Иновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

Инновация — это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации — ее влияние на внешнюю среду. Инновации создают и потенциал действия. Появление и широкое применение компьютеров в разных сферах деятельности коренным образом изменило рабочие процессы и быт людей. Более того, всеобщая компьютеризация и развитие сетей передачи информации явились одним из решающих признаков (факторов) перехода человечества к постиндустриальному информационному обществу, которое определяет дальнейшее его развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по инновационному менеджменту.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие инновации  и нововведения

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

Под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т. д.

Инновация —  это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации — ее влияние на внешнюю среду. Инновации создают и потенциал действия. Появление и широкое применение компьютеров в разных сферах деятельности коренным образом изменило рабочие процессы и быт людей. Более того, всеобщая компьютеризация и развитие сетей передачи информации явились одним из решающих признаков (факторов) перехода человечества к постиндустриальному информационному обществу, которое определяет дальнейшее его развитие.

Инновации могут быть: технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Инновации имеют две  основные особенности:

- новизну применения данной потребительской стоимости  для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна):

-  новизну научной  идеи или технического решения,  лежащую в основе нововведения. Исходя из экономической природы нововведения главной выступает рыночная новизна, а научно-техническая имеет подчиненное значение.

Инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инновационный менеджмент и его задачи

Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны: постановка цели и выбор стратегии. Постановка цели и выбор стратегии осуществляется в цикле в четыре этапа:

1.  Планирование: составление плана  реализации стратегии.

2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

3.  Исполнение: осуществление исследований  и разработок, реализация плана.

4.  Руководство: контроль и  анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.

Инновационный менеджмент, или управление нововведениями, -элемент, или подсистема, общего управления предприятием. Под  инновационным менеджментом следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, организационными структурами и их персоналом. В соответствии с этим определением инновационный менеджмент обеспечивает:

-   концентрацию внимания  всех исполнителен на деятельности  в рамках инновационного цикла;

-  организацию строгого взаимодействия между исполнителями отдельных его этапов, направляя их работу на достижение общей стратегической цели;

-  нахождение иди организацию  разработки интеллектуальных продуктов, необходимых для создания инноваций:

-  организацию контроля хода работ по всему инновационном циклу - от разработки продукта до сбыта продукции;

-  периодическую оценку результатов  работы на отдельных этапах  как необходимое условие для  принятия решения о целесообразности продолжения пли прекращения работ по отдельным проектам.

 

 

  1. Виды инновационных стратегий.

Цель наступательной стратегии заключается в занятии лидирующего положения на рынке. Она связана с ролью первопроходца и основана на собственных творческих возможностях. Необходимым и важным условием реализации этой стратегии становится внедрение инновации раньше конкурентов.

Главное условие наступательной стратегии - технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой организационной структуры и имеющихся уникальных ресурсов.

Выделяется несколько  инновационных стратегий наступательного  характера. 1. Создание нового рынка 2. Приобретение. 3. Разбойничья стратегия 4. Стратегия непрерывного совершенствования («кошен») 5. Стратегия сравнительных 6. Лицензионная, или имитационная, стратегия

Оборонительная стратегия предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер. При этом фирма отказывается от возможного высокого уровня первоначального дохода в обмен на безопасность позднего выхода на рынок, что обеспечивается знанием результатов продажи продукта Кроме того, снижаются затраты на разработку новшества, на маркетинг и рекламу.

Оппортунистическая стратегия  — это стратегия, при которой предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск и использование своих ниш предполагает глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности фирмы. Как правило, данные продукты имеют патентную защиту (патенты на полезные модели, промышленные образцы).

Зависимая стратегия предполагает, что фирма ориентируется на разработки товара и технологии крупных ведущих компаний. Ее цель -самосохранение на основе выполнения контрактных работ для данных компаний. Широко применяется при производстве деталей для заводов по сборке готовой продукции.

Защитная стратегия основана на том, что исследования и разработки ведутся без претензий на занятие фирмой ведущих позиций, и цель их заключается в том. чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и по возможности повысить технический уровень производства.

Селективная (избирательная) стратегия предполагает концентрацию ресурсов на определенных, наиболее эффективных направлениях, что создает условия для перехода к наступательной стратегии

 

Cущность инновационного проекта.

Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

-  сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта:

-  комплекс проектных мероприятий  по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

-  организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;

-основные показатели проекта (от целевых — по проекту в целом до частных — по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Инновационные проекты  могут формироваться в составе  научно-технических программ — для реализации задач отдельных направлений (заданий, разделов) программы и самостоятельно - для решения конкретной проблемы на приоритетных направлениях развития науки и техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Риски инновационных  проектов и их особенности

Инновационный риск имеет  следующие особенности:

1. Он в значительной  степени зависит от продолжительности времени между затратами капитала и понесенным убытком от неправильного выбора вложения капитала в инновацию, чем для других видов риска. Предельная сумма возможного убытка равна сумме капитала, вложенного в инновацию, и не может превышать ее.

2. Инновационный риск является сверх спекулятивным риском, так как вложения капитала в инновацию происходят в условиях неопределенности и полном пли почти полном отсутствии четкой и надежной информации для принятия эффективного инвестиционного решения.

3. Инновационному риску  присущ надежный инструмент, позволяющий снизить степень риска. Таким инструментом являются венчурные фонды или венчурные компании.

4. Инновационный риск  затрудняет  финансовое  планирование  в большей степени, чем другие виды финансового планирования, так как он требует при составлении инновационного проекта использования серьезного маркетингового исследования, ценовой политики, бренд-стратегии и поиска надежных методов налогового планирования.

 

Этапы управления рисками

Использование различных методов отбора идей позволяет выделить проекты, которые обещают наибольший доход на инвестированный капитал. Однако при этом не гарантирована сбалансированность портфеля проектов с технической точки зрения, в отношении рынков, времени и степени риска. Проектный риск традиционно определяется как потенциальная, численно измеряемая возможность потерь при осуществлении проекта.

В проектах НИР по созданию новых изделий и технологий технический, коммерческий и финансовый риски неизбежны, поэтому при выборе проектов необходимо учитывать как их потенциальную ценность, так и вероятность достижения целей проекта.

Цель управления риском заключается в соблюдении разумного  сочетания рисков и выгод проектов. Технология управления риском включает следующие действия:

- анализ факторов и  условий, влияющих на вероятность  риска;

- анализ возможных  рисков: установление потенциальных  зон риска и идеентификация всех возможных рисков:

- оценка (измерение) отдельных  видов риска и риска проекта в целом: определение размеров потерь и ущерба;

- установление нормативов  предельных уровней риска;

- выбор способов сокращения  и удержания рисков, определение  источников покрытия ущерба;

- перераспределение (диверсификация) рисков:

- создание и ведение базы данных рисков проектов: накопление и обработка ретроспективной информации о рисковых ситуациях и прошлых последствиях проявления риска, разработка рекомендаций для изменений предельно допустимых (нормативных) значений риска в будущем.

Если дать однозначный ответ на вопрос о привлекательности проекта для инвестора невозможно, то определяют критерий эффективности, т. е. наиболее благоприятное соотношение между прибыльностью и рискованностью проекта. При таком подходе под прибыльностью понимается не просто прирост капитала, а такой темп увеличения последнего, который, во-первых, полностью компенсирует инфляционное (общее) уменьшение покупательской способности денег за период инновационного цикла, а во-вторых, покрывает риски инвестора, связанные с недополучением прибыли. Таким образом, проект будет привлекательным для инвестора, если его реальная доходность с учетом платы за риск будет превышать таковую для любого другого способа вложения капитала. Критерием эффективности управления риском при реализации проекта будет изменение стоимости предприятия в целом.

 

 

 

 

 

Основные критерии оценки инновационных проектов

1. Оценка проекта с  позиций его соответствия стратегии,  политике и ценностям организации Соответствие проекта принятой стратегии организации и долгосрочному плану Оправданность изменений в стратегии организации в случае принятия проекта Соответствие проекта представлениям потребителей о фирме Соответствие проекта отношению фирмы к риску. Соответствие проекта отношению фирмы к нововведениям. Соответствие проекта требованиям фирмы с точки зрения временных факторов (краткосрочные и долгосрочные планы)

2. Оценка рыночных  перспектив проекта Соответствие проекта четко определенным потребностям рынка.  Оценка общей емкости рынка. Оценка доли рынка Оценка периода выпуска продукта Вероятность коммерческого успеха Вероятный объем продаж (определяется на основе оценок общей емкости и доли рынка, а также периода выпуска продукта и вероятности коммерческого успеха) Временной аспект рыночного плана Воздействие на существующие продукты Ценообразование и восприятие потребителей. Позиция в конкурентной борьбе Соответствие существующим каналам распределения. Оценка стартовых затрат

Информация о работе Иновационная деятельность