли  и уровня рентабельности………………………….……34

2.7 Расчет капитальных  вложений и экономического эффекта  от их использования…………………………………………………………………………36

2.8 Расчет показателей  эффективности использования капитала………………….37

Выводы………………………………………………………………………………40

Список использованной литературы………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Одной из важнейших составляющих деятельности производственного предприятия  является инновационная деятельность. Инновационная деятельность часто  трактуется как деятельность, связанная  с использованием новых (высоких) технологий. Многие предприятия пытаются в том  или ином виде осуществлять инновационную  деятельность самостоятельно или через  создаваемые специально для этого  дочерние структуры или инновационные  центры, призванные способствовать продвижению  и использованию инновационной  продукции.

Во всем мире инновации  сегодня – это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.

Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем  в борьбе за потребителя оказывается  тот, кто строит свою деятельность преимущественно  на основе инновационного подхода и  главной целью стратегического  плана ставит разработку новых товаров  и услуг.

Инновационная активность предприятия  может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной  стратегической перспективы, удержания  и расширения рыночной ниши.

Цель курсовой работы: определить сущность инновационной деятельности предприятия.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

-рассмотреть теоретические основы категории «инновационная деятельность»;

- выявить факторы, влияющие  на инновационную деятельность  предприятий;

- рассмотреть показатели  инновационной деятельности.

Предмет исследования –  инновационная деятельность.

Объект исследования – основные рыночные факторы, влияющие на характер инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты инновационной деятельности предприятия

1.1 Понятие, сущность и виды инновационной деятельности предприятия

Понятие "деятельность" трактуется как специфическая человеческая форма отношения к окружающему  миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей - условия существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. В развитие изложенного определения исследователи утверждают: "Человеческая деятельность есть "целеустремленное поведение"; "результат, к которому стремится деятельность, называется ее целью, намерением, замыслом"; "средством является все, что служит достижению цели, намерению или замыслу"[19,с.417].

Интенсивность инновационной  деятельности во многом определяет уровень  экономического развития. Освоение высоких  технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня  являются ключевыми факторами устойчивого  экономического роста для большинства  индустриально развитых стран мира. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее  время стали предприятия и  отрасли в целом, которые ориентированы  на производство высокотехнологичных  товаров, таких как компьютеры и  полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Надо сказать, что коммерческий успех  в этой области основан больше на знании, новых технических решениях, чем на производственных возможностях.

На сегодняшний день все  большая часть фирм перестраивает  свои системы управления с традиционной производственной и рыночной на технологическую  ориентацию, поскольку пионерная технология стала успехом   на   любом  рынке,    который    ждет     продукцию    с     новыми характеристиками и готов платить за это высокую цену.

Не секрет, что в рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а так как инновационная  деятельность - это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования. В качестве последних могут выступать собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов[6,с.8].

Государство в свою очередь  заинтересовано в осуществлении  фирмами и организациями инновационных  проектов, поскольку сумма революционных  инноваций повышает уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Таким образом, субсидируя создание инноваций в  частном секторе, государство косвенным  образом решает одну из основных макроэкономических проблем - ускорение НТП[8,с.132].

Инновация - это использование  новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно  после их открытия или изобретения  в целях изменения или улучшения  выпускаемой продукции, способа  ее производства или распределения[17,с.84]. Функции инновации могут быть и технологические, и управленческие, и организационные. Следует особо подчеркнуть две важнейшие характеристики инновации. Это новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта неразделимы, причем важно подчеркнуть, что научно-технический аспект становится экономическим фактором только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос. Иными словами, любая инновация должна иметь ориентацию на конечный результат прикладного

характера.

Инновационная политика в  широком понимании объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство  и управление. Она затрагивает  всю социально-экономическую среду, включая производство,    банки,    научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения.

Инновационная политика - это  сложный и не всегда лишенный риска  процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными[9,с.49]. При этом следует понимать, что определенная часть предлагаемых нововведений неизбежно окажется нереализованной.

В настоящее время приходит понимание того, что инновационная  деятельность - основа устойчивого  развития предприятия.

При разработке политики финансирования инновационной деятельности нужно  учитывать ее системные связи, а  именно то, что инновационная политика в ее реализации имеет финансовую, технологическую (интеллектуальную), кадровую составляющие. Эти составляющие могут  быть выделены в механизме управления инновационной деятельностью предприятия. При этом схемы разработки политики финансирования и инновационной  политики совпадают[11,с.108].

Для  успешного  управления  инновационной  деятельностью  необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде  всего  необходимо  уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах  и  технологических процессах (например, эстетические изменения –  цвета,  формы  и  т.  п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными  конструктивное  исполнение  и  не   оказывающих   достаточно заметного влияния на параметры,  свойства,  стоимость  изделия,  а  также входящих в него материалов  и  компонентов;  от  расширения  номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью  удовлетворения текущего спроса  и  увеличения  доходов  предприятия.  Новизна  инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций[7].

В зависимости от технологических  параметров  инновации  подразделяются на:

- продуктовые инновации,  они  включают  применение  новых  материалов,  новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

- процессные инновации означают новые методы организации  производства  (новые технологии). Процессные инновации  могут  быть  связаны  с  созданием  новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу   новизны   для   рынка инновации делятся  на:

- новые для отрасли  в мире;

- новые для отрасли  в стране;

- новые для данного  предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

- инновации на входе предприятия (изменения в выборе  и  использовании  сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии,  информация  и др.);

- инновации     системной     структуры      предприятия      (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

В Научно-исследовательском  институте системных  исследований  (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом  сфер  деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области управления  [9,с.13].

Инновация означает изменения  в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно  должно иметь такую структуру  и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия новых благоприятных возможностей.

Инновационная деятельность очень важна на  предприятии, так как  в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.

 

    1. Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности

 

Технико-экономические факторы, препятствующие инновационной деятельности: недостаток средств для финансирования рискованных проектов, слабость материально - и научно- технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов существующего производства[5].

Информация о работе Исследование инновационной деятельности предприятия