Иновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:01, реферат

Краткое описание

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.
Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".

Вложенные файлы: 1 файл

Внутрифирменное планирование иновационной деятельности_ОГУ_Москва.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

      Производственное  предпринимательство - это экономически активная деятельность субъектов рыночной экономики, предметом которой является производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. При этом функция производства является определяющей. Сточки зрения общества в целом, производственное предпринимательство •имеет приоритетное значение, поскольку общественное богатство зависит от состояния дел в сфере материального, научно-технического и сервисного производства.

      Кроме этого, предпринимательская деятельность в сфере производства товаров  может носить основной или вспомогательный характер. К основным относятся те виды предпринимательской деятельности, результатом которых является производство товара, готового к потреблению. К вспомогательным относятся виды предпринимательской деятельности, цель которых сводится к разработке и передаче непосредственным товаропроизводителям способов, методов, приемов, применение которых в процессе производства воздействует на повышение качественных и количественных характеристик производимого товара. Сюда же относятся предпринимательские фирмы, результатом деятельности которых является разработка и передача непосредственным товаропроизводителям новой техники, технологии или научно-технических разработок, оказание услуг производственного характера (строительные работы, транспортные услуги и др.).

      В экономической литературе выделяются две модели предпринимательства: классическая и инновационная. Классическая модель предпринимательства (традиционное, репродуктивное, рутинное предпринимательство). При этом предприниматель стремится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках данной модели формируется концепция управления ростом производства, воплощение которой требует времени для проведения ряда мероприятий за счет внешних дел предпринимательской фирмы факторов - субсидирования, протекционизма со стороны правительства. Приводятся в движение и внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, модернизации производства и обновления ассортимента продукции.

      Вторая модель - инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В том случае, если производство полностью основывается на инновациях, то результатом такой его организации выступает новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами. Однако производство или поставка на рынок традиционных товаров может также осуществляться с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с самой организацией производства, техническими элементами производства или же изменениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации. [6, с. 182]

1.2. Инновации как  инструкмент предпринимательской  деятельности

 

      В отечественной и зарубежной экономической  литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как “нововведение”, “новшество” и “инновация”. В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют. “Новшество” характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию “изобретение”. “Нововведение” - это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления. “Инновация” же - это “деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм”. Существует и другое определение: “Инновация - это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества”.

      Э.А. Уткин в работе “Управление фирмой”  определяет инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

      В общем плане инновации - это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. Различают следующие виды инноваций:

      По  степени радикальности (новизны): [12, с. 481]

  • базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
  • улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на” сказах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  • псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

      2. По характеру применения:

  • продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:
  • социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;
  • комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;
  • рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

      3. По стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием наукой и техники: инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями ]рынка.

      4. По роли в воспроизводственном процессе:

      инновации потребительские; 'инновации инвестиционные.

      5. По масштабу:

      инновации сложные (синтетические); инновации  простые.

      Приведенная классификация инноваций позволяет  сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы  их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

      Побудительным механизмом развития инноваций в  первую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствии чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).

1.3. Инновационные стратегии

       Инновационная стратегия задает цели инновационной  деятельности, выбор средств их достижения и источников привлечения этих средств.

       Инновационная стратегия – формирование системы  долгосрочных целей инновационной  деятельности и выбор наиболее эффективных  путей их достижения. [2, с.159]

       Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование потенциала компании и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность фирмы, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, анализе конъюнктуры рынка и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. [4, с. 302]

       Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким  условиям относятся:

  • повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, расходам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;
  • повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более склонных к риску инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной фирмы появляется качественно новый объект управления - инновационно-инвестиционный проект;
  • усиление потока изменений в компании в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегии связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов предметов торговли, технологий, спроса, товаров, фирмы. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, то есть применения принципов логистики;
  • усиление противоречий в руководстве компании. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей фирмы. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений. [15, с. 303]

       Выбор инновационных стратегий, нацеленных на поддержание экономической и  технологической безопасности организации, предусматривает тщательную оценку и прогнозирование возможных  инновационных рисков – это разновидность рисков инвестиций в новые технологии, обусловленные неопределенностью коммерческого успеха. Они начинают играть особо важную роль при проведении активной инновационной политики для обеспечения конкурентоспособности продукции, экономического роста производственной фирмы. [25, с. 145] В таблице 1 представлены этапы формирования инвестиционной стратегии.

Таблица 1.

Этапы формирования инвестиционной стратегии

Выделение СЗХ и СБЕ инновационной  фирмы Оценка  привлекательности  СЗХ Оценка  конкурентоспособности СЗХ Выбор стратегии Реализация  стратегии
  • Выделение СЗХ (стратегических зон хозяйствования)
  • Оценка изменений в программируемом росте СЗХ
  • Определение конкурентов и сравнение по основным критериям диапазонам их действий в процессе создания нововведений
  • Выявление тенденций будущей деятельности конкурентов по каждом критерию
  • Выделение СБЕ􀀃(стратегических бизнес-единиц)
  • Насыщенность спроса на нововведения в данной СЗХ
  • Зрелость потребителей
соответствующий потенциал их будущего роста, инвестиционная деятельность
  • Критерии принятия решений при заказе нововведения
  • Оценка ресурсных, финансовых и временных факторов, необходимых для создания нововведения данной СБЕ
  • Относительная доля СБЕ на конкурентном рынке нововведений
  • Оценка конкурентоспособности
  • Разработка альтернативных стратегий
  • Выбор инновационной стратегии
  • Планирование укрупненных этапов создания нововведения в пределах жизненного цикла
  • Бизнес-план
  • Разработка вариантов календарных планов по каждому этапу
 

       Содержание  инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

       Как показывает практика «характер» инновационной  стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей [13, с. 117].

       Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных  и количественных границ, принципов  формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики.

Информация о работе Иновационный менеджмент