Инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

Содержание

Введение 2
1. Формирование государственной инновационной политики 3
2. Основные направления инновационной политики 5
3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития 11
Заключение 19
Литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.65 Кб (Скачать файл)

 

В транспортном комплексе  инновационная политика будет ориентирована  на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры , применение прогрессивных технологий, повышение  технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и  воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных  систем.

 

В металлургическом комплексе  ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение  качества металлопродукции.

 

Технологическими ориентирами  в химической и нефтехимической  промышленности являются материало- и  энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических  и композиционных материалов, в том  числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений  и ресурсосберегающие малотоннажные  химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

 

В машиностроительном комплексе  организации будут ориентированы  на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств  за счет автоматизации процессов  проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных  методов высокоточной обработки  конструкционных материалов и повышения  качества поверхностей деталей и  металлоконструкций, механизации и  автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов  в процессе изготовления и эксплуатации.

 

Уточняются и формируются  приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение имеют экологические  приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных  технологий и ноу-хау можно кардинально  повлиять на улучшение состояния  окружающей среды.

 

Для реализации инновационной  политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств  федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций  возрастет необходимость привлечения  средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных  кредитно-финансовых организаций).

 

3. Региональная инновационная  политика: цели и приоритеты развития 

 

Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений  государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально  основывалась на известных работах  Джона Кейнса, который обосновал  роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных районах).

 

Как известно в странах  с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения  полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так  и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в  Западной Европе).

 

В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и  перераспределение избыточных и  мобильных капиталов и рабочих  мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного  механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и  устранение региональной несбалансированности.

 

В современных условиях наметился  ряд тенденций в региональной политике, связанных с общим направлением её развития: от политики перераспределения  к структурной политике:

 

Первой и общей является тенденция к большей передаче ответственности регионам.

 

Второе - происходит переход  от экзогенной к эндогенной региональной политике;

 

Сдвиг от политики перераспределения  к структурной роли заключается  в следующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироваться  на перераспределение доходов и  занятости и больше на стимулирование структурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации и повышение общего потенциала до экономического роста.

 

Третья тенденция - государства  отказываются от субсидий, принимают  меры, направленные на повышение конкурентоспособности  и улучшение регулируемой предпринимательской  среды с помощью развития инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую  деятельность, трансфера технологий, консалтинговых услуг.

 

Четвертая тенденция тесно  связана с третьей - это отмена традиционных крупномасштабных схем стимулирования. Преобладает децентрализованный подход в административном управлении; стимулы направляются на создание новых фирм и проектов, а не на поддержку уже существующих.

 

Пятое - происходит сближение  региональной и научно-технической  политики. Поиск внешнего решения  региональных проблем заменён поиском  внутренних решений в самом регионе.

 

Таков анализ мировых тенденций  развития региональной политики в целом. В России за последние несколько  лет региональная проблема стремительно выросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблема не ограничивается вопросами  экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны  нашей жизни.

 

Темпы перехода к рынку  оказались весьма различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё  это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более  того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития.

 

Как отмечает большинство  исследователей, в настоящее время  в России нет региональной политики: подобная политика как сознательно  и последовательно разрабатываемая  система действий центральных и  местных органов власти находится  только в стадии разработки. Новая  региональная политика может создаваться  с нуля на фундаменте сложившихся  региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем  четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и  методы их реализации.

 

В условиях переходной экономики  России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная  составляющая.

 

Россия унаследовала от СССР громадный научно-технический потенциал (как по оценкам мировых экспертов, так и свидетельству отечественных  ученых). Россия имеет всё еще  достаточно высокий уровень развития науки, известные в мире научные  школы, большую долю специалистов с  высшим образованием в народном хозяйстве.

 

Россия продолжает оставаться мировым лидером в ряде фундаментальных  направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов аэрокосмической техники, средств  связи и коммуникаций и т.д. В  стране накоплен значительный запас  нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи1). В настоящее время  в силу многих причин на первое место  выходит проблема сохранения этого  потенциала и адаптации его к  рыночным условиям.

 

Есть два важных обстоятельства, которые выдвигают этот фактор в  число главных. Во-первых, наряду с  природными ресурсами Россия в общем  научно-техническом потенциале составляла 70% национального богатства СССР2. Мировой опыт показывает: экономический  рост на 2/3 обеспечивается за счет применения научных знаний. Следовательно, эффективное  использование научно-инновационного потенциала - один из реальных путей  выхода из кризиса.

Во-вторых, проводимая в России политика экономических реформ связывалась  с иностранной помощью, которая  в обещанном объёме не была получена. Очевидно, что Россия должна рассчитывать только на свои силы, свои ресурсы, а  таковым является в первую очередь  научно-инновационный потенциал.

     Наконец, логика  современной экономической жизни  показывает, что реальных успехов  развитые страны добились, только  продвигаясь по инновационному  пути развития.

     Экономика современных  развитых стран испытывает мощное  влияние науки и новых технологий. Резко возросла наукоёмкость  экономического прогресса. Эндогенное  присутствие фактора науки в  расширенном воспроизводстве во  многом обусловило инновационный  характер экономического развития.

     Основная проблема  формирования инновационного механизма,  адекватного мировым требованиям,  заключается в создании финансово-экономического  комплекса условий, способствующего  возрождению и стимулированию  инновационной активности в рыночной  среде. 

     Важнейший аспект  данной проблемы - региональная составляющая  инновационного механизма. Именно  в региональном разрезе механизма  хозяйствования и управления  способны вызревать достаточно  действенные и гибкие институциональные  формы поддержки инновационной  активности, основанной на принципах  рыночных отношений. 

     Под региональной  инновационной политикой понимается  совокупность установленных целей  и приоритетов развития научно-инновационной  деятельности в регионе, путей  и средств их достижения на  основе взаимодействия региональных  и федеральных органов управления.

 

В основе формирования региональной инновационной политики лежит так  называемая теория создания благоприятных  условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм, передача инноваций и технологий (так называемый трансфер технологий).

 

Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение  вклада научно-инновационной сферы  в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических  показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.

 

Региональная инновационная  политика, представленная в виде программы  содержит следующие разделы:

 

Анализ состояния научно-инновационной  сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений  инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность  продукции региона; структурных  и институциональных изменений; условий повышения инновационной  активности.

 

Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе. Система и структура  целей должна быть разработана на основе следующих принципов:

 

- региональные цели должны  вытекать из общей концепции  научно-технического развития страны  и не противоречить стратегическим  федеральным целям; 

 

- региональные цели должны  быть сформулированы с учетом  специфики и потребностей региона; 

 

- цели региональной программы  должны исходить не из наличия  ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться  из установленных целей; 

 

- конкретная разработка  структуры целей и в целом  целевой программы должна осуществляться  на уровне современных методик  с широким использованием независимых  экспертов и системы экспертных  оценок;

 

- международного научно-технического  сотрудничества;

 

- государственных (федеральных)  программ ускорения научно-технического  прогресса; 

 

- собственно региональной (муниципальной) политики развития  научно-технического потенциала;

 

- отдельных промышленных  предприятий и научных учреждений  государственной и муниципальной  форм собственности; 

 

- отдельных приватизационных  промышленных и научно-технических  фирм;

 

- применительно к конкретным  научным коллективам (группам)  и отдельным ученым, самостоятельно  решающим приоритетные научно-технические  задачи.

 

Ранги целей на перечисленных  уровнях региональной инновационной  политики устанавливаются в системе  долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования  регионального социально-экономического развития. Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной  сферы можно считать подход, ориентированный  на глобальные критерии НТП, развитие высоких технологий.

 

Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей  его социально-экономического развития. Главная задача органов регионального  управления при этом состоит в  создании благоприятной экономической  среды и условий для повышения  инвестиционной активности в научно-инновационной  сфере.

Информация о работе Инновационная политика