Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия. Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая+.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                            

 

 

 

 

 

Таблица 1.2 - Классификация инноваций по А. И. Пригожину

Классификационный признак

Вид инновации

1. По распространенности.

Единичные и диффузные.

2. По месту в производственном цикле.

Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые.

3. По преемственности.

Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка.

Локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны.

Радикальные, комбинаторные, совершенствующие.


 

 

Итак, рассмотрев данные классификации, следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой. Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву на мой взгляд наиболее точно распределяет всю совокупность нововведений по признакам на группы.

Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым, создавая вариантность выбора решений.

 

    1. Роль инноваций в развитии предприятия

 

Отечественные товаропроизводители вступают в борьбу за потребителя между собой. Как показывает практика, это сражение выигрывает тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью ставит разработку новых видов продукции. Именно вклад инноваций является решающим фактором успешной производственной деятельности любого предприятия. Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения[4, с.20].

 Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышения эффективности производства. Качественно новые масштабно освоенные технологии способны обеспечить решение сложных, не разрешимых на прежней технологической базе производственных задач. Промышленные предприятия также пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как один из самых главных способов повышения конкурентоспособности производимой продукции, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая различные трудности, начали своими силами вести разработки в области технологических инноваций[15, с.50;53].

 Новые технологии в данном случае выступают в качестве вспомогательного материала для использования их в производстве продукции. Процесс распространения инноваций называют диффузией технологий. Скорость диффузии зависит, в основном, от эффективности технологической инновации. Причем, чем больше число предприятий использовало данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали. Более того, чем раньше предприятие начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. Во всем мире инновации сегодня - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания[15, с.52].

Зарубежные компании придают большое значение вложению средств в инновационную деятельность, которая дает хороший экономический эффект, особенно из-за повышения степени конкурентоспособности их продукции. Однако вопреки закономерностям развития рыночной экономики индустриальных стран, где наблюдается стремительный рост инновационной активности, российская действительность в области развития инноваций оставляет желать лучшего. Обновление продукции промышленными предприятиями осуществляется неравномерно. Инвестирование инновационной деятельности в России остается на достаточно низком уровне, хотя все понимают необходимость развития именно этого направления работы всех промышленных предприятий. Многие предприятия имеют разработки, отличающиеся применением эффективных технологий и позволяющие выпускать продукцию на уровне мировых стандартов. Однако достижение существенных результатов в развитии инновационной сферы среди широкого круга предприятий в ближайшее время представляется проблематичным.

Причин этому несколько:

- предприятия ориентируются главным образом на краткосрочные результаты деятельности, пренебрегая при этом среднесрочными и долгосрочными. Об этом говорит отсутствие на предприятиях научно-обоснованных планов средне- и долгосрочного характера, вследствие чего невозможно вести планомерную подготовку производства и персонала к обновлению продукции;

- предприятия не готовы к изменениям рыночного спроса, вследствие отсутствия четкой связи между результатами маркетинговых исследований и работами по обновлению продукции. Это относится даже к тем предприятиям, которые достаточно хорошо ориентируются на рынке: осуществляют анализ текущего состояния рынка и конкурентов и располагают прогнозами на будущее;

- неэффективность использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

- несбалансированность инвестиционной политики предприятия, приводящей к распылению ресурсов. Для крупного машиностроительного предприятия проблема заключается еще и в том, что в «едином» котле практически невозможно определить «успешно работающие» или «неэффективные» производственной деятельности;

- неприспособленность систем планирования, учета и контроля к современным условиям хозяйствования и неэффективность финансового менеджмента, управления издержками производства, что не позволяет использовать реальные резервы повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Все эти факторы обусловили снижение эффективности инновационной деятельности, основанной на использовании закрытых инновационных процессов[16, с.220;225].

В последнее время все большее распространение получает концепция открытых инноваций, предложенная Генри Чесбро в качестве новой парадигмы. На основании исследования моделей инновационной деятельности крупных компаний различных стран автор делает вывод о неэффективности закрытой модели инноваций и о переходе инновационного процесса в новое качество[16, с 180].

Модель инновационного процесса, основанная на концепции открытых инноваций, явилась логикой развития специализации не только в промышленности, но и в науке. Теперь развиваются не вертикальные связи, а горизонтальные.

На предприятиях, которые строят свои бизнес-модели на основе данной концепции, существенно снижаются издержки, связанные с научно-исследовательскими работами, и, как следствие, уменьшаются инновационные риски[17, c.59].

Отношение к проблеме моделирования инновационного процесса среди исследователей неоднозначно. Линейность модели определяется тем, что каждый новый этап-это входная информация для последующего. Здесь подчеркивается необходимость усиления связей между различными подразделениями предприятия[16,с 186].

Современная экономика глобальна, компьютерные технологии создают тесную связь, делают доступной любую информацию. Важную роль играет умение грамотно воспользоваться информацией, технологиями, методами и т.д., которые созданы специалистами в своей области.

Для обеспечения стратегически важных конкурентных преимуществ инновации должны быть построены на следующих принципах открытых инноваций:

- для получения коммерческого преимущества на рынке и инновационного развития предприятия одинаково важны использование и интеграция внутренних и внешних знаний;

всемерно поддерживать сотрудничество и налаживать кооперацию при реализации инновационных проектов;

-  для достижения поставленной инновационной цели следует создать такую бизнес-модель, которая позволяет рационально использовать имеющиеся и привлеченные ресурсы, в том числе интеллектуальные;

-  для получения коммерческого преимущества на рынке предприятие должно активно участвовать в обмене интеллектуальной собственностью, быть ее покупателями и продавцами[16, c. 185; 186].

Таким образом, главная задача модели инновационного процесса открытого типа  продемонстрировать, что обеспечивающим фактором инновационного развития предприятия является оптимальное совмещение стратегического партнерства, развивающие и расширяющие предпринимательскую деятельность на основе инноваций и отношения с местными и зарубежными партнерами.

Итак, от того, на сколько правильно подобрана бизнес-модель, зависит успех реализации инновационной деятельности. Экономическая ценность возникает в процессе коммерческой реализации. Поэтому, чтобы получить экономическую ценность этой инновации, необходимо так построить временные этапы, найти такие методы и средства, чтобы, используя собственные и привлеченные материальные, трудовые, финансовые и интеллектуальные активы, добиться максимального коммерческого эффекта.

2 Расчет экономических  показателей деятельности предприятия

2.1 Исходные данные

В таблицах  2.1, 2.2, 2.3, 2.4 даны сходные данные. Затраты на изготовление продукции в I квартале в таблице 2.1, потребление и продажа материальных ресурсов в таблице 2.2, состояние основных фондов в таблице 2.3, финансовые показатели работы предприятия в таблице 2.4.

Таблица 2.1 - Затраты на изготовление продукции в I квартале

  Показатели 

Изделие А

Изделие Б

Выпуск, шт.

1400

2800

Нормы расхода:

   

металла, т/шт.

0,28

0,21

топлива, т/шт.

0,014

0,0112

электроэнергии, кВт/шт.

1120

700

Сдельные расценки, руб./шт.

80

100

Рентабельность (к себестоимости), %

30

25


 

Таблица 2.2 - Потребление и продажа материальных ресурсов

Показатели

Количество, т

Цена приобретения, руб.т

Цена продажи, руб.т

Металл

980

1440

 

Металл

620

1440

1620

Топливо

50,96

1200

 

Электроэнергия, кВт.ч.

3528000

1,8

 

 

Таблица 2.3 - Состояние основных фондов

Показатели

Стоимость, млн. руб.

Норма амортизации, %

Здания и сооружения

2,8

2

Машины и оборудования

4,2

12


 

Вся сумма амортизационных отчислений и 40% чистой прибыли направлены на развитие производства.

В результате внедрения мероприятий научно-технического прогресса со второго полугодия нормы расхода металла снизились на 8% при повышении цен на  металл на 5%; квартальный объем производства и соответственно производительность труда повысились в 1,2 раза без увеличения численности работников, заработная  плата производственных рабочих выросла на 6%, условно-постоянные расходы – на 3%.

Таблица 2.4 – Финансовые показатели работы предприятия

Показатели

Абсолютные величины

%

Ставка НДС

 

18

Прочие расходы, включаемые в себестоимость

128

 

Численность работников

140

 

Среднемесячная заработная плата одного работника

1200

 

Отчисления от заработной платы во внебюджетные фонды

 

26

Доход от сдачи помещений в аренду (ежемесячно)

42000

 

Дивиденды по ценным бумагам и банковский депозит (ежеквартально)

112000

 

Налоги на прибыль за квартал

101000

 

Ставка налога на прибыль

 

24

Ставка налога на доход по ценным бумагам и  банковским депозитам

 

9

Экономические санкции за квартал

40000

 

 

 

2.2 Составление сметы  затрат на производство и продажу  продукции

 

Смета затрат (стоимость материальных затрат, фонд заработной платы и амортизационные отчисления) приведена в таблице 2.5.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия