Инновационное развитие в Чили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 00:19, доклад

Краткое описание

Опыт этой страны интересен тем, что использованные ей не вполне стандартные инструменты государственной поддержки в целом были существенно дешевле, чем в «старых» индустриальных странах, и при этом они оказались успешными в условиях как несовершенного рынка, так и весьма несовершенного государства.

Содержание

Введение 4
Этапы развития инновационной системы 5
Начальная фаза 5
Институциональные основы инновационной политики 10
Инструменты инновационного развития 12
В Чили открылась самая мощная наземная обсерватория 16
Инновации в медицине: чилийские ученые создали вакцину от опасной формы детского менингита 17
Список литературы: 19

Вложенные файлы: 1 файл

Чили.docx

— 54.88 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

 

 

Доклад

по дисциплине «ИННОВАТИКА»

на тему:

«Инновационное развитие в Чили»

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ФМ 2-3

Коркмазова Белла

 

                                         Научный руководитель:

Матризаев Б. Д.

                                                

 

 

 

 

 

                                          Москва 2012

Оглавление

Введение 4

Этапы развития инновационной системы 5

Начальная фаза 5

Институциональные основы инновационной политики 10

Инструменты инновационного развития 12

В Чили открылась самая мощная наземная обсерватория 16

Инновации в медицине: чилийские ученые создали вакцину от опасной формы детского менингита 17

Список литературы: 19

 

 

 

Введение

Опыт этой страны интересен тем, что использованные ей не вполне стандартные  инструменты государственной поддержки  в целом были существенно дешевле, чем в «старых»  индустриалных странах,  и при этом они оказались успешными в условиях как несовершенного рынка, так и весьма несовершенного государства.

Так, благодаря созданной в Чили системе  «институтов развития»  этой стране в течение последних  двадцати лет удавалось обеспечивать 6%-ный среднегодовой темп роста ВВП приодновременном существенном расширении несырьевого экспорта

В результате чилийская экономика  стала одной из самых эффективных  не только в Латиноамериканском регионе, но и в мире.

Доля расходов на НИОКР в ВВП  Чили составляет 3,3%

В 2004 г., когда ВВП на душу населения  составлял 10874 долл. по паритету покупательной  способности (ППС), Чили стала лидером  среди стран со средним уровнем  дохода. Правда, рост был весьма неравномерным: в 1988-1997 гг. он составлял, как уже  отмечалось, 7,9%, в 1998 г. - 3,2%, в 1999 г. - 0,8%. С 2000 г. по 2003 г. экономика восстанавливалась, а в 2004-2005 гг. вновь началось быстрое  развитие. В 2005 г. национальный доход  увеличился на 9,1%, однако в 2006 г. этот показатель чуть превысил 4%.

Основу национальной конкурентоспособности  составляют следующие кластеры: горное дело, аквакультура, туризм, обработка пищевых продуктов, выращивание фруктов, офшоринг, животноводство и птицеводство, финансовые услуги. В инновационном развитии особую роль играют сельское и лесное хозяйство, рыбоводство. Сельское хозяйство создает большую часть ВВП страны, и его доля увеличивается. Развиваются транспорт, а также IТ и телекоммуникационные технологии, сектор услуг и образование, особенно в области экономики, социологии и менеджмента. Повышенное внимание уделяется обучению кадров специалистов финансовой и банковской сфер для обслуживания представительств крупных транснациональных корпораций, международных банков и т.д.

Инновационная политика Чили основывается на заимствовании и распространении  новых технологий. При этом переориентация с ”high-tech” на ”high-hume” позволила стране добиться достаточно высоких темпов экономического развития.

Этапы развития инновационной системы

Начальная фаза

Этап 1. Внимание к научным исследованиям и разработкам заметно повысилось с 60-х годов, когда были основаны первые государственные технологические институты. Университетскую систему усилило создание региональных университетов. Была создана Национальная комиссия по научным и технологическим исследованиям (CONICYT), нацеленная на наращивание потенциала государственного сектора экономики посредством прямого государственного финансирования. На тот момент в стране полностью отсутствовали механизмы включения в этот процесс бизнеса.

Этап 2. Возникновение в начале 90-х годов реальной научно-исследовательской и инновационной политики связывается с созданием так называемых встречных фондов, когда средства на финансирование различных программ формировались по соглашению между федеральными властями и властями региона, властями региона и местными властями, а также между физическими и юридическими лицами. Такого рода соглашения предусматривали, что в случае выделения определенной суммы одной стороной другая на те же цели выделяет столько же. Эти фонды были доступны университетам, компаниям и другим государственным и частным организациям.

Наиболее важной новой институциональной  формой стала Научно-техническая  программа на 1992-1995 гг., созданная  с привлечением ресурсов Inter-American Development Bank и нацеленная на стимулирование технологических инноваций в чилийских компаниях. Для этого были образованы два новых фонда:

  • Национальный фонд технологического развития - FONTEC (Fondo Nacional de Desarrollo Tecnologico) как часть СORFO - Чилийского агентства экономического развития (Corporacion de Fomento de la Produccion), который имел целью поощрение технологических инноваций в частных компаниях путем софинансирования инновационных проектов, осуществляемых компаниями;
  • Фонд содействия научно-техническому развитию - FONDEF (Fondo de Fomento al Desarrollo Cientifico y Tecnologico), созданный в рамках Национальной комиссии по научным и техническим исследованиям - CONICYT (Nacional de Investigacion Cientifica y Tecnologica), задача которого заключалась в укреплении исследовательского потенциала и совершенствовании технологической инфраструктуры при софинансировании прединвестиционных проектов, осуществляемых в университетах и технических институтах совместно с частными компаниями.

К этому времени модель финансирования сместилась от прямого финансирования к состязательной форме, основанной на конкуренции между грантополучателями без какой-либо дискриминации среди производственных секторов или технологических областей. Идея заключалась во всеобъемлющем увеличении числа компаний, участвующих в трансфере технологий, оживлении деятельности по поглощению или распространению бизнеса и обеспечении им инфраструктурной поддержки.

На данном этапе, связанном с  осуществлением ”горизонтальной технологической  политики”, стратегическая цель заключалась  в создании критической массы  исследований и технологических  проектов в государственном и  частном секторах с тем, чтобы  инициировать коллективный, кумулятивный и междисциплинарный инновационный  процесс.

Срок Научно-технической программы  закончился в конце 1995 г. Она принесла значительные результаты, но и выявила  ряд недостатков: во-первых, не смогла обеспечить эффективную деятельность трех основных ”игроков” в области  НИР: университетов, технологических  институтов и фирм; во-вторых, слабо  использовалась в частном секторе; инновационная деятельность компаний оставалась ограниченной; в-третьих, не была ориентирована на быстро меняющиеся потребности экспортных отраслей. Именно они должны были повысить конкурентоспособность страны на глобализированных рынках за счет увеличения добавленной стоимости в отраслях, эксплуатирующих природные ресурсы.

Этап 3 (первый переходный период: институциональная дифференциация). С 1995 г. по 2000 г. в инновационную политику были внесены коррективы, направленные на расширение участия в инновационной деятельности частного сектора, и поставлены три цели:

  • продолжать содействовать появлению ”критической массы” инновационных компаний, формировать спрос и предложение на инновации путем стимулирования компаний к активной совместной деятельности с научными лабораториями, заключению НИР-контрактов и приобретению технологических услуг;
  • фокусировать НИР на инновациях, сочетающих научный передовой опыт с экономической актуальностью, непосредственно влияющих на производственные секторы;
  • укреплять национальную технологическую инфраструктуру путем поддержки и модернизации государственных технологических институтов, создания технологических компаний и формирования сети государственных и частных технологических центров.

В соответствии с новыми целями изменен  и прежний горизонтальный подход. Конкурентное финансирование было организовано по темам и секторам в областях, наиболее важных для развития страны (информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии и др.). В 1996 г. поменялись критерии и механизмы  финансирования государственных технологических  институтов: оно было поставлено в  зависимость от достижения конкретных целей (”исполнения контрактов”) и  включало частичное самофинансирование.

Для осуществления этих новых принципов  руководством CORFO был создан Национальный фонд общественных интересов - FONSIP (FONDO Nacional de Jnteres Publico), позднее переименованный в Фонд развития и инноваций - FDI (FONDO de Desarrollo e Innovacion). Он был открыт не только для финансирования государственных технологических институтов, но и частных технологических институтов и компаний, а затем и для университетов. Начали применяться новые способы финансирования, которые содействовали повышению коммерциализации результатов научных исследований, в том числе охране промышленной собственности, разработке бизнес-планов, новых продуктов и маркетинговой стратегии.

В 2000 г. CONICYT запускает новый механизм финансирования - Региональную программу  научно-технического развития (Programa Regional de Desarrollo Cientificoy Tecnologico) - в целях создания научно-технических центров по всей стране в сотрудничестве с региональными властями, университетами и частными предприятиями.

Другим направлением институциональной  дифференциации была консолидация и  создание секторальных инновационных  фондов и запуск программ, призванных сконцентрировать научно-исследовательские  усилия в тех областях, где страна продемонстрировала наибольший потенциал.

CONICYT создала Программу перспективных  исследований в приоритетных  областях - FONDAR (Programas de Investigacion Avanzada en Areas Prioritarias), благодаря которой возникли центры передового опыта, центры успешности (Centros de Excelencia). Эта программа была дополнена Научным проектом (Iniciativa Cientifica Milenio), осуществляемым под эгидой Министерства планирования (MIDEPLAN).

Этап 4 (восстановление равновесия в политике mix - сочетания фискальной и денежно-кредитной политики путем дальнейшей институциональной дифференциациии). Целью Программы, посвященной 200-летию науки и техники, финансируемой частично за счет кредита Всемирного банка, было оказание содействия в переходе к экономике и обществу, основанным на знаниях, путем создания эффективной инновационной системы. Программа включает три компонента: развитие науки, техники и инновационной системы; укрепление научной базы, включая инфраструктуру и возможность доступа к новым результатам исследований в других странах; содействие отношениям между государственным и частным секторами на национальном и международном уровнях.

Еще одна программа - Программа технологических  инноваций и развития - PDIN (Chile Innova), рассчитанная на 2001-2006 гг., имела целью содействие повышению конкурентоспособности и поддержки инноваций в стратегических областях национальной экономики, особенно среди малых и средних предприятий.

Благодаря достаточно успешным действиям  Фонда Чили (Fundacion Chile), начали набирать силу кластерные формы осуществления инновационной стратегии. Политики осознали, что направленный сверху вниз проектный подход к выбору приоритетов шел вразрез с производственной структурой, на базе которой снизу возникали такие динамичные кластеры, как индустрия аквакультуры и лососевые хозяйства, а также кластеры в винодельческой и фруктовой отрасли. С учетом этого Фонд сосредоточил свое внимание на двух основных задачах - поддержке совместной деятельности различных компаний и ”пакетной” поддержке от нескольких фондов.

Помимо макроэкономической стабильности и конкуренции, была признана важность некоторых других рамочных условий  для инноваций, особенно формирование специализированных финансовых рынков и защита прав интеллектуальной собственности. Понимая, что обычное финансирование не может считаться удовлетворительным механизмом развития предпринимательства  в сфере применения высоких технологий, правительство, вдохновленное передовым  международным опытом, приступило к  решению проблемы нехватки рискового  капитала.

Этап 5 (настоящее время: осознание необходимости общей стратегии и координации инновационной деятельности). Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в течение последнего десятилетия, заинтересованные стороны единодушны в том, что инновационная система в Чили до сих пор недостаточно эффективна. Причина - в отсутствии согласованного управления инновационной системой, что создает ”эффект силоса”, когда несколько фондов и инструментов, с одной стороны, дублируют друг друга, а с другой - оставляют без внимания некоторые важные потребности.

Институциональные основы инновационной политики

Структура национальной инновационной  системы постепенно изменялась в  направлении оптимизации государственной  системы управления и планирования и завершилась в 2005 г. созданием  при президенте страны Чилийского национального совета по инновациям и конкурентоспособности (CNIC), в задачи которого входит:

  • выработка предложений и мер по реализации долгосрочной национальной стратегии инновационного развития;
  • корректировка действующей стратегии каждые четыре года с привлечением международных организаций;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства, действующего в научно-технологической области;
  • непосредственное участие в распределении финансовых средств, выделяемых государством и частным сектором;
  • определение степени участия общественных и частных организаций местного и регионального уровня в процессах инновационного развития;
  • ежегодное информирование правительства о ходе реализации стратегии по основным ее положениям.

CNIC состоит из 117 членов с правом  голоса, включая пять министров  (в том числе финансов, экономики  и образования), по три представителя  от частного бизнеса и научных  кругов, двух экспертов по публичной  дипломатии (один из них возглавляет  совет), двух представителей наиболее  массовых профсоюзов трудящихся. Кроме того, на постоянной и  полноправной основе в работе  Совета принимают участие исполнительный  вице-президент CORFO и председатель CONICYT. Ключевым инструментом деятельности  Совета стал Фонд инноваций  и конкурентоспособности (CNIC FIC).

Инновационную политику Чили отличает транспарентность и четкая специализация. Так, в январе 2007 г. CNIC выпустил первый, а в январе 2008 г. второй том Белой книги, в которой представлена стратегия инновационного развития Чили до 2020 г., рассмотрены инновационные возможности малых и средних предприятий, отмечена роль регионов и необходимость их интеграции в общую инновационную стратегию. 
Подчеркивается, что в эпоху усиливающейся мировой специализации страна не может позволить себе быть ”хорошей во всем”, поэтому требуется специализация. Выбор пал на три направления развития инноваций - высококачественное непрерывное обучение, ориентация науки и технологической системы на социальные нужды, активность инновационного сектора бизнеса.

Информация о работе Инновационное развитие в Чили