Инновационные стратегии в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как императивное требование нашего времени, является общим. Как отмечает ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье, «в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям».
Особенно актуальна эта проблема для нашей страны. В результате политических и экономических изменений в стране, произошедших после периода перестройки, распада СССР и обретения независимости Беларуси, внешняя среда деятельности производственных организаций радикально изменилась. В стране идет широкомасштабная экономическая реформа, переход экономики на рельсы рыночных отношений, развивается процесс разгосударствления и приватизации производственных предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
1. Виды инноваций и их классификация…………………….3
2. Процесс разработки инноваций ……………………………4
3. Разработка стратегии введения нового товара на рынок…………………………………………………………..7
ВЫВОД…………………………...………………………………15
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные стратегии в деятельности предприятия.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2

  1. Виды инноваций и их классификация…………………….3

  1. Процесс разработки инноваций ……………………………4
  2. Разработка стратегии введения нового товара на рынок…………………………………………………………..7

ВЫВОД…………………………...………………………………15

     ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой  мере она способна к нововведениям.

Необходимость инновационной  деятельности, способность к нововведениям  выступает как императивное требование нашего времени, является общим. Как  отмечает ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье, «в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям».

Особенно актуальна  эта проблема для нашей страны. В результате политических и экономических  изменений в стране, произошедших после периода перестройки, распада СССР и обретения независимости Беларуси, внешняя среда деятельности производственных организаций радикально изменилась. В стране идет широкомасштабная экономическая реформа, переход экономики на рельсы рыночных отношений, развивается процесс разгосударствления и приватизации производственных предприятий.

В настоящее время  необходимость преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые  преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.

Механизмы приспособления к изменившейся внешней среде, разнообразные  преобразования и нововведения рассматриваются  в специальной отрасли знания – инноватике. Инноватика – это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в организации. Предметом нашего рассмотрения в данной работе является нововведения в организациях, то есть целенаправленные изменения  в функционировании предприятий как системы, которые вносят в них относительно стабильные элементы, существенно преобразующие функции и характер управления ими. Таким образом, в отличие от различных стихийных, спонтанно возникающих изменений инноватика рассматривает механизм инициируемых и контролируемых изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия.

Инновационная стратегия  получила признание в качестве одного из основных средств достижения целей  организации в условиях высокого уровня неопределенности  ожидаемых  результатов, инвестиционных рисков проектов. В этой работе я рассмотрю все виды инноваций, а также выделю  особенности процесса разработки инноваций и сложности при выводе нового товара на рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды инноваций и их классификация

 

Необходимо различать:

- инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

- расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают:

- применение новых  материалов;

- новых полуфабрикатов  и комплектующих;

- получение принципиально  новых продуктов. 

Процессные  инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны  для рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли  в мире;

- новые для отрасли  в стране;

- новые для данного  предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать  предприятие (фирму) как систему, можно  выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия:

- управленческой;

- производственной;-

 технологической.

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций  отличаются друг от друга по степени  охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными  из научно-исследовательского института  системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области управления.

Классификация инноваций по А. И. Пригожину:

1. По распространенности:

- единичные

- диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле:

- сырьевые

- обеспечивающие (связывающие)

-продуктовые

3. По преемственности:

- замещающие

- отменяющие

- возвратные

- открывающие

- ретровведения

4. По охвату:

- локальные

- системные

- стратегические

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

- радикальные

- комбинаторные

- совершенствующие

Два последних направления  классификации, учитывающие масштаб  и новизну инноваций, интенсивность  инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций. 

 

 

  1. Процесс разработки инноваций 

 

Термины «инновация»  и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций.

 Различают три логических формы инновационного процесса:

- простой внутриорганизационный (натуральный);

- простой межорганизационный (товарный);

- расширенный.

Простой инновационный  процесс предполагает создание и  использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

 При простом межорганизационном  инновационном процессе новшество  выступает как предмет купли-продажи.  Такая форма инновационного процесса  означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

 Наконец, расширенный  инновационный процесс проявляется  в создании все новых и новых  производителей нововведения, нарушении  монополии производителя-пионера,  что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

 В условиях товарного  инновационного процесса действует  как минимум два хозяйственных  субъекта: производитель (создатель)  и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

 По мере  превращения инновационного процесса  в товарный выделяются две  его фазы:

1. Создание и распространение

Создание инновации - последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства (еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации).

Распространение инновации - это перераспределение общественно-полезного  эффекта между производителями  нововведения, а также между производителями  и потребителями (это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п.)

2. Диффузия нововведения

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени (иными словами диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).

 Одним из важных  факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.

Процесс разработки и  вывода товара на рынок включает этапы  от генерации идей до начала коммерческой реализации товара. В это время фирма создает потенциальные варианты, получает представление потребителей о них, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке. Экономия на первых этапах может вызвать большие издержки, и даже потери на последующих. Поэтому разумная политика состоит в тщательной проверке концепции товара на ранних этапах. Основные этапы этого процесса отражены на рис. 1.

Рис. 1. Процесс разработки и вывода товара на рынок

 

Стратегическое  значение каждого этапа процесса

 

Gap-анализ проводится в процессе обзора рыночной ситуации по следующим главным элементам: бреши в использовании; бреши в распределении; бреши в продукте; бреши в конкуренции.

Если gар-анализ показал наличие брешей, то естественным становится следующий этап – генерация идей, заполнение этих брешей. Генерация идей – постоянный поиск возможностей создания новых товаров (услуг). Он включает определение источников новых идей и методов их генерации. Источниками могут быть сотрудники различных служб, каналы сбыта, конкуренты, правительственные службы и т.д. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на желаниях и нуждах потребителей. Источники, ориентированные на НИОКР, выявляют возможности создания новых товаров на основе фундаментальных исследований.

После того как фирма  выделила идеи потенциальных товаров, она должна провести их фильтрацию, чтобы исключить из рассмотрения неподходящие. Как правило, такая фильтрация производится на первичной стадии с помощью балльных оценок идей по соответствующим фильтрующим перечням, где содержатся критерии оценок идей, их веса и пределы балльных оценок.

Фирма должна иметь обратную связь с потребителями по поводу своих идей и продукции. Проверить концепцию – значит представить потребителю предлагаемый товар и оценить его отношение к нему и намерение сделать такую покупку.

Экономический анализ оставшихся идей продукции гораздо больше детализован, чем этап фильтрации. Это связано с тем, что следующий этап – дорогая и длительная разработка продукции. Поэтому действенное использование экономического анализа необходимо, чтобы вовремя устранить малоэффективные варианты. Экономический анализ должен включать:

– прогнозы спроса (соотношение  объемов сбыта и цен, потенциальный кратко- и долгосрочный сбыт, сезонность, показатели повторных и замещающих покупок, интенсивность каналов сбыта);

– прогнозы издержек (общие  и относительные издержки, использование  существующих мощностей и ресурсов, соотношение начальных и текущих расходов, оценки расходов на сырье и прочих издержек, экономия на масштабе производства, издержки в каналах сбыта, уровень достижения окупаемости);

– оценку конкуренции (кратко- и долгосрочные показатели положения  на рынке конкурентов и компании, вероятные стратегии конкурентов в ответ на новую продукцию фирмы);

– оценку требуемых инвестиций (в НИОКР, испытания, продвижение, подготовку производства, распределение и сбыт);

– оценку прибыльности (период покрытия первоначальных расходов, кратко- и долгосрочная общая и относительная прибыль, контроль над ценами, скорость возврата инвестиций и доход от них, риск).

Концепция продукта и разработанный продукт – совершенно разные вещи. Между ними годы и огромные издержки на НИОКР и подготовку производства. После разработки нового работоспособного продукта необходимы инвестиции собственно в производство. Чтобы снизить риск, необходимы соответствующие испытания продукта, в том числе и потенциальными потребителями. В идеале процесс тестирования не должен ограничиваться определением выходных параметров. Для того, чтобы окупились затраты на разработку и производство продукта, он должен сохранять свое преимущество на рынке для повторных покупок в течение определенного времени. Следует проверить ремонтопригодность и удобство сервиса изделия, а также его надежность при длительной работе.

Пробный маркетинг – это идеальное средство для оценки продукта, продвижения и распределения в небольших масштабах. При проведении пробного маркетинга должны быть получены ответы на следующие вопросы: какой рынок исследуется (где он, это испытуемый город или телевизионный ареал, какая область наиболее подходит для оценки специфических характеристик); что именно исследуется; как долго продолжаются исследования; что является критерием успеха.

Информация о работе Инновационные стратегии в деятельности предприятия