Инновационная деятельность предприятия ОАО «Белкард»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:14, реферат

Краткое описание

Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………...4
1.1. Понятие и сущность инновационного менеджмента ……………………...4
1.2. Виды инноваций и организация инновационного менеджмента………….7
1.3. Роль инновационного менеджмента в инновационной политике и выборе инновационного проекта……………………………………………………......11
2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОАО «БЕЛКАРД»………………...................................................................................19
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Белкард»…………………………………………………………………...........19
2.2. Стратегия развития ОАО «Белкард»………………………………………23
2.3. Инновационная деятельность ОАО «Белкард»…………………………...27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «БЕЛКАРД»………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

инновац деятельность оао белкард.docx

— 74.97 Кб (Скачать файл)

Организация инновационного менеджмента  закладывается уже при создании и реализации инновации, то есть в  самом инновационном процессе. Инновационный  процесс служит тем фундаментом  прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов  инновационного менеджмента.

В первую очередь, необходимо определить цель управления данным новым продуктом  или операцией. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок и т.п. [9, с.54]

Следующим важным этапом организации  инновационного менеджмента является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии управления зависит результативность и эффективность инноваций.

Подходы к приемам по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и  могут быть самыми разными.

Важными этапами организации инновационного менеджмента являются разработка программы  управления инновацией и организация  работы по выполнению намеченной работы. Программа управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам  и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.

Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является организация  работы по выполнению намеченной программы  действий, то есть определение отдельных  видов мероприятий, объемов и  источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.

Важным этапом организации инновационного менеджмента является также контроль за выполнением намеченной программы  действий.

Не менее важны анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. При анализе прежде всего  выявляют: помогли ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и  затратами была достигнута эта цель, нельзя ли методы менеджмента инноваций  использовать более эффективно.

Заключительным этапом организации  инновационного менеджмента является возможная корректировка приемов  управления инновацией. [8, с.112]

 

 

 

 

 

1.3. Роль инновационного менеджмента в инновационной политике и выборе инновационного проекта

 

Сегодня индустриально развитые страны исходят  из того, что XXI век – это век  науки и высоких технологий, жесткой  международной технологической  конкуренции, и поэтому экономический  рост связывается прежде всего с  научно-техническим прогрессом и  интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в  развитых странах приходится от 70% до 85% прироста ВВП. Большинство государств мира прилагают максимум усилий для  укрепления научно-технического потенциала, увеличения инвестиций в наукоемкие отрасли, участия в международном  технологическом обмене. [10, с.6]

Правовое  обеспечение  системы менеджмента  основано на   законодательных    и нормативных актах по различным  вопросам  разработки, функционирования и  развития  системы,   принятых на государственном   и   региональном   уровнях. Правовое обеспечение системы  менеджмента     осуществляется по следующим направлениям:

1) правовые    вопросы   функционирования  экономики   страны   (по приватизации, развитию  предпринимательства, налоговой  системе,   финансовой     и  кредиторской    политике,   внешнеэкономической деятельности   и др.);

2) законы  и нормативные акты   по системам:

    • стандартизации;
    • метрологии;
    • сертификации  товаров  и услуг;
    • защиты прав  потребителей;
    • антимонопольной политики;
    • управления   качеством  товаров;
    • безопасности  и охраны труда и др.;  

3) законы  и нормативные акты по регулированию  безопасности и взаимозаменяемости  товаров, ресурсосбережению, развитию  производства,  социальному развитию  коллективов,  охране окружающей  природной среды; 4) правовое регулирование формирования  и функционирования фирмы. [12, с.278]

В нашей  стране в результате выполнения Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы,  которая предусматривала выполнение 1149 проектов, получены значительные результаты в процессе модернизации экономики  страны. Разработана и одобрена концепция  Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, которая обеспечит единый согласованный подход органов государственного управления к разработке этой программы.

Эффективным инструментом перехода экономики страны на инновационный путь развития, построения постиндустриального информационного  общества в рамках белорусской модели развития должна стать активно формирующаяся  Национальная инновационная система (НИС) Беларуси.

Для обеспечения  инновационного развития Беларуси необходимо наличие законодательства, комплексно и на основе единых принципов регулирующего  отношения, возникающие при осуществлении  научно-технической и инновационной  деятельности.

Следует учитывать, что система правовых норм, регулирующих научно-техническую  и инновационную деятельность, носит  комплексный характер и затрагивает  много аспектов, включая нормы  законодательства об интеллектуальной собственности, о науке и научно-технической  политике, об инвестиционной и предпринимательской деятельности. [3, с.13]

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться  в нескольких аспектах:

  • как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей;
  • как процесс осуществления инновационной деятельности;
  • как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия. [1, с.187]

  Как  совокупность мероприятий для  достижения инновационных целей  инновационный проект представляет  собой сложную систему взаимообусловленных  и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий,  направленных  на достижение  конкретных   целей (задач) на  приоритетных направлениях развития  науки и техники. 

  Как  процесс осуществления инновационной  деятельности — это совокупность  выполняемых в определенной  последовательности  научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и  коммерческих мероприятий, приводящих  к инновациям.

  В  то же время инновационный  проект — это комплект технической,  организационно-плановой и расчетно-финансовой  документации, необходимой для реализации  целей проекта.

  Учитывая  все три аспекта, можно дать  следующее определение: инновационный  проект — комплект документов, определяющих систему научно  обоснованных целей и мероприятий   по решению проблемы,   организацию      инновационных       процессов    в  пространстве     и   во  времени. Научная обоснованность  целей и мероприятий достигается  соблюдением научных подходов  к менеджменту, применением современных  методов. 

   Руководство разработкой  и   реализацией  инновационного  проекта 

осуществляют  руководитель  проекта  (проект-менеджер)  и   научно-

технический   совет   (НТС).  [12, с.256]

Инновационный     проект любого уровня должен включать следующие разделы:

  • содержание и актуальность проблемы (идеи);
  • резюме руководителя проекта;
  • дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;
  • система мероприятий по реализации дерева целей проекта;
  • комплексное обоснование проекта;
  • комплексное обеспечение реализации проекта;
  • характеристика НТС;
  • экспертное заключение проекта;
  • механизм реализации проекта и система мотивации. [2, с.355]

В качестве основных целей инновационного проекта  представляется целесообразным выделить:

  1. Получение стабильного дохода за время реализации инновационного проекта.
  2. Рост рыночной доли фирмы за счет инновации.
  3. Выход на новые сегменты рынка за счет появления продукта с новыми свойствами, что позволит удовлетворить новые потребности потребителей.
  4. Рост заработной платы работников предприятия за счёт роста объема продаж инновации и улучшения показателей деятельности предприятия.
  5. Реализация кадрового потенциала фирмы за счет участия сотрудников, специалистов предприятия в создании новшества и его продвижении, реализации новых идей. Как следствие, это приведет к росту удовлетворенности персонала.
  6. Обеспечение конкурентных преимуществ предприятия за счет создания новшества. При этом такая цель должна преследоваться в проекте фирмы, так как только конкурентные преимущества обеспечат стабильное прибыльное функционирование организации.

 

Управление  проектами фирмы должно включать в себя выработку принципов, то есть основополагающих правил отбора и управления проектами. К принципам реализации проектов можно отнести следующие:

  1. Принцип окупаемости проекта. Это означает, что любой проект фирмы должен приносить экономический эффект.
  2. Принцип согласованности со стратегическими и тактическими целями фирмы.
  3. Принцип эффективности проекта. Означает, что чистый доход, полученный от проекта, обязательно должен превышать вложенные в него затраты. При этом необходимо учитывать фактор времени в расходах и получении доходов, то есть приведенную стоимость (чистую текущую стоимость).
  4. Принцип коммерческой реализуемости. Означает, что рынок должен воспринять инновацию, она должна пользоваться спросом.
  5. Принцип производственной и организационной применимости. Означает, что проект должен материализоваться в форме продукта, под который наладится производство. если инновация не продуктовая, а технологическая, организационная, маркетинговая и т.п., то должен быть создан механизм ее исполнения в конкретных действиях, регламентах, процедурах и т.п.
  6. Принцип атомистического вкрапления. Означает, что инновационный проект  должен стать составной частью других хозяйственных и бизнес-процессов фирмы.
  7. Принцип гибкости. Означает, что проект должен учитывать возможные изменения внутренней и внешней среды фирмы.

Следующий значимый элемент системы – необходимые  условия и предпосылки реализации инновационного проекта. Такие условия  учитывают основные характеристики внешней среды фирмы, внутренней среды в динамике, а также степень  новизны проекта для фирмы, готовность сотрудников к внедрению инновации.

К необходимым  условиям реализации инновационного проекта  следует отнести:

  1. Наличие кадров нужной квалификации. Здесь необходимо оценить результаты аттестации сотрудников предприятия, их профессиональные, творческие и организаторские качества. Особенное внимание следует уделить результатам аттестации сотрудников, которые будут вовлечены в инновационный проект.
  2. Наличие оборудования и производственных мощностей. Необходимо оценить возраст оборудования, степень его износа, пропускную способность, коэффициенты экстенсивной и интенсивной его загрузки, использование производственной мощности и т.п.
  3. Наличие подкрепляющих результатов маркетингового исследования потребителей и рынка. Здесь необходимо провести маркетинговое исследование потребителей на предмет их предпочтений и вкусов, потребностей, провести функционально-стоимостной анализ изделий, которые производятся фирмой и нового изделия.
  4. Готовность персонала к восприятию инновации. Здесь необходимо оценить отношение работников к нововведениям и изменениям.
  5. Наличие возможностей во внешней среде организации. Оцениваются наличие и возможность получения льгот на новую продукцию согласно законодательству, возможностей поставщиков ресурсов.
  6. Наличие источников финансирования. оцениваются собственный капитал, условия и возможности привлечения кредитов, выпуска ценных бумаг.

Система управления инновационными проектами  должна также включать в себя основные правила и подходы к группировке  инновационных проектов и инноваций. Так инновационные проекты могут  быть сгруппированы по характеру  эффекта и виду доходов. При этом можно выделить следующие виды проектов:

  1. Проекты, окупаемые в краткосрочном периоде, предусматривающие быстрое получение дохода от инновации. Они способствуют реализации тактических целей фирмы. Могут служить также обслуживающими проектами для реализации основных крупных проектов. Тем не менее, они могут быть вполне самостоятельными и не иметь своего продолжения в последующих проектах организации.
  2. Сопутствующие проекты. Они призваны принести прямой доход от мелкой инновации, который затем будет реинвестирован в другие, более значимые проекты. Они служат оперативным целям предприятия.
  3. Основные проекты. Они рассчитаны на достаточно длительный срок, представляют основную сферу интересов фирмы. Они призваны служить реализации стратегических целей фирмы, приносить длительный стабильный доход. Здесь реализуются радикальные базисные инновации. При этом, доход от реализации таких проектов может возникать не сразу, не с первого года проекта.
  4. Обслуживающие проекты. Этот тип проектов можно представить как проекты, которые приносят косвенный доход в виде роста квалификации персонала, создания благоприятного имиджа фирмы в глазах потребителей, общества, повышении эффективности используемых на предприятии технологий бизнеса, управления.  
    [3, с.319]

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия ОАО «Белкард»