Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть формы защиты интеллектуальной собственности в туризме. Задачи:
дать определение понятия интеллектуальная собственность;
определить объекты интеллектуальной собственности;
изучить способы защиты интеллектуальной собственности;
охарактеризовать способы защиты интеллектуальной собственности в туризме;
рассмотреть способы защиты интеллектуальной собственности в туризме на примере ООО «РоссТур».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие интеллектуальной собственности
1.2 Формы зашиты интеллектуальной деятельности
ВЫВОД
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ТУРИЗМЕ
2.1 Франчайзинг как форма передачи прав на использование интеллектуальной собственности
2.2 Использование франчайзинга на примере ООО «РоссТур»
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИННОВАЦИИ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Можно выделить ряд признаков, которые присущи  франчайзингу. К ним относятся: наличие  у франчайзера официально признанных прав на интеллектуальную собственность и системы ведения дел (разработанные стандарты, ноу-хау и др.). Перед заключением соглашения франчайзер должен раскрыть информацию, необходимую франчайзи для ведения дел, а в процессе сотрудничества осуществлять обязательную поддержку (техническая документация, обучение и др.). Франчайзи принимает на себя обязательство вести дело в полном соответствии с требованиями франчайзера, за счет собственных средств производить необходимые инвестиции в дело и выплачивать франчайзеру согласованное сторонами вознаграждение. Франчайзинг предполагает длительный характер отношений и юридическую самостоятельность сторон. Франчайзинг широко применяется в гостиничном бизнесе[12, с. 89].

Таблица 1

Использование франчайзинга в гостиничном бизнесе

ФАКТОРЫ

ПРЕИМУЩЕСТВА

НЕДОСТАТКИ

 

Франчайзер

 

Предоставление  права использования торговой марки и стандартизированных процедур предоставления продуктов и услуг по формуле, принятой в компании, независимому оператору или другой компании в обмен на одноразовую оплату или долю в доходах франшизы

Самый быстрый  способ расширения бизнеса при минимальных первоначальных инвестициях и минимальных финансовых рисках, поскольку инвестиционный капитал предоставляет франчайзи;

обеспечение стандартных параметров услуг, предлагаемых и предоставляемых всеми гостиницами данной торговой марки

Число франшиз  и географическая удаленность затрудняет контроль за соответствующими стандартами качества;

при несоблюдении стандартов могут пострадать репутация и финансовое состояние цепочки;

если цепочка  становится международной, культурные, политические и экономические различия могут затруднить соблюдение норм;

возможность возникновения юридического спора с франчайзи

Франчайзи




 

 

 

 

 

 

Окончание таблицы 1

Приобретение  права пользоваться торговой маркой и стандартизованными процедурами предоставления продуктов и услуг по формуле, установленной владельцем франшизы, в обмен на одноразовую оплату или долю в доходах франшизы

Популярность  торговой марки более широкие возможности займа средств (иногда финансирование можно получить у владельца франшизы); определенный формат управления; маркетинговые инструменты, использование имеющихся систем резервирования и т.д.; экономия за счет групповых сделок

Необходимость значительных инвестиций;обязательство подчиняться требованиям владельца франшизы относительно стандартов (от архитектуры до цвета полотенец); возможность возникновения юридического спора с владельцем франшизы; долгосрочный контракт; значительные штрафы за нарушение контракта


 

В Российской Федерации  для создания и формирования сети однородных предприятий с одинаковыми условиями ведения хозяйственной деятельности применяется "коммерческая концессия" (понятие аналогичное известному в зарубежном законодательстве понятию "франчайзинг" или "франшиза", однако не совсем эквивалентное по содержанию). Правовые нормы о договоре коммерческой концессии регулируются гл. 54 Гражданского кодекса РФ. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ сторонами по договору могут быть как коммерческие организации, так и граждане - индивидуальные предприниматели. Договор должен быть заключен в письменном виде и зарегистрирован органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве правообладателя[2].

По договору коммерческой концессии правообладатель  обязуется предоставить, за вознаграждение на срок или без указания срока, пользователю право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Это обязательство и определяет особенности договора. Комплекс исключительных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг включает право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую документацию и информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - торговый знак, знак обслуживания и др. Правообладатель обязан выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав[8, с. 165].

Пользователь  обязан не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию; использовать фирменное наименование и(или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом; обеспечивать соответствие качества оказываемых услуг качеству аналогичных услуг, оказываемых непосредственно правообладателем; соблюдать инструкции и указания правообладателя по обеспечению соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав, применяемых правообладателем, в том числе касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений.

Пользователь  обязан также информировать потребителей (клиентов), что он, в силу договора коммерческой концессии, использует фирменное наименование, товарный знак или иное средство индивидуализации правообладателя, а также оказывать потребителям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая услугу непосредственно у правообладателя.

Договор заключается  применительно к определенной сфере  предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, выполнению работ, оказанию услуг) и предусматривает использование деловой репутации и в определенном объеме коммерческого опыта правообладателя. Коммерческая информация и коммерческий опыт, предоставляемые пользователю по договору, включают обычно документацию по ведению бизнеса (документы, инструкции, стандарты и др.), а также профессиональное обучение персонала, специальный инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности (управление, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентуры и др.). По договоренности сторон коммерческой информацией могут быть признаны сведения экономического, методического и другого характера по различным аспектам организации и осуществления хозяйственной деятельности правообладателя, в том числе конфиденциальная информация (коммерческая тайна), обладающая потенциальной коммерческой ценностью.

В договоре коммерческой концессии согласуется объем  передаваемых прав (территории, охватываемой концессией, вида деятельности, услуг  и др.), что обусловлено нематериальным характером объектов этих прав, возможностью их одновременного использования неограниченным кругом лиц.

Могут быть предусмотрены  и другие ограничения прав сторон. Однако ничтожными являются условия, ограничивающие права сторон, в силу которых правообладатель вправе определять цену продажи товара пользователем или цену услуг, оказываемых пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен; пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей либо исключительно покупателям, проживающим на определенной в договоре территории.

Вознаграждение  по договору коммерческой концессии  может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором. Наиболее распространенной формой оплаты является сочетание фиксированной суммы ("паушальный платеж"), которая выплачивается сразу после заключения договора, и "роялти" - периодических (годовых, квартальных) платежей в виде отчислений в определенном проценте от суммы оборота товаров, услуг.

Правообладатель несет субсидиарную с пользователем  ответственность по предъявляемым  клиентом требованиям о несоответствии качества товаров, работ, услуг, продаваемых, выполняемых, оказываемых пользователем по договору коммерческой концессии. Таким образом, законом установлена солидарная ответственность туроператора и турагента за качество туристского продукта, реализуемого турагентом по договору коммерческой концессии[8, с. 179].

В России применение договора коммерческой концессии при  организации туристского бизнеса пока не получило широкого применения. Первые попытки применить принципы франчайзинга в туристской деятельности появились в 1997-1998 гг. Однако создавалась лишь агентская сеть, когда туроператоры не только привлекают агентства к сотрудничеству на принципах франчайзинга, но и создают свои собственные, а также заключают агентские договоры о сотрудничестве с независимыми турагентами. В Российской Федерации существует несколько видов сетевых объединений. К ним можно отнести:

    • розничные сети туроператоров (как собственные, так и смешанные);
    • турагентства и сбытовые сети, организованные по принципу франчайзинга.

Для того чтобы  противостоять конкуренции со стороны  крупных туристских фирм, мелкие и средние начинают объединяться. Это характерно практически для всех туристских рынков в мире, где создаются так называемые "сети туристских агентств". Условия взаимоотношений (в том числе и финансовых) между участниками определяются исходя из целей и контуров такого объединения после оценки материальных, технологических, кадровых и прочих ресурсов каждого из предполагаемых участников объединения[8, с. 181].

Создавая подобные объединения, его участники, как  правило, преследуют такие цели:

    • расширение объема операций на рынке и противостояние все возрастающей конкуренции со стороны крупных фирм;
    • получение повышенной комиссии или других льгот от производителей туристских услуг и туроператоров;
    • сокращение за счет совместного участия издержек (единые юридическая служба, бухучет и др.) и расходов на продвижение туристского продукта;
    • использование и внедрение единого бренда;
    • изменение качественного уровня предприятия за счет применения передовых технологий.

Структура сети предполагает централизованную систему  управления и делегирование каждым из участников определенной части своих полномочий создаваемому управляющему органу. Этот орган разрабатывает маркетинговую и рекламную политику, определяет поставщиков услуг, проводит с ними переговоры и заключает договоры, осуществляет бухгалтерский учет, решает вопросы подбора и обучения персонала. Через него проходят все платежи розничных точек, входящих в сеть. Во избежание конфликтов между участниками следует договориться о будущей конструкции, распределении полномочий и других конкретных деталях сотрудничества.

Туристские  агентства могут вступить или присоединиться к уже существующей сети - независимой или операторской. Войдя в состав такой сети, новые участники сразу получают преимущество: раскрученную марку, повышенную комиссию и другие блага.

Следует иметь  в виду, что принцип организации сети зависит не только от поставленных целей, но и от имеющихся ресурсов. Как показывает опыт, планируемые затраты на создание сети должны двукратно перекрываться имеющимися финансовыми средствами, доля привлеченных средств должна быть минимальной.

Сети туристских агентств создаются на рынке с целью оказывать влияние на производителей услуг и добиться специальных условий сотрудничества с туроператорами. Суммарная доля сетей агентств в оборотах туроператоров не превышает, как правило, 10 %, только в отдельных случаях она достигает 15 % [8, с. 162].

2.2. Использование франчайзинга на примере ООО «РоссТур»

Франчайзинг в  туризме предполагает сотрудничество между компаниями с передачей франчайзером (в данном случае, владельцем турфирмы) своему партнеру — франчайзи знаний, бренда и успешной модели ведения турбизнеса. Франчайзи при этом остается самостоятельным юрлицом.

Компания «РоссТур»  предлагает заинтересованным туристическим  агентствам участие в программе  сотрудничества на условиях франчайзинга, подразумевающее ритейл-проект, организованный под единым брендом.

Франшиза в  туризме имеет для турагентств  немало преимуществ, в том числе:

    1. Оптимальные условия вхождения самостоятельных турагентств, входящих в состав сети реализации «РоссТур»;
    2. Повышение доходности вашего бизнеса;
    3. Снижение издержек, оптимизация работы и увеличение объемов продаж агентств, входящих в состав сети реализации «РоссТур»;
    4. Обучение персонала агентства с проведением контроля над качеством обслуживания;
    5. Безвозмездное участие во всех Акциях Компании;
    6. Компенсация затрат на оформление рекламных вывесок.

Франшиза турагентства предполагает предоставление франчайзинговой  фирме определенного пакета услуг (Премиум Пакет и Базовый Пакет), который включает:

    1. Известный российский товарный знак;
    2. Повышенную комиссию (до 15 %) по операторским продуктам ведущих российских туроператоров;
    3. Услуги по участию в учебных программах, бронированию туров;
    4. Единую многоканальную круглосуточную справочную службу — колл-центр (без какой-либо дополнительной оплаты);
    5. Консолидированную (в рамках медиа-плана «РоссТур») и индивидуальную (возмездную) рекламную поддержку;
    6. Размещение на сайте Компании информации франчайзи;
    7. Участие в семинарах, обучение, тренинги, а также возможность повышения квалификации и программы подготовки менеджеров;
    8. Систему Бронирования, подключения и эксплуатации;
    9. Компенсацию затрат на оформление всевозможных вывесок;
    10. Единое Внутреннее и <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'

Информация о работе Интеллектуальная собственность