Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "инновационный потенциал" взаимосвязано с понятием "инновационная активность". Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.
Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...-3-
Инновационный потенциал. (Его составляющие и условия роста)…-4-
Сравнительный анализ основных показателей инновационного потенциала Беларуси, России и Украины…………-9-
Заключение…………………………………………………………………-15-
Список используемой литературы……………………………………….-16-

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx2.docx

— 47.83 Кб (Скачать файл)

Отрицательным фактором является ориентация на внутренний рынок как на наиболее комфортную среду для расширения хозяйственной деятельности предприятий. Белорусские производители слабо продвигаются на внешние рынки дальнего зарубежья, не рассматривают инновации как инструмент для решений этой задачи. В то же время наиболее эффективной стратегией развития в «новой экономике» является создание новых рынков для новых видов продукции, т.е. инновации становятся основным инструментом в конкурентной борьбе. В Беларуси же из 325 инновационно активных предприятий как основную цель на рынках своей страны указали только 16 %, в России – 20%.

Отсутствие эффективных  корпоративных стратегий развития также является одним из основных барьеров развития международного технологического сотрудничества. Для большинства белорусских предприятий оно в настоящее время недоступно, так как внутренние инвестиции не могу обеспечить конкурентные преимущества в борьбе с ТНК, объем продаж которых в ряде случаев равен объему ВВП отдельных стран.

Эта проблема стоит и перед российскими  производителями. Если она не будет  решена в ближайшее время, то встанет проблема не только завоевания новых рынков, но угроза потери старых. Так, это заставляет объединяться производителей грузовых автомобилей Беларуси и России, которые в настоящее время проигрывают зарубежным конкурентам, что привело к критической ситуации на рынке данного вида продукции (импорт составил 50 % всего коммерческого рынка транспортных средств Беларуси и России). Рост импорта не позволит реализовать прогнозные показатели развития соответствующих предприятий. Более того, наносится двойной удар по экономике: 90 % импорта составляют старые автомобили, для поддержания которых создается сервисная сеть, что снижает технологический уровень национальной экономики, и кроме того, идет вывоз валюты (ввезенная в Россию за 9 месяцев 2004 г. автотехника равна вывозу 840 млн. долларов), недополучение налоговых платежей, потеря рабочих мест и т.д.

По оценке значимости факторов, препятствующих инновационной деятельности, основными являются: недостаток собственных денежных средств (из экономических факторов), низкий инновационный потенциал предприятия (из производственных факторов), неразвитость рынка технологий (их прочих факторов).

Оценка восприимчивости реального  сектора экономики России к инновационным  процессам позволила выявить  барьеры, противодействующие данному  процессу. Ряд факторов, снижающих  восприимчивость предприятий к  инновационным процессам в России, аналогичен факторам в Беларуси.

Доля высокотехнологичной  продукции в объёме экспорта на протяжении последних лет не превышает 4%, что в 9 раза меньше, чем в России.

Для повышения инновационной активности предприятий необходимо учитывать кластерную концепцию развития экономики («кластерную философию»), которая активно используется при формировании инновационной политики в развитых странах (в Германии – программа создания биотехнологических кластеров, в Норвегии стимулируется создание кластера «морское хозяйство», в Финляндии – лесопромышленный кластер и др.).

Следует активизировать процесс  вовлечения интеллектуальной собственности  в хозяйственный оборот. В условиях развития «новой экономики» рыночная стоимость конкурентоспособных на мировом рынке организаций многократно повышает балансовую стоимость.

Нобелевский лауреат, уроженец Беларуси, академик Ж. Алферов считает, что  будущее России заключатся в приоритетном развитии наукоемких отраслей, которые  не только создадут базис для эффективного развития национальной экономики, но и  высококвалифицированные рабочие  места, которые помогут реализовать  творческий потенциал человека.

Следовательно, оценка состояния инновационно активных предприятий в промышленности России и Беларуси показывает необходимость повышения восприимчивости экономики к инновационным процессам с целью формирования глобальных конкурентных преимуществ в условиях глобализации и расширения Евросоюза. Формирование инновационной политики, адекватной требованиям «новой экономики», является важнейшим инструментом модернизации экономики в современных условиях.

Ориентация на инновационный путь развития, провозглашенная Концепцией экономической стабилизации и роста  в Украине, Законом Украины "Об инновационной деятельности", проектом Концепции инновационного развития, требует от отечественных субъектов  хозяйственной деятельности коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных  концепций менеджмента системы  оперативного поиска новых сфер и  способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.

Согласно со стандартом 19 «Объединение предприятий» Положений (стандарта) бухучета в Украине, отдельной группой  в классификации невещественных активов выделяют гудвил - превышение стоимости приобретения над частью покупателя в справедливой стоимости  идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения. Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" определяет гудвил, как невещественный актив, стоимость которого определяется, как разница между балансовой стоимостью активов предприятия и его обычной стоимостью, как целостного имущественного комплекса, который возникает в результате использования наилучших управленческих свойств, доминирующей позиции на рынке товаров (работ, услуг), новых технологий. Следует отметить, что гудвил возникает лишь в результате приобретения целостного имущественного комплекса (предприятия) другим предприятием (или несколькими предприятиями) и в результате осуществленных расходов (то есть подаренное предприятие не несет за собой гудвил) [3]. Таким образом, основанием для отображения гудвила в бухгалтерском учете является соглашение о передаче такого комплекса.

В настоящей статье освещена методика формирования Государственной системы  стратегических маркетинговых исследований научно-технологического развития Украины. Определены сущность этой системы, ее цель, задачи и алгоритм функционирования. Содержание методики составляют: критерии отбора критических и прорывных  технологий; рамочные признаки экспертных групп; анкеты для опроса экспертов; технология опроса в Интернет-среде; методы статистического анализа  ответов; критерии получения согласованных  мнений экспертов; алгоритм составления  паспортов критических и прорывных  технологий. Присутствие в анкетах  и паспорте маркетинговой составляющей позволяет оценить конкурентоспособность  новой наукоемкой продукции на отечественном  и мировом рынках, спрогнозировать  их емкость, гармонизировать интересы науки и производства, что положительно повлияет на ускорение инновационного развития Украины благодаря высокой  достоверности полученной информации. Таким образом, методика содержит алгоритм выявления критических и прорывных  технологий, которые в перспективе могут быть внедрены на отечественных предприятиях и стать фундаментом для формирования инновационной модели развития национальной экономики.

Обобщая, можно утверждать, что  элементы интеллектуального потенциала предприятия (подготовка, научная и  техническая информация, лицензии, бизнес-услуги, рыночные исследования, программное обеспечение и тому подобное) тесно взаимоувязаны и  играют ключевую роль в формировании инновационного потенциала. Например, активы в сфере маркетинга, а также  научной и технической информации являются существенным элементом интеракций между спросом и предложением товаров и услуг, что содействует  отбору рыночных сигналов и превращения  их в соответствующие решения, формирование спроса на блага и услуги, которые  возникают в процессе инновационной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Формирование и реализация инновационного потенциала отдельных предприятий  является важной предпосылкой последующего выхода Украины из кризиса, перестройки  экономики, ее ускоренного развития. Инновационный потенциал промышленного  предприятия следует рассматривать  как способность предприятия  создавать новую стоимость путем  привлечения всех его имеющихся  материальных и невещественных активов  с целью его инновационного развития. Инновационный потенциал формируется  из двух основных элементов: потенциал  материальных ресурсов инновационной  деятельности; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические  цели использования и развития, подлежит влиянию различных факторов и  в зависимости от уровня развития может быть отнесен к сильным  или слабым сторонам предприятия.

Для анализа инновационного потенциала промышленного предприятия существует система оценки посредством кластер-факторов (критериев) и основных показателей, которые их характеризуют. Эта система  показателей может быть использованная как для внутренней оценки уровня инновационного потенциала, так и  для сравнительного анализа касаемо  инновационных возможностей конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Брукинг Э. Интеллектуальный потенциал: ключ к успеху в новом тылсячелетии / Пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Воронкова А.Е. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация. - Лутанск: Изд-во Восточноукраинского национального ун-та, 2000. - 315 с.

3. Національні стандарти бухгалтерського обліку в Україні: Навч. посібник. Нормативно-практичні матеріали станом на 1 листопада 2006 р. - Львів: Інтелект-Захід, 2006. - 444 с.

4. Чухрай Н., Патора Р., Товарна інноваційна політика: управління інноваціями на підприємстві: Підручник. - К.: КОНДОР, 2006. - 398с.


Информация о работе Инновационный менеджмент