Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть формы защиты интеллектуальной собственности в туризме. Задачи:
дать определение понятия интеллектуальная собственность;
определить объекты интеллектуальной собственности;
изучить способы защиты интеллектуальной собственности;
охарактеризовать способы защиты интеллектуальной собственности в туризме;
рассмотреть способы защиты интеллектуальной собственности в туризме на примере ООО «РоссТур».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие интеллектуальной собственности
1.2 Формы зашиты интеллектуальной деятельности
ВЫВОД
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ТУРИЗМЕ
2.1 Франчайзинг как форма передачи прав на использование интеллектуальной собственности
2.2 Использование франчайзинга на примере ООО «РоссТур»
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИННОВАЦИИ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

43

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

55

1.1 Понятие интеллектуальной  собственности

55

1.2 Формы зашиты интеллектуальной деятельности

77

ВЫВОД

117

ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ТУРИЗМЕ

118

2.1 Франчайзинг как форма передачи прав на использование интеллектуальной собственности

118

2.2 Использование  франчайзинга на примере ООО  «РоссТур»

225

ВЫВОД

227

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

228

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

231

   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Существенная особенность рынка интеллектуального продукта заключается в том, что на нём выступает не сам продукт, а права на него. Вне прав такой продукт, являющийся нематериальным по природе, выступать на рынке не может без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения. Поэтому построение рыночных отношений - это в большой мере вопрос правовой охраны продукта, установление на него исключительного права и вытекающих из этого законодательных ограничений использования. При этом деятельность, в результате которой появляется исключительное право или создаётся продукт, на который возможно закрепление исключительного права путём его дальнейшей регистрации, становится все более распространённой и весомой. Эффективное управление интеллектуальной собственностью и ее использование для развития деловых стратегий становятся все более важной задачей для предпринимателей всего мира. Получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) является важным первоначальным шагом, но эффективное управление интеллектуальной собственностью означает больше, чем просто охрану изобретений, товарных знаков, промышленных образцов или авторского права предприятия.

Объектом исследования является интеллектуальная собственность, а предметом - защита интеллектуальной собственности в туризме.

Цель – рассмотреть формы защиты интеллектуальной собственности в туризме.

Задачи:

    • дать определение понятия интеллектуальная собственность;
    • определить объекты интеллектуальной собственности;
    • изучить способы защиты интеллектуальной собственности;
    • охарактеризовать способы защиты интеллектуальной собственности в туризме;
    • рассмотреть способы защиты интеллектуальной собственности в туризме на примере ООО «РоссТур».

Методы исследования: отбор, анализ и синтез материалов, составление таблицы,

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1.1 Понятие интеллектуальная  собственность

Рассмотрение  вопроса поставленного в моем курсовом проекте, я считаю нужным начать с Гражданского кодекса РФ, который определяет «интеллектуальную собственность как список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана». Таким образом, согласно ГК РФ интеллектуальной собственностью являются:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • базы данных;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения [2].

Интеллектуальная собственность - это отношение владения, пользования, распоряжения идеальными объектами, выраженными в каких-либо объективных формах, воплощающих научно-техническое, литературное и иное творчество индивидуальных или коллективных субъектов. Интеллектуальная собственность является результатом творения человеческого разума, интеллекта, границы которого безмерно велики, возможности неисчерпаемы, а изменения настолько динамичны, что на протяжении нескольких лет возникают новые виды интеллектуальной собственности, меняются ее структура и функции.

Все объекты  интеллектуальной собственности - результаты или проявления умственной деятельности. Во многих случаях эти продукты являются прямым и непосредственным проявлением человеческого таланта в области науки, техники, литературы, искусства.

Как и прочие продукты человеческого труда, результаты интеллектуальной деятельности имеют стоимостные оценки. Они могут быть включены в товарооборот на коммерческой основе, давать полезный экономический, социальный и другой эффект, удовлетворять личные и общественные потребности. Субъект собственности осуществляет присвоение, владение, пользование и распоряжение продуктами интеллектуальной деятельности своей властью и в своих интересах, без содействия третьих лиц [8, с. 53].

Продукты интеллектуальной деятельности выступают носителями определенной информации нематериального характера, которая может быть вовлечена в научно-технический или коммерческий оборот в качестве продукта только будучи воплощенной в документальную форму.

Большинство продуктов интеллектуальной собственности как результат творческого труда имеют авторов. Товарные знаки и иные обозначения индивидуализируют субъекты и продукты обычного труда (товары, услуги).

Интеллектуальные  продукты не относятся к "потребляемым вещам", которые с течением времени морально и физически изнашиваются.

Результатами  интеллектуальной деятельности может  одновременно пользоваться неограниченный круг лиц - не только собственники, но и, после покупки соответствующей лицензии, любые субъекты, а в случаях, предусмотренных законом, использование может осуществляться помимо воли собственника интеллектуального продукта.

Между объектами  интеллектуальной собственности существует системная связь. На каждом этапе научного и технического прогресса формируются и развиваются новые интеллектуальные продукты, которые в известной мере зависят от предыдущих [14,с. 46].

Объектами интеллектуальной собственности являются документально  подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности - на интеллектуальный продукт.

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) делятся:

    • на объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства);
    • объекты смежных прав (исполнение, фонограммы и передачи эфирного и кабельного вещания);
    • объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели и промышленные образцы, фирменные наименования, товарные знаки, обозначения мест происхождения товаров);
    • объекты научной и научно-технической сферы (типологии интегральных микросхем, селекционные достижения, открытия и др.).

Данная норма  не только завершила определенный этап длительных дискуссий об интеллектуальной собственности в юридическом сообществе России, но и привела в соответствие международным соглашениям правовой статус результатов различных видов творчества в России [8, с. 94].

1.2  Формы защиты интеллектуальной собственности в туризме

Систему интеллектуальной собственности можно представить  следующим образом:

    1. авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

Возникновение авторских прав непосредственно  связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания.

Права автора представляют собой совокупность имущественных, личных неимущественных прав и исключительных прав.

    • Личные неимущественные права

Это права, связанные  с личностью автора, которые включают право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно), право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв, а также право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Принимая во внимание статью 1251: “в случае нарушения  личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении в целях восстановления репутации автора”[11, с. 56].

    • Имущественные права

Это права автора, связанные с использованием произведения автором либо третьими лицами. Имущественные авторские права включают право на воспроизведение, распространение, импорт, перевод, переработку, сообщение в эфир, публичное исполнение и показ, а также доведение до всеобщего сведения произведения. Так, одно или совокупность указанных правомочий автора определяют определенный вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение и распространение произведения.

Имущественные авторские права могут носить исключительный либо неисключительный характер. Изначально, при создании произведения автор обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам[15, с. 41].

    • Исключительные права

Исключительное  право – право патентообладателя на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению, если такое использование не нарушает прав других патентообладателей, включая право запретить использование указанных объектов другим лицам.

Обладатель  исключительных прав в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак ©, собственное  имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения. Закон "Об авторском праве и смежных правах", определяя общее правило, устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

В соответствии с тем же Законом, авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу[11, с. 57].

    1. права, смежные с авторским, – права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания.

И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав.

обладателями  смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, а также организации эфирного и кабельного вещания.

Из Закона "Об авторском праве и смежных  правах" можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения исполнителем прав автора исполняемого произведения. В свою очередь, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения [6, с. 62].

    1. патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Патентование - это способ правовой охраны ряда объектов интеллектуальной собственности путем их государственной регистрации (внесения в реестр федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности).

Информация о работе Интеллектуальная собственность