Информационные технологии в таможенных органах Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Как и в любой области человеческой деятельности, в таможне в начале 21 века ключевое значение имеет применение новейших инновационных технологий. В таможенных органах это – использование процедуры предварительного информирования, позволяющей сократить временные и финансовые затраты перевозчиков, применение электронного документооборота при взаимодействии таможни и бизнеса, осуществление таможенного контроля с использованием системы “зеленого” и “красного” коридоров, внедрение принципа “одного окна”, системы налоговой безопасности и таможенного постаудита, применение информационных таможенных технологий и др.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Обзор литературных источников в области информационных технологий и правовой информации 6
Глава 2 Основные методологические подходы в изучении взаимодействия информационных технологий и таможенной деятельности 8
Глава 3 Применение информационных технологий в таможенных органах Республики Беларусь 9
3.1 Направления совершенствования информационных технологий таможенных органов государств-членов Таможенного союза 11
3.2 Информационные таможенные технологии Республики Беларусь 14
Заключение 19
Библиографический список 21
Приложение А 23
Предметный указатель к реферату 23
Приложение Б 24
Интернет ресурсы в предметной области исследования 24
Приложение В 26
Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка)и Print SCreen главной страницы 26
Приложение Г 27
Граф научных интересов 27
Приложение Д 31

Вложенные файлы: 1 файл

выпускная работа 14МО176 - Апанович Н.Г..doc

— 401.00 Кб (Скачать файл)

БЕЛоРУСсКий государственный УНиВЕРСиТеТ

На правах рукописи

УДК 339.9; 339.9:061 (100)

Апанович 
Наталья Геннадьевна

Информационные технологии в таможенных органах 
Республики Беларусь

Выпускная работа по 
«Основам информационных технологий»

Магистранта кафедры таможенного дела

Специальность 1-26 80 01 – управление в социальных и экономических системах

Научные руководители:  
кандидат исторических наук, доцент  
Острога В.А., 
старший преподаватель Громко Н.И.

Минск, 2012

Оглавление

Список  обозначений к выпускной работе

ВЭД – Внешнеэкономическая деятельность

ИС  – Информационные системы

ИТ  – Информационные технологии

ИТТ – Информационные таможенные технологии

СУР – Система управления рисками

ТС  – Таможенный союз

ЕЭК – Евразийская экономическая  комиссия

Введение

Как и в любой области человеческой деятельности, в таможне в начале 21 века ключевое значение имеет применение новейших инновационных технологий [11, с. 96]. В таможенных органах это – использование процедуры предварительного информирования, позволяющей сократить временные и финансовые затраты перевозчиков, применение электронного документооборота при взаимодействии таможни и бизнеса, осуществление таможенного контроля с использованием системы “зеленого” и “красного” коридоров, внедрение принципа “одного окна”, системы налоговой безопасности и таможенного постаудита, применение информационных таможенных технологий и др.

В настоящее время развитие таможенных и информационных технологий в таможенных службах государств-членов Таможенного союза (ТС) находится на высоком уровне, соответствующем в целом современным требованиям и опыту передовых таможенных администраций мира. Внедрено и интенсивно развивается электронное декларирование, предварительное информирование, продолжается унификация системы управления рисками, развитие транзитных технологий [22].

Однако современный мир развивается  очень динамично. Общество и бизнес требуют более простых и понятных правил таможенного администрирования и регулирования. Интересы государств при этом заключаются в достижении таких стратегических целей, как:

повышение устойчивости национальных экономик государств-членов Таможенного союза в условиях усиливающейся глобальной и региональной конкуренции;

формирование  привлекательного инвестиционного  климата на таможенной территории ТС;

обеспечение баланса между содействием международной  торговле и обеспечением безопасности национальных интересов государств- членов ТС.

С учетом наработок и идей, которые  накоплены в настоящее время  в таможенных службах, исходя из массовой информатизации всего нашего общества в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сформулированы основные направления развития таможенного администрирования в ТС. На них в своем докладе сфокусировал внимание Член Коллегии (Министр) ЕЭК по таможенному сотрудничеству Владимир Анатольевич Гошин на Международной научно-практической конференции "Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства", проходившей в Минске 20 - 21 сентября 2012 г.

Содержание выпускной работы. Структурно работа состоит из перечня условных обозначений, введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 26 наименований и 6 приложений (на 11 страницах). Общий объем выпускной работы составляет 31 страница.

Первая  глава посвящена обзору литературных источников в области информационных технологий и правовой информации. Во второй главе рассмотрены детально методы исследования информационных таможенных технологий.

Третья  глава посвящена направлениям совершенствования  информационных таможенных технологий ТС. Здесь рассмотрены инновации в информационных технологиях таможенных органов Таможенного союза.

Глава 1 
Обзор литературных источников в области информационных технологий и правовой информации

При, однозначно, большом экономическом  значении, которое имеют информационные технологии в таможенной деятельности, данная тема, на наш взгляд, слабо разработана в отечественной и научной литературе. В первую очередь это касается изданий, связанных с информационными таможенными технологиями как отдельной самостоятельной частью информационных технологий. Эти вопросы лишь частично раскрываются в статьях белорусских и российских авторов и, как правило, касаются какого-то частного случая применения информационных технологий в таможенной деятельности. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что термин информационные таможенные технологии на законодательном уровне до сих пор не введен, а интерес к информационным технологиям в таможенном деле возник сравнительно недавно.

При написании выпускной работы использовались нормативные правовые акты международного и национального уровней. Среди  этих документов выделим:

Рамочные  стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, ВТО, 2005 [1];

Соглашение  о представлении и об обмене предварительной  информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 21 мая 2010 года [10];

О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом: Решение Комиссии Таможенного союза от 19.12.2011 № 899 [3];

Об  утверждении мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 942 (ред. от 31.10.2011) [4];

О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 26.05.2011 № 669 (ред. от 04.02.2012) [5];

О практическом применении системы TIR-EPD в таможенных органах Республики Беларусь: Приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29.09.2011 № 410-ОД [7];

О предварительном информировании таможенных органов РБ: Концепция предварительного информирования, утвержденная Приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.2008 № 447-ОД [8];

Основные  направления развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года: Приказ Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 08.04.2011 № 125-ОД [9].

Основным  теоретическим источником, использованным для исследования информационных таможенных технологий, стало учебно-методическое пособие “Информационные таможенные технологии” представителя кафедры таможенного дела факультета международных отношений Белорусского государственного университета Н.Г. Кудряшова [13]. Его авторское пособие является первым и единственным в республике изданием, комплексно рассматривающим информационные таможенные технологии (ИТТ).

В Республике Беларусь в разработку методологических основ информационных технологий в таможенном деле существенный вклад внесли М.Е. Романова [14], С.В. Борисюк [17, 21], В.А. Гошин [22], Н.Г. Кудряшов [13], М.В. Таранов [18]. Отдельные положения и выводы выпускной работы нашли отражение в авторских статьях:

“Таможенная логистика”, опубликованной в пятом выпуске Сборника научных статей студентов, магистрантов, аспирантов [11];

“Таможня 20 лет спустя”, опубликованной в девятом выпуске журнала “Таможня и ВЭД” [12].

Глава 2 
Основные методологические подходы в изучении взаимодействия информационных технологий и таможенного декларирования товаров

При написании выпускной работы в качестве методологической основы использовались общие и специальные методы исследования. Общие методы теоретического исследования обеспечивают познание наиболее общие закономерности становления и развития общества. Среди общенаучных методов следует выделить:

анализ и синтез,

 идеализация,

индукция и дедукция,

восхождение от абстрактного к конкретному,

системный и структурно-функциональный подходы.

Специальные методы, использованные в исследовании, включают сравнительно-правовой анализ, метод правового моделирования, метод экспертных оценок.

Отдельно  необходимо выделить метод анализа, который используется с целью  составить целостно представление  об использовании информационных технологий (ИТ) в таможенных органов республики.

Глава 3 
применение информационных технологий в таможенных органах республики беларусь

3.1 Направления совершенствования информационных технологий таможенных органов государств-членов Таможенного союза

В настоящее время без информационных технологий уже невозможно представить любую деятельность, в том числе и деятельность таможенных органов. Рассмотрим более детально направления совершенствования информационных таможенных технологий. Сегодня таможенные службы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подошли к такому уровню информатизации, что необходимо принципиально пересмотреть и принципы автоматизации в таможенной деятельности, и сами информационные таможенные технологии, иначе переход на новый уровень развития таможенного администрирования невозможен. Другими словами применить инновационный подход при развитии и модернизации информационных систем таможенных органов и, в частности, таможенных технологий [24].

Понятийный  смысл слова "инновации" заключается в проведении реформ и во внедрении новых технологий, в том числе основанных на достижениях науки или передовом опыте. Так какие же инновации необходимо применять в настоящее время, чтобы добиться качественно нового уровня развития деятельности таможенных органов, позволяющего обеспечить баланс между содействием международной торговле и обеспечением безопасности национальных интересов государств-членов ТС?

Для ответа на этот вопрос надо сначала  осознать, на каком уровне в настоящее  время находится автоматизация  деятельности таможенных органов государств-членов ТС.

Существующая  традиционная схема информационного взаимодействия при реализации таможенных операций предусматривает взаимодействие всех участников (таможенные органы, иные государственные органы, перевозчики, декларанты, банк, операторы, терминалы, порты и т.д.) по принципу "каждый с каждым". Имеет место передача электронных копий около 50 документов, более 200 информационных реквизитов, которые зачастую дублируют друг друга [18].

Кроме этого, несмотря на то, что структуры  и форматы электронных копий  таможенных документов, а также протоколы  информационного взаимодействия в основном стандартизованы, процессы выполнения таможенных операций в таможенных службах реализованы на основе национальных правовых актов, регламентирующих действия должностных лиц таможенных органов. В результате основным принципом функционирования существующих информационных систем таможенных органов является автоматизация деятельности конкретных должностных лиц, от которых зависит выполнение конкретных таможенных операций.

В этих условиях достижение поставленных стратегических целей невозможно без  коренного пересмотра подходов к  автоматизации деятельности таможенных органов. Требуется обеспечить переход от автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов (функций и операций таможенного инспектора) на национальном уровне к автоматизации реализации таможенных процедур на всей таможенной территории Единого экономического пространства государств-членов ТС как единых общих (сквозных) процессов.

Такой переход должен обязательно характеризоваться:

уникальной идентификацией участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории ТС (участников ВЭД);

реализацией принципов "одного окна" и "однократного представления сведений" при взаимодействии участников ВЭД  с таможенными и иными государственными органами;

реализацией в пунктах пропуска через Таможенную границу принципа "одной остановки" совместно с реализацией принципа "двух служб на границе";

автоматической регистрацией и  выпуском деклараций на товары с использованием системы управления рисками (СУР) и дифференциацией участников ВЭД [22].

В государствах-членах ТС финансовые и налоговые органы используют в своей деятельности национальные системы идентификации лиц. При таможенном декларировании приходится учитывать особенности национальных систем. Кроме того, при совершении таможенных операций на территории Евросоюза резиденты Таможенного союза получают еще и идентификационный код EORI.

Система регистрации и идентификации  хозяйствующих субъектов (EORI – Economic Operator's Registrationand Indentification) внедрена и успешно функционирует в Европейском союзе в целях упрощения процедур торговли, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Необходимо отметить, что регистрация в системе EORI не заменяет другие виды государственной регистрации, а дополняет их соответствующим идентификатором, используемым при совершении таможенных операций на территории Евросоюза [15].

Представляется актуальным создание аналогичной системы уникальной идентификации участников ВЭД на территории ТС с возможностью в перспективе ее интеграции с системой EORI.

Перспективная схема информационного  взаимодействия должна быть основана на реализации принципа "однократного представления сведений" при взаимодействии участников ВЭД с таможенными и иными государственными органами. Перед ЕЭК стоит задача оптимизации уже сложившегося электронного документооборота и создания его для тех министерств и ведомств, которые не вовлечены в него в полной мере. Предстоит разработать единые формы документов, сообщений, форматов данных, стандартов и правил, определяющих интерфейсы информационного взаимодействия межведомственного и межгосударственного уровней [24].

Необходимо развитие и совершенствование  нормативной базы ТС и приведение в соответствие с нею национальных законодательств государств-членов ТС с максимальным исключением отсылочных норм и национальных особенностей в деятельности таможенных органов.

Кроме этого, необходимо обеспечить стандартизацию и унификацию реализации таможенных процедур с использованием информационно-программных  средств на уровне национальных сегментов  информационных систем (ИС) таможенных органов и обеспечить формирование интегрированной информационной структуры юридически значимого межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории ТС на базе Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли.

Информация о работе Информационные технологии в таможенных органах Республики Беларусь