Инновационный менеджмент как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный менеджмент - одна из разновидностей функционального менеджмента. В широком понимании - это менеджмент, ориентированный на изменения.
Ориентация на инновационное развитие бизнеса предъявляет новые требования к содержанию, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента. Если раньше НИОКР рассматривались как затраты организации, то сегодня, как активы компании

Содержание

1. Инновационный менеджмент как объект управления
1.1 Сущность, задачи, принципы и функции инновационного менеджмента……………………………………………………………………...3
1.2 Субъект и объекты инновационного менеджмента………………………..6
1.3 Основные черты инновационного менеджмента…………………………..7
1.4 Проблемы инновационного менеджмента……………………………….....9
Задача.……………………………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

КР УИ.docx

— 77.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

«Витебский  государственный технологический  университет»

 

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

 

 

 

                          

 

 

  

 

                      

                      Выполнила:

                                                      студентка 5 курса ЗФ гр. ЗЭ-69

                                                        Суворова Мария Александровна

                         шифр 061361

                                                                           Витебская область,

                                                                          Городокский р-н,

                                                                           д. Веремеевка 130-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вариант – 1

1. Инновационный  менеджмент как объект управления

1.1 Сущность, задачи, принципы и функции инновационного  менеджмента……………………………………………………………………...3

1.2 Субъект  и объекты инновационного менеджмента………………………..6

1.3 Основные черты инновационного менеджмента…………………………..7

1.4 Проблемы инновационного менеджмента……………………………….....9

Задача.……………………………………………………………………………….11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инновационный менеджмент как объект управления

 

1.1 Сущность, задачи, принципы и  функции инновационного менеджмента

 

Инновационный менеджмент - одна из разновидностей функционального менеджмента. В широком понимании - это менеджмент, ориентированный на изменения.

Ориентация  на инновационное развитие бизнеса  предъявляет новые требования к содержанию, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента. Если раньше НИОКР рассматривались как затраты организации, то сегодня, как активы компании

Содержание  понятия "инновационный менеджмент" рассматривают в трех аспектах:

- как  специальную область научных  знаний. С этих позиций  инновационный  менеджмент представляет собой  комплекс научно-обоснованных принципов,  форм, методов, приемов и средств  управления инновационной деятельностью. 

- как  вид профессиональной деятельности (процесс принятия управленческих решений в инновационной сфере), что предполагает наличие специального института менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности

- как  аппарат управления инновациями, что предполагает наличие специализированных органов управления инновационной деятельностью.

В инновационном менеджменте решаются следующие задачи:  • выработка стратегической инновационной концепции;  • определение тематических направлений деятельности и формирование  инновационных проектов и программ;  • построение организационной структуры и структуры управления инно­ вациями;  • планирование производственных процессов и реализации инновацион­ ной продукции;  • подбор и расстановка кадров, эффективное использование потенциала  ИП;  • календарное распределение работ и контроль за их исполнением;  • создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда. 

Исходные принципы инновационного менеджмента сводятся к следующим:

1) приоритет инноваций над традиционным  производством, т.к. инновации  - решающее условие выживания  организации. Это обеспечивается:

- безоговорочной поддержкой инновационной  деятельности со стороны руководства.  Ценностные установки руководителей  фирмы во многом способствуют  созданию в организации инновационного  климата, особой атмосферы, благоприятствующей  свободному, творческому поиску  и реализации нововведений;

- всемерным содействием экспериментаторству  на всех уровнях и во всех  подразделениях организации. Энтузиастам  предоставляются все возможности  для реализации их новаторских  идей (в продуктах, процессах,  организационных методах).

2) экономичность инновационного  производства (достижение коммерческого  успеха). Ресурсы, выделенные на  НИОКР, оправданы лишь в той  мере, в какой они приводят  к достижению поставленной цели.

3) гибкость (под новую идею создается  самостоятельная инновационная  структура, которая может быть  абсолютно непригодной для решения  других проблем);

4) комплексность (кардинальная  инновация, как правило, вызывает  появление целой совокупности  сопутствующих ей более мелких  нововведений).

5) непрерывность инновационного  процесса, в том числе непрерывность  обогащения сотрудниками своих  знаний.

6) высокий уровень и постоянное  совершенствование коммуникаций. Когда  проблема «штурмуется» с разных  сторон, образуются новые информационные  комбинации и связи на каждом  уровне управления, возникает более  широкий ряд решений. Поэтому  инновационные структуры стремятся  усилить циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками;

     7) альтернативность.

Различают два типа функций менеджмента инноваций:

1)  функции  субъекта управления;

2)   функции объекта управления.

К функциям субъекта управления относятся:

*  прогнозирование.  Функция прогнозирования  в  инновационном менеджменте охватывает  разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. В этом процессе важное значение имеет правильность определения наметившихся тенденций научно-технического прогресса и тенденций изменения спроса потребителей, а также маркетинговые исследования.

*  планирование, в том числе стратегическое. 

*  Функция  организации в инновационном  менеджменте. 

*  Функция  регулирования  заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической системы в случае, когда эта система отклоняется от установленных параметров.

*  Функция  координации  в инновационном  менеджменте означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов, связанных с разработкой инноваций

* Использование  комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и  методы материального поощрения  инновационной деятельности, и, кроме  того, широкий набор мер социально-психологического  воздействия на работников.

*  Функция  контроля. Посредством контроля  собирается информация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла этой инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента.

К функциям объекта управления относятся:

- управление  НИОКР по новшествам и инновациям

- формирование портфеля новшеств;

- формирование портфеля инноваций:

- управление  инновационным проектом

- управление  маркетингом инноваций

- управление  организационно-технологической подготовкой  производства новшеств

- управление производством новшеств;

- управление  финансированием инноваций

- управление внедрением инноваций;

- управление  продвижением инноваций на рынок. 

- сервис инноваций и проч.

 

    1. Субъект и объекты инновационного менеджмента

 

Инновационный менеджмент  можно  рассматривать как систему управления:

1. управляющая подсистема (субъект управления)

2. управляемая  подсистема (объект управления).

Субъекты — юридические лица независимо от форм собственности, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.

Субъектом управления инновационного менеджмента в организации может быть одни работник, группа работников, самостоятельное структурное подразделение (действующее на временной или постоянной основе), которые посредством различных приемов и методов осуществляют целенаправленное воздействия на объект управления.

Непосредственными объектами управления ИМ укрупнено выступают:

1. инновации в сфере их создания, освоения в производстве и  продвижения на рынок (новые  продукты, операции и проч.);

2. отношения организации с другими  субъектами рынка, возникающие  в процессе создания и движения  инноваций; 

3. организационные структуры, занятые  инновационной деятельностью и  их персонал.

 

    1. Основные черты инновационного менеджмента

 

    Для   управления  инновационной  организацией  характерно  то,  что  в   качестве  ключевого  источника   постоянного  роста  и   развития  выступает  творческая  деятельность, создание и распространение  нововведений.  Инновации  задают  вектор  развития  организации,  во  многом  определяющий ее  стратегию, структуру и культуру.   Инновационный  процесс  в   каких-то  отношениях  можно   сравнить  с  производственным.  Однако  процесс  создания  нового  продукта  может  включать  в  себя  гораздо  больше  различных  этапов,  шагов,  чем  процесс  производства.  Инновационные  проекты,  поскольку   они  связаны  с  гораздо   более  сложными  процессами,  чем  производственные,  в   принципе  более  уникальны,  они  не  повторяются  так   часто,  как  производственные.  Инновационные системы, в  отличие   от производственных,  ориентированы   не на повторение, воспроизведение  той же самой продукции,  а  на поиск и  утверждение   нового.  В  одних  отраслях  инновационные  процессы  более   стандартизированы ( например,  в   фармацевтической  промышленности  разработка  каждого  нового  препарата  включает  ряд   одинаковых  шагов,  этапов),  а   в  некоторых  других  отраслях  каждый  инновационный  проект  может  быть  уникальным.  Диверсифицированные   промышленные  предприятия  могут   осуществлять  одновременно  сотни   инновационных  проектов  в   десятках  различных  подразделениях.  Каждый  проект  может  быть  нацелен на немного различающиеся  продуктовые ниши на рынке.  Тем  не  менее,  несмотря  на  значительные  различия  инновационных  проектов,  можно  выделить  некоторые  общие  черты  и  закономерности  управления  инновационными процессами.  Фактически средства  управления  организацией  рассматриваются как управленческие  инструментальные  средства,  как управленческий  инструментарий  для повышения эффективности инновационной деятельности. Эти средства представляют собой те методы  и приемы  управления  организацией,  которые менеджеры могут использовать  как « инструменты»,  как предметы,  которыми  они могут манипулировать  для того,  чтобы повысить эффективность инновационной деятельности.   Важно подчеркнуть,  что характеристика  организации как инновационной – это не  статическая,  а динамическая  характеристика.  То  есть  активная  инновационная деятельность – это не  какое-то  статическое состояние организации,  к которому  она стремится и однажды раз и навсегда  достигает.  Это – динамическое  состояние,  которое можно поддерживать  только  тогда,  когда вся организация постоянно учится   стимулировать инновационные процессы.   Современный подход  к управлению  инновационными  процессами  предполагает  отказ от  так называемой « линейной  модели»,  т.е.  представления,  что исследования,  за  которыми  следуют опытно- конструкторские разработки, в последовательной и поступательной манере  приводят к инновациям. Часто встречается одна из  двух  версий линейной  модели  инновационных процессов.  Первая – так называемая  модель  «технологического давления» – представляет  инновации как результат    развития  новых  идей  в  фундаментальной  науке,  имеющих  коммерческий  потенциал. Вторая – модель «рыночной тяги» – описывает инновационный  процесс  как  возникающий  в  результате  рыночной  потребности,  обнаруженной  новатором,  и  на  удовлетворение  которой  направлены  усилия.

 

 

 

    1. Проблемы инновационного менеджмента

Решение управленческих проблем требует  сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и  инструментах их решения. Поскольку  внимание отдельных руководителей  концентрируется на ограниченном круге  узких проблем, то трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это  привело к формированию концепции стратегического менеджмента. Однако сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, как правило, относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса НИОКР, спецификой деятельности в  сфере НИОКР, потребностью в новых идеях. НИОКР определяют будущее развитие корпорации, предполагают изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.

Существует определенный "управленческий разрыв" в понимании позиции, мотивации  руководителей НИОКР и других руководителей фирмы. Поэтому для менеджеров всех уровней важно понимание роли и методов  НИОКР, особенностей управления этой сферой деятельности. 

В частности,  это проблемы: 
- маркетингового подхода к НИОКР; 
- стратегии НИОКР как части общей стратегии фирмы; 
- отбора и оценки проектов; 
- финансового управления НИОКР; 
- планирования и управления программами НИОКР; 
- организации и выполнения НИОКР; 
- научно-технической подготовки производства новых изделий; 
- роли НИОКР в обеспечении качества и надежности изделий.

Примерная структуризация проблем  НИОКР и освоения производства новых  изделий представлена на рис. 1.

 

Рис.1. Примерная структуризация проблемы создания и освоения новых товаров

НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный  вид бизнеса. С этой целью создаются  инновационные фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических  субъектов (в том числе и государства) НИР и ОКР, а также продающие  на рынке свои разработки соответствующим потребителям. К ним относятся многочисленные НИИ, ОКБ, научные подразделения вузов и т. д.

Задача

Предпринимательская организация располагает двумя  альтернативными вариантами инновационного проекта - проектом "А" и проектом "Б". Оцените эффективность  каждого из проектов и выберите лучший из них. Расчеты проведите без  учета инфляционных процессов в  экономике в динамичных системах оценки экономической эффективности  инновационных проектов.

Информация о работе Инновационный менеджмент как объект управления